Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Могли сбить. Авиаэксперт дал расклад по катастрофе Superjet под Коломной

Оглавление
   На месте крушения самолета.
На месте крушения самолета.

В субботу, 13 июля, на месте падения самолета Sukhoi Superjet 100 были найдены бортовые самописцы, которые в народе называют «черными ящиками». Если записи на них не пострадали, то они покажут причину вчерашней катастрофы. Авиаэксперт рассказал aif.ru о том, какие могут быть эти причины, что с самолетом делали в Луховицах, зачем он совершил шесть кругов, и почему с бортом пропала радиосвязь задолго до его падения.

Куда пропала связь?

Последний полет самолета компании «Газпромавиа» Sukhoi Superjet 100 попал на камеру. Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного Совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов внимательно изучил эту запись. И она вызвала у него множество вопросов.

«В какой-то момент у борта пропала связь с землей, — объясняет авиаэксперт. — После вылета диспетчер спросил его о планируемой высоте. Через несколько минут, когда самолет должен был набрать высоту в 3 тыс. метров, диспетчер спросил, удалось ли это? Но борт уже молчал. Связь с ним исчезла. А до падения было еще далеко».

Как пишут СМИ, Superjet перед катастрофой сделал несколько кругов — зачем? Ведь это огромный расход и топлива, и времени. Смирнов опровергает версию, что пилоты избавлялись от топлива перед тем, как зайти на аварийную посадку. Потому что самолет шел пустой, его вес и так был небольшим.

По словам Смирнова, самолет мог превысить критичный угол атаки, что влечет исчезновение подъемной силы, и тогда самолет сваливается в штопор. По мнению Смирнова, именно это, судя по записям, и произошло. Самолет упал буквально камнем.

СМИ писали, что погибшие пилоты увели самолет от населенных пунктов, но Смирнов это опровергает.

«Ну нет, конечно, — качает головой заслуженный пилот. — Когда самолет в штопоре, он неуправляем, его никуда не уведешь».

Дрон превращается в снаряд

Если причина аварии в двигателе, то что же могло вызвать его поломку? По словам авиаэксперта, это могла быть изначальная неисправность, могла быть и птица. Попадание птиц в двигатель практически всегда вызывает его остановку. Но также одной из возможных причин катастрофы могла быть диверсия.

«Да, мог быть и дрон, запущенный противником, — отмечает Олег Смирнов. — Сами БПЛА небольшие, но при таких скоростях нужно учитывать кинетическую энергию. И тогда беспилотник превращается в настоящий снаряд. Но это лишь одна из возможных версий».

Найденные бортовые самописцы должны установить истину — дрон это был, птицы, изначальная неисправность двигателя или что-то совсем иное. По мнению Смирнова, совсем интересный вариант будет, если неисправность окажется в механизмах или электронной начинке самолета. Потому что Sukhoi Superjet 100 перегоняли в аэропорт «Внуково» с аэродрома луховицкого авиационного завода, где он был на ремонте. Согласно информации на официальном сайте предприятия, на этом заводе производятся самолеты Ил. Но почему же туда на ремонт был отправлен самолет совершенно другой модели?

«Главная проблема в том, что Sukhoi Superjet хоть и российского производства, но на 75% состоит из зарубежных комплектующих, — объясняет авиаэксперт. — То есть у него даже двигатель почти полностью французский. И сейчас все это попало под санкции. Нет "родных" запчастей. Кто возьмется ремонтировать? ЛАЗ согласился».

И теперь непонятно, насколько адекватно был проведен этот ремонт. Например, что за запчасти, закупленные, как предполагает Смирнов, скорее всего, по параллельному импорту, были использованы для этого Sukhoi Superjet, насколько они подходили именно этой модели.

Обменяли свои жизни на жизни пассажиров?

«Конечно же, комиссия, которая сейчас занимается расследованием причин катастрофы, задаст вопрос заводу, — объясняет Смирнов. — Почему самолет, выработавший свой межремотный ресурс, нормально прилетел в Луховицы, а отремонтированный улетел и рухнул спустя несколько минут? И еще, если неисправность, то она могла проявиться не в первый вылет, а, допустим, во второй».

Второй после ремонта вылет Sukhoi Superjet 100 должен был произойти 13 июля из аэропорта Внуково. Компания «Газпромавиа» занимается перевозом чартерными рейсами своих сотрудников.

«В субботу этот самолет должен был везти 90 пассажиров, — акцентирует Смирнов. — И тогда получается, что погибшие члены экипажа — два пилота и бортпроводник, невольно отдали свои жизни за жизни этих девяти десятков рабочих».

В этой авиакатастрофе очень много странностей. Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков заявил, что разбившийся самолет летел из луховицкого аэродрома «Третьяково» в аэропорт «Внуково» без разрешения. Что за разрешение, чиновник не уточнил.

«Есть специальная процедура для перегонки самолетов с завода, — поясняет авиаэксперт. — И в нее входит получение разрешение, так называемого "флай-плана", где указываются все данные самолета и характеристики предполагаемого полета. Неужели его не было? В это трудно поверить».

По словам Смирнова, есть правило, по которому каждый самолет после ремонта должен облетываться заводскими летчиками-испытателями. И после того, как они ставят визу, что все нормально, его должны облетать гражданские пилоты. А тут, как пишут СМИ, этого не произошло, сразу после окончания ремонта борт перегнали во Внуково.

Но тогда, возможно, раскроется тайна этих шести кругов, которые, по информации пилоты Sukhoi Superjet 100 перед падением. То есть, они могли решить провести необходимую процедуру облетывания по пути в аэропорт. Однако авиаэксперт сомневается в этой версии. По его словам, за семь минут полета самолет не успел бы сделать такое количество кругов. Поэтому, возможно, что информация про это является фейком.

Как отмечает Смирнов, находка «черных ящиков», содержимое которого, по заявлению Межгосударственного авиационного комитета, не пострадало, дает надежду, что причины катастрофы Sukhoi Superjet 100 будут расследованы быстро. Это необходимо сделать для безопасности последующих полетов.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ