Найти тему

Великий человек - Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — известный композитор, выдающийся музыкальный педагог, дирижёр и критик. Автор многих музыкальных произведений: опер, симфоний, концертов, вокальной и духовной музыки. Считается основоположником жанра оперы-сказки. Римский-Корсаков, биография которого включает и педагогическую деятельность, является также автором двух учебников по музыкальным дисциплинам.

Николай Андреевич Римский-Корсаков переехал в дом №28 по Загородному проспекту в г. Санкт-Петербург в сентябре 1893 года. Уютное место, спокойный двор, просторная, светлая квартира — всё способствовало тому, чтобыкомпозитор остался здесь на 15 самых плодотворных лет в его жизни. B квартире №39 вместе с Николаем Андреевичем и его женой Надеждой Николаевной проживали четверо детей— София, Андрей, Владимир и Надежда. Старший сын Михаил к тому времени жил отдельно.

В 1908 году, вскоре после смерти Н. А. Римского-Корсакова, Надежда Николаевна задумалась о создании музея. Она составила список предметов, которые считала необходимым сохранить для увековечивания памяти о композиторе. Однако, после революции, квартира Римских-Корсаковых была превращена в коммунальную. Весной 1918 года Надежда Николаевна последней из семьи покинула её, разделив вещи между детьми.

К счастью, значительная часть убранства квартиры в советское время сохранилась. Дети и внуки композитора сберегли более 250 предметов и передали их в дар музею, который открылся 27 декабря 1971 года. Это позволило полностью воссоздать обстановку кабинета, гостиной, столовой и передней. В подлинности интерьеров этих комнат заключается особая ценность Музея-квартиры. Остальная, исторически менее ценная часть квартиры, восстановление которой не планировалось, была реконструирована. На месте комнат прислуги и кухни, а также личных помещений сейчас находятся выставочный, концертный и интерактивный залы.

План квартиры при жизни Н.А. Римского-Корсакова (1893–1908).
План квартиры при жизни Н.А. Римского-Корсакова (1893–1908).

Данный мемориальный музей-квартиру  мне удалось посетить  29 октября. Поднявшись по лестнице н а третий этаж,  я попала  в концертный зал, который не является  мемориальным помещением. Он предназначен для проведения камерных концертов  и  встреч с деятелями культуры.

Концертный зал в мемориальном Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова.
Концертный зал в мемориальном Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова.

Сейчас здесьорганизована выставка "Брат мой Воин", посвящённая 200-летию со дня рождения контр-адмирала Воина Андреевича Римского-Корсакова, старшего брата композитора. Эта небольшая экспозиция поведала мне интереснейшую историю семьи, несколько поколений которой посвятили свою жизнь службе на флоте, проявив себя настоящими морскими офицерами, до конца исполнившими воинский долг. 

Впечатлившись историей достойнейшей петербургской семьи, я вошла в первую комнату восстановленной квартиры композитора. Это столовая. Рано утром Николай Андреевич появлялся здесь. Прежде чем приняться за работу, он сам варил себе кофе в спиртовом кофейнике.Проходя через гостиную, на секунду задерживался у рояля, чтобы взять аккорд в нужной тональности, и спешил в кабинет.

К 12 часам вся семья ждала его к завтраку. Во главе стола занимала место Надежда Николаевна. Справа от нее — Николай Андреевич. Так стоят их приборы и сейчас, а скатерть и салфетки маркированы инициалами членов семьи.

Обеденный стол квартире Римских-Корсаковых.
Обеденный стол квартире Римских-Корсаковых.

Обедали по возвращении Николая Андреевича из Консерватории около 6 часов вечера. Нередко к семейным трапезам присоединялся кто-нибудь из друзей или его учеников. Часто после окончания спектаклей и концертов, в дни музыкальных собраний, здесьсобиралось много гостей.

Убранство стен столовой составляют картины голландской школы и семейные портреты. Особый интерес представляют портреты предков композитора. В 1390 году Венцеслав Корсак, чех понациональности, прибыл в Москву из Литвы и положил начало рода Корсаковых в России. Приставка «Римские» появилась в 17 веке. Вверхнем ряду портретов в овальных рамах — прапрабабушка композитора Прасковья Аггеевна. В центре — портрет одного из её сыновей, Воина. Воин Яковлевич — прадед Николая Андреевича,вице-адмирал, был первым представителем морской профессии в семье.

Портреты предков Н. А. Римского-Корсакова.
На столике у стены - кофеварка и кофейник, которыми пользовался композитор по утрам перед уходом в консерваторию. Рядом лежит салфетка с вышитыми инициалами хозяина квартиры.
Портреты предков Н. А. Римского-Корсакова. На столике у стены - кофеварка и кофейник, которыми пользовался композитор по утрам перед уходом в консерваторию. Рядом лежит салфетка с вышитыми инициалами хозяина квартиры.

Справа от буфета — портрет дяди композитора, Николая   Петровича   Римского-Корсакова, известного мореплавателя.   Его   именем назван один из островов Тихого   океана. Над диваном   портреты родителей Николая Андреевича — Софьи Васильевны и   Андрея Петровича. Здесь же фотография старшего брата композитора   Воина Андреевича, контр-адмирала, исследователя восточных морей.

Портреты предков Н. А. Римского-Корсакова.
Рядом с портретами родителей композитора висит большая картина, подаренная Николаю Андреевичу любимым дядей.
Ниже можно заметить прекрасно сохранившийся изящный диван с гобеленовой обивкой.
Портреты предков Н. А. Римского-Корсакова. Рядом с портретами родителей композитора висит большая картина, подаренная Николаю Андреевичу любимым дядей. Ниже можно заметить прекрасно сохранившийся изящный диван с гобеленовой обивкой.

С морской службы, традиционной в семье Римских-Корсаковых, начиналась и биография Николая Андреевича. На старинных рисунках в простенке между окнами — портреты родителейжены композитора, Анны Антоновны и НиколаяФёдоровича Пургольд. 

Из столовой я попала в гостиную. Дом Римских-Корсаковых был одним из музыкальных центров Петербурга. Здесь собирались композиторы, артисты, художники и музыканты, ав авторском исполнении звучали произведения Глазунова, Рахманинова, Стравинского. В домашних концертах принимали участие Е. К.Мравина, Н. И. Забела-Врубель — исполнительницы многих женских партий партии в операх Римского-Корсакова. Особенно оживленными были “шаляпинские” вечера, на которых собиралось порой до 100 человек гостей. На одном из них Ф. И. Шаляпин исполнил целиком камерную оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери”. Обладая удивительным голосом иуникальным актёрским даром, Федор Иванович пел тогда за обоих персонажей. Расположение гостей в квартире Римских-Корсаковых. В музее также есть специальное оборудование, с помощью которого посетители могут послушать голоса оперных артистов, бывавших в доме Н. А. Римского-Корсакова.

-6

-7

Постоянным аккомпаниатором на вечерах была Надежда Николаевна. С её участием составлялись семейные камерные ансамбли: сыновья играли на виолончели, скрипке, дочери пели. C 1905 года эти вечера стали регулярными и получили название "корсаковских сред”.

В гостиной Римских-Корсаковых можно заметить два уютных уголка, устроенные друг напротив друга. Один возле кафельной печи, а второй рядом с камином. Они демонстрируют посетителям изящную ореховую мебель, изготовленную из массива этого дорогого дерева. Сидения классических венских стульев обиты блестящей тиснёной кожей. Им под стать и яркие восточные ковры ручной работы, очень похожие, но слегка отличающиеся своими орнаментами.

Одну из стен украшают портреты великих композиторов: М. И.Глинки и А. П. Бородина. Между ними - большой фотопортрет самого Римского-Корсакова. Будучи человеком весьма скромным и не страдавшим избыточным тщеславием, Николай Андреевич согласился повесить здесь свой портрет лишь в связи с тем, что поля его испещрены автографами его друзей, преподнёсших портрет в раме в качестве подарка любимому коллеге.

-8

Непременным участником музыкальных собраний был большой   друг Римского-Корсакова — В.   В.   Стасов. Его скульптурный портрет   стоит на нотном шкафу. Стасов — автор адреса в виде древнерусского свитка, поднесённого Николаю Андреевичу в день 25-летия его   композиторской деятельности.

Поздравительный адрес В. В. Стасова в виде древнерусского свитка.
Поздравительный адрес В. В. Стасова в виде древнерусского свитка.

Поистине бесценной реликвией является рояль фирмы " Beeker " ,  к клавишам которого Николай Андреевич прикасался ежедневно. На пюпитре  стоит  рабочий экземпляр партитуры оперы "Снегурочка".   На  самом же  рояле стоит светильник очень интересной конструкции. При подключении квартиры к электроснабжению в начале 20-го века светильник был переделан в электрический. До этого он работал на керосине или на жидком масле. Горючее заливалось в чашу слева, и по слегка наклонным трубкам поступало в гильзу с фитилём, накрытую голубым колпаком-абажуром.

Рояль фирмы «Beeker» в квартире Римских-Корсаковых.
Рояль фирмы «Beeker» в квартире Римских-Корсаковых.

На стенах гостиной — портреты композиторов. Среди них Мусоргский, Бородин и ближайший друг Николая Андреевича – Глазунов. 

Последнее мемориальное помещение квартиры – кабинет. В него посетители попадают, пройдя прихожую, где на хозяйской вешалке висит пальто, которое Николай Андреевич носил в холодное время года. Напротив, стоит большая гостевая вешалка, снабжённая своеобразными перилами. На них гость сбрасывал с плеч шубу, которую прислуга водружала на место.

Рабочий день композитора начинался в 9 часов утра в этом кабинете. Здесь были созданы 11 опер, среди них: "Садко". "Сказка о царе Салтане”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотойпетушок”; около 50 романсов, автобиографический труд “Летопись моей музыкальной жизни». УНиколая Андреевича был исключительный музыкальный слух, и он всегда сочинял музыку за письменным столом без рояля.

В часы работы стол был завален листами новых партитур, корректурами. В 12 часов Николай Андреевич вставал, наводил образцовый порядок, шёл завтракать и уезжал в Консерваторию. После обеда он снова возвращался в кабинет, переписывал набело утренние черновики, писал письма, работал с либреттистами. И так до поздней ночи.

Стол Н. А. Римского-Корсакова.
Здесь лежат его любимые дорожные часы в кожаном футляре, семейные фотографии и знаменитые очки, знакомые по многочисленным портретам композитора.
Стол Н. А. Римского-Корсакова. Здесь лежат его любимые дорожные часы в кожаном футляре, семейные фотографии и знаменитые очки, знакомые по многочисленным портретам композитора.

За другим столом работала его жена Надежда Николаевна. Она правила корректуры, делала переложения для рояля партитур его опер.

Стол Надежды Николаевны – жены Н. А. Римского-Корсакова.
Стол Надежды Николаевны – жены Н. А. Римского-Корсакова.

Обстановка кабинета воссоздана до мелочей. Всё, как было в последние годы жизни композитора: семейные портреты на столе Николая Андреевича, дорожные часы, завещанные ему матерью, майоликовая пепельница в виде дракона, настольная лампа.

На самом почётном месте над столом — портрет М. И. Глинки, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся с юных лет. В старинном бюро хранились рукописи композитора.На книжном шкафу — бюст нотного издателя и основателя Русских симфонических концертов М.П. Беляева. Главой музыкального кружка на беляевских “пятницах”" был Николай Андреевич.

Над диваном — адрес работы М. А. Врубеля, поднесённый Николаю Андреевичу Товариществом русской частной оперы к 35-летию его композиторской деятельности. На рисунке гусляр наделен портретным сходством с Римским-Корсаковым.

Поздравительный адрес, выполненный М. А. Врубелем, в честь 35-летия композиторской деятельности Римского-Корсакова.
Поздравительный адрес, выполненный М. А. Врубелем, в честь 35-летия композиторской деятельности Римского-Корсакова.

Закончив осмотр мемориальной части музея, я перешла в Мультимедийный зал. Это пространство создано специально для того, чтобы посетители мемориального музея-квартиры могла погрузиться в творческую среду Николая Алексеевича Римского-Корсакова и проследить линии жизни композитора.

О неутомимой творческой энергии свидетельствует портрет композитора, написанный В. А. Серовым в 1898 году.

-14

Зал разделён на пять интерактивных зон, раскрывающих разные грани таланта Н.А. Римского-Корсакова и особенности его музыкального восприятия. Каждая зона оборудована наушниками, так как все комплексы связаны со слуховым опытом. 

Феномен синестезии, или звукосозерцания, иллюстрируют зоны «Цветной слух» и «Световой орган». 

Н. А. Римский-Корсаков обладал «цветным слухом» - способностью ассоциировать слуховые и зрительные впечатления. Каждая тональность окрашивалась в его воображении в определённый цвет и обладала уникальной образностью и настроением. В музее я смогла с помощью калейдоскопов и своего воображения погрузиться в мир «звукосозерцания» великого композитора.

Об ассоциации связи звука и цвета и Н. А. Римского-Корсакова известно из его размышлений и писем, а также из воспоминаний его друга и почитателя В. В. Ястребцова. Эту естественную для композитора связь я смогла ощутить благодарясветомузыкальному комплексу, напоминающему орган. Каждому звуку на клавиатуре соответствовал определённый цвет, которым окрашивалась одна из 12 труб. 

В зоне «Основы оркестровки» я смогла получить представление о звучании музыкальных инструментов и о сочетании их голосов в оркестре. Н. А. Римский-Корсаков, будучи тонким знатоком оркестра, поделился своими находками водноимённом пособии. Оно было издано уже после смерти композитора его учеником Максимилианом

Комплекс «Основы аранжировки» дал мне возможность почувствовать себя композитором и создать своё произведение, опираясь на фрагменты сочинений Римского-Корсакова. Мастерство аранжировки композитора совершенствовалось долгие годы. В юношеском возрасте он делал аранжировки сочинений классиков, позже редактировал оперы Глинки, Даргомыжского, Бородина и Мусоргского. 

Наконец, в зоне «Основы дирижирования» я встала за пульт дирижёра симфонического оркестра и смогла исполнить фрагменты трёх произведений композитора. 

Также в Мультимедийном зале представлены афиши концертов в Зале Дворянского собрания, Малом театре, в Бесплатной музыкальной школе (директором которой он был в 1874–1881 годах) с участием Римского-Корсакова. В витринах можно было наблюдать фотографии, книги, написанные композитором, дарственные ленты, роскошные альбомы. Очень было увидеть в полном составе членов знаменитой "Могучей кучки", идейным вдохновителем которой был В. В. Стасов, давший творческому содружеству композиторов столь необычное и запоминающееся название. В объединение входили: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и Ц. А. Кюи.

Афиши концертов с участием Н. А. Римским-Корсаковым.
Афиши концертов с участием Н. А. Римским-Корсаковым.

В заключении хочется сказать, что я  очень рекомендую посетить эту по-настоящему петербургскую достопримечательность, где усилиями  заботливых родственников Римского-Корсакова и сотрудников музея удалось сохранить подлинную обстановку квартиры и восстановить удивительную атмосферу, в которой жил и творил один из выдающихся русских композиторов второй половины 19 - начала 20 веков.