4,2K подписчиков

“Шеф Адам Джонс” (2015, Burnt): На ножах…с собой

Гастрономическая драма “Шеф Адам Джонс” режиссёра Джона Уэллса – это без преувеличения простая история (в ней слишком упрощён процесс работы ресторана над тем, как получить звезду Мишлен), можно сказать, сказка про то, как мужчина с невыносимым характером сломал свою жизнь, потом решил вернуться и всё начать заново. И начал – ему все хотели помочь, потому что они хорошие.

Хотя сценарий Стивена Найта на сей раз получился бесхитростным, мне этот фильм всё равно нравится со всеми своими простыми ходами. В нём есть хороший посыл – он заключается в том, что очень важно толкать себя к своей цели, даже тогда, когда кажется, что время ушло – когда нужно научиться адаптироваться к новым реалиям. Стивен Найт написал характер, который всю жизнь шёл не в ладу с собой, ему понадобилось сделать очень много ошибок, прежде чем он признал/согласился с другими, что ему придётся принимать помощь и научиться доверять, чтобы добиться успеха.

И ещё в этом фильме очень много красивой еды.

Вариант постера к фильму "Шеф Адам Джонс" (2015)
Вариант постера к фильму "Шеф Адам Джонс" (2015)

Сюжет

Опальный Адам Джонс (Брэдли Купер) возвращается в Лондон, чтобы устроиться шефом в ресторан своего близкого друга Тони (Даниэль Брюль), с которым раньше работал в Париже. Мечта Адама – получить третью звезду Мишлен. Он полон амбиций, он самоуверен и не допускает мыслей о провале, он уверен, что все должны прийти ему на помощь. Только он не учёл одной вещи – прошло пять лет с тех пор, как он исчез с радаров, многое изменилось, и он сам устарел.

Мысли и впечатления после просмотра

Главная звезда этой истории – это Адам Джонс, легендарный шеф, самая яркая звезда высокой кухни, на кого ориентируются его коллеги. Есть ряд шефов, с которыми он начинал одновременно и на одной кухне, у некого Жан-Люка в Париже. Он уже умер, но его память жива, что называется, в его учениках.

Все они – Тони, Мишель, Рис, Макс и Адам – когда были ещё юношами, набирались опыта в ресторане Жан-Люка в Париже. И все они идут фоном, их характеры не прописаны.

На момент начала истории Тони Белларди работает метрдотелем в ресторане при отеле своего отца; Рис, главный конкурент Адама, открыл свой ресторан Reece и у него есть три звезды Мишлен; Макс отсидел срок в тюрьме за нападение на повара за то, что он неправильно подавал морского чёрта; Мишель не может построить карьеру из-за выходки Адама (тот напустил крыс в ресторан Мишеля и вызвал проверку из санэпидемстанции в отместку за то, что Мишель решил начать свою карьеру, а не быть постоянно помощником шефа).

Адам Джонс – наркоман, алкоголик, бабник, перфекционист и очень хорошо разбирается в продуктах. Он боится провала и недоверчив. По словам Тони, у него было трудное детство: мать ушла из семьи, отец не стремился посвящать время сыну, и мальчик постоянно переходил из рук в руки родственников – отсюда глобальное недоверие к людям, склонность всё контролировать и бессознательное ощущение ненужности, которое нужно компенсировать стремлением быть лучшим во всём. А, по словам самого Адама, он скопил денег и сумел добраться до Парижа, где ему удалось попасть в ресторан Жан-Люка и добиться там хорошего результата. Но ему было всего девятнадцать лет, успех ударил ему в голову. Он поймал удачу, поверил, что всё у него под контролем, но вот его он как раз и потерял. Он крутил романы с женщинами, включая ресторанных критиков и Анну-Марию, дочь самого Жан-Люка, с которой на пару он злоупотреблял запрещёнными веществами. В итоге он задолжал большие деньги наркобарону Бонессису, который преследовал Адама, где бы тот ни был.

Правда, в фильме так и не рассказывается, как именно Адаму в прошлом удалось получить две звезды Мишлен, если он столько времени отводил на наркотики, алкоголь и беспорядочные романы; также остаётся загадкой, что стало причиной его оглушительного падения.

В то, что он легенда, нужно верить со слов тех, кто появляется перед ним, когда он ходит по Лондону, как по своему огороду, собирая своих будущих сотрудников в ресторан, который собирается открыть и управлять там, вопреки своей бесславной биографии.

Адам вдохновляется уличной едой, он замечает талантливого молодого поварёнка по имени Дэвид, который отлично приготовил ягнёнка для сэндвича в уличном киоске; он уводит из ресторана помощницу шефа Эллен Суини (в исполнении Сиенны Миллер), потому что она лучше всех готовит соусы; он встречает из тюрьмы Макса и извиняется перед Мишелем. Все они нужны Адаму для его ресторана. А Тони готов всегда прийти на помощь Адаму, потому что влюблён в него всю свою жизнь и это не является секретом – ни для Тони, ни для Адама. Адам знает, что он очень жесток с Тони, но ему не до его чувств, потому он ничего не предпринимает, оставляя чувства Тони так, как они есть.

А в то, что он сам во всём виноват, тоже только его слова. Он повторяет это неоднократно. Так и не открывается, что именно случилось в прошлом. То, что он выпил и употребил все доступные вещества, тоже преподносится как факт. Это всё очень общая информация. Он даже не выглядит так плохо, как должен бы после разгульного образа жизни. По идее вид у него мог быть унылый, серый и отталкивающий, но он, напротив, словно бы ночевал на облачке и умывался росой. То, что он уже не так красив, как прежде, можно понять только со слов Тони, который с грустью посмотрел на его голый торс, до которого Адам его никогда не допустит.

Зато есть конкретное наказание – Адам заставил себя очистить один миллион устриц в качестве искупления за свои ошибки. В этой самоистязательной пытке тоже прослеживается его зависимость. Не алкоголь и наркотики, так постоянно повторяющаяся рутина с устрицами. Позже психоаналитик Тони выявила по поведению Адама наличие синдрома навязчивых состояний. Он прокладывает себе путь как бур – сквозь грунт, не замечая потребностей других людей.

Адам признался, что только на кухне Жан-Люка он чувствовал себя нужным. Это самое важное, что он сам о себе рассказал в искреннем разговоре с Эллен. Он – самый несчастный человек на свете, он хотел стать лучшим, чтобы быть нужным. Но он просто никогда не любил и не позволял никому себя любить, и не понимал, что его ошибка именно в этом.

В этом фильме основное действие разворачивается не в самом ресторане (его залы показывают во время подачи, чтобы продемонстрировать красоту готовых блюд), а в зоне кухни. Здесь важно показать, что у людей, которые готовят еду для гостя ресторана, есть своя бурная жизнь. То есть это способ придать человеческих черт грозному шефу, о котором сложилось стереотипное мнение, как о генерале, кричащем на взвод солдат. Как часто вы задумываетесь о том, кто приготовил то или иное блюдо, когда приходите в ресторан или кафе? За себя отвечу, что не думала об этом никогда. Выбирала блюдо из-за понравившегося названия, либо заказывала снова то, что уже пробовала и мне когда-то понравилось.

Может, такой “Адам Джонс” и готовит. Вытащил себя из зависимости, набрался смелости, чтобы начать строить жизнь и карьеру заново, собрал команду. Но когда принято столько запрещённых веществ, что и в “лодыжках еще могут быть запасы”, прошлое не отпустит легко и просто. Оно будет возвращаться в виде крепко сбитых мужиков, напоминая, что не все ошибки исправлены, а на лице периодически будут появляться кровавые отметины. Тем не менее, талант не закопаешь, не утопишь, не пропьёшь. Адам Джонс, оказываясь на кухне, ориентируется даже пьяным. Он знает, что еду надо уважать, знает, как приготовить яйца, чтобы они не выглядели как глаза мёртвого клоуна, а в Burger King готовят еду настоящих французских фермеров (большое содержание жира, соли и из мясных обрезков; в чём и есть истинная искренность. Они готовят из того, что под рукой, что умеют лучше всего сложить вместе и съесть самому). И он хочет создать такое заведение питания, куда хотелось бы прийти не просто набить желудок, но провести время, порекомендовать друзьям и вернуться сюда с ними. Хотя возникает вопрос – это только в фильме возможно, что человека с опальной биографией вроде Адама Джонса допускают к плите в ресторане, или в реальной жизни такое тоже может случиться….

Также в фильме поднимается тема скорости времени и необходимости адаптации к новым условиям, которые устанавливаются в жизни. Когда человек постоянно находится в одних условиях, у него есть возможность постепенно встраиваться в перемены, он не испытывает стресса. Например, появились мобильные телефоны, и они не сразу стали лёгкими и плоскими. Они “эволюционировали” на наших ладонях из кнопочных в стильные смартфоны. В нашем случае это воспринимается нормально. Но представьте, вы легли спать ещё при дисковом телефоне, а на утро на прикроватной тумбочке увидели странную панельку без кнопок. Именно таким предстал мир высокой кухни перед восставшим из персонального ада Адамом Джонсом.

В то время, когда зажглись две его звезды Мишлен, в моде были обычные сковороды и огонь, достаточно было действительно просто вкусно приготовить и красиво подать блюдо. Адам просто оказался не готов к таким переменам, что он превратился в музейный экспонат, и выглядит как дикарь, демонстрирующий свои навыки поджаривания дикобраза на вертеле – открытие его ресторана прошло ужасно, никто не оценил старомодного меню. Время не заспиртовано как голубь в скульптуре Дэмиэна Хёрста, время умеет ускользать. Когда-то кухонный дьявол, каким был Адам Джонс, оказался не в моде. И, чтобы вернуться по-настоящему, ему пришлось принять инновации.

***

Итак, всё в этом фильме накрошено мелкими кубиками как в салат: и любовь, и дружба, и предательство, и невыносимое милосердие врага, а сверху салат щедро намазан амбициями. И мне понравился.