Найти тему
Строительный мир

В России построят новую железную дорогу до Белого моря

В России намерены построить новую стальную магистраль, которая протянется от одной из станций Северной железной дороги до побережья Белого моря, где в районе деревни Куя, чуть севернее острова Мудьюгский, в первой половине следующего десятилетия появится современный глубоководный порт. Проект последнего активно обсуждается с 2022 года, хотя сама по себе идея имеет давнюю историю. Но сегодня данная инициатива на фоне переустройства логистических цепочек и поворота экономики страны на Восток приобрела особую актуальность.

В июне 2024-го на Петербургском международном экономическом форуме Сбер, АО «Евросиб» и власти Архангельской области подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве с целью реализации упомянутого проекта на принципах государственно-частного партнерства. Ожидается, что необходимая документация будет готова до 2027-го. После чего на площадке начнутся работы по строительству глубоководного порта с максимально допустимой осадкой 14,5 м.

© Сетевое издание «DVINANEWS» / dvinanews.ru
© Сетевое издание «DVINANEWS» / dvinanews.ru

Инициаторы кампании неоднократно подчеркивали важность этой масштабной задумки. Для многих производителей Северо-Западного федерального округа будущий порт станет новыми воротами на Восток. Объект имеет большое значение для развития Северного морского пути, по которому, как ожидается, к 2030 году будут перевозить до 150 млн тонн грузов (в 2023 г. объем грузопотока по СМП составил 36,25 млн тонн). В целом, план развития СМП до 2035 года предполагает порядка 150 различных мероприятий с суммарным объемом финансирования 1,8 трлн руб.

Как неоднократно замечалось, без наличия соответствующих сухопутных дорог строительство порта мощностью 19 млн тонн не имеет значения. Именно поэтому параллельно рассматривается вопрос сооружения новой железнодорожной ветки до берега Двинской губы. Эту тему 10 июля текущего года региональные власти обсудили с начальником Северной железной дороги (СЖД) Рашидом Сайбаталовым, о чем сообщила пресс-служба областного правительства.

Точная трассировка будущей линии пока неизвестна. Сегодня «железка» от станции «Соломбалка», модернизация которой с целью расширения пропускной способности намечена до 2027-го, доходит до места впадения реки Кузнечиха в Маймаксу. По всей видимости, именно эту ветку, как упоминалось ранее, и протянут дальше примерно на 50 км вдоль побережья до деревни Куя. В данном случае придется построить мостовой переход через р. Кузнечиха протяженностью около 1 км, без учета подходов.

Не исключено, что в обозримом будущем, с учетом развития портовой инфраструктуры Архангельска, будет реализован и давний железнодорожный проект, призванный напрямую соединить регионы Урала и Сибири с промышленными и добывающими предприятиями СЗФО — так называемый «Белкомур».

© belkomur.com (Железнодорожная магистраль «Белкомур» на карте)
© belkomur.com (Железнодорожная магистраль «Белкомур» на карте)

В рамках кампании, стартовавшей еще в конце 1990-х, планировали построить участки Карпогоры – Вендинга и Сыктывкар – Соликамск. А также реконструировать действующую инфраструктуру на направлениях Архангельск – Карпогоры и Микунь – Вендинга. Но этот проект, сохраняющий свою актуальность, удалось в свое время реализовать лишь на 1%, о чем можно прочитать по ссылке ниже.

В статье использованы изображения Сетевого издания «DVINANEWS» / dvinanews.ru