Найти тему

Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

В историческом центре Санкт-Петербурга, на Соляном переулке, д. 9 расположен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. К 80 годовщине этогознаменательного события, длившегося 872 дня, мне захотелось посетить данную выставку.

Будучи школьницей, я не питала интереса к истории, поэтому представления о блокаде Ленинграда у меня довольно скромные. С целью расширения знаний, об этом поистине великом событии, в музее я решила воспользоваться аудиогидом.

Поднимаясь по лестнице, ведущей к экспозиционный зал, я заметила, что стена вплоть до второго этажа закрыта портретами командующих войсками, участвовавших в Великой Отечественной войне. Эти люди внесли значительный вклад в победу над фашистскими захватчиками, проявив доблесть, мужество и героизм на полях сражений. Портреты служат напоминанием о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость России, и о тех, чьи подвиги должны жить в памяти людей. Именно поэтому при взгляде на командующих я испытала чувство глубокого уважения и восхищения их мужеством и отвагой (Фото 1).

Фото 1. «Парад Победы»

В это время экскурсовод повествовал об истории создания музея. Я была удивлена, узнав, что историяберёт своё начало с выставок трофейного оружия 1941–1943 гг., проводимых в блокадном городе с целью поддержания боевого духа населения - демонстрации возможности победы над противником. Уже в декабре 1943 г. Военный Совет Ленинградского фронта принял постановление об организации в помещении бывшегосельскохозяйственного музея в Соляном городке выставки «Героическая защита Ленинграда». Открытие состоялось 30 апреля 1944 г. Коллекция тогда состояла из 38 тыс. экспонатов, среди которых были продовольственные карточки, письма солдат и даже танк. В первые шесть месяцев выставку посетили более 250 тысяччеловек. 5 октября 1945 г. распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР выставка была преобразована в музей, официальное открытие которого произошло 27 января 1946 г. В этот год музею передали образцы самолетов, пушек и другой военной техники. 

Мне казалось, что место, хранящее реликвии беспримерной Ленинградской битвы и трагической блокады, должно жить вечно, напоминая новым поколениям о феномене гражданского мужества жителей и воинской доблести защитников. Однако гид рассказал обратное. Музей обороны Ленинграда в 1949 г. оказался жертвой «ленинградского дела» и, несмотря на продолжительную общественную защиту, в начале 1953 г. по решению Исполкома Ленгорсовета был закрыт, а научный архив и музейные предметы были распределены по государственным музеям и воинским формированиям. 28 апреля 1989 г. в городском газетном издании «Смена» было опубликовано обращение оргкомитета по возрождению музея, которое было горячо поддержано общественностью. 8 сентября 1989 г. состоялось торжественное открытие возрождённого, но в значительной степени урезанного музея. 

Только в 2014 году началось обсуждение развития концепции более масштабного музея по обороне и блокаде Ленинграда. И 8 сентября 2019 г. состоялось долгожданное открытие новой музейной экспозиции. Здесь появились темы, которых ранее не было: Советско-финляндская война (1939–1940 гг.), руководство Ленинграда блокадной поры и «Ленинградского дела». Ключевыми темами экспозиции стали бои на Ленинградском фронте, организация движения транспорта по Ладожскому озеру, а также освещение жизни ленинградцев в окруженном городе в 1941–1944 гг. В музее на данный момент находятся архивные документы, предметы быта, образцы оружия, которые передавали семьи фронтовиков и жителей блокадного Ленинграда. 

Сейчас любой желающий может совершить символическое путешествие по окруженному городу: оказаться в блокадной булочной, комнате, школьном классе, бомбоубежище, милицейском кабинете, цеху завода или даже в артистической гримерной.

Экспозиция в помещениях второго этажа повествует о событиях блокады. В связи с малой осведомленностью по данной теме я стремилась узнать как можно больше фактов об этом историческом событии. Мне хотелось подробно изучить все аспекты жизни населения в тот периоди разобрать ход боевых действий, поэтому мной был запечатлён каждый уголок данного музея. Поэтому я не могу не отметить впечатляющие интерактивные киоски, многофункциональные инсталляции с использованием мультимедийного и светового оборудования для демонстрации кадров кино- и фотохроники времен Великой Отечественной войны, составляющие пространство основного экспозиционного зала. Именно это позволило мне окунуться в то тяжелое и жуткое время и оставило след в душе.

Самой важной для меня оказалась инсталляция «Дорога жизни», размещённая под прозрачным полом и представляющая собой изображение ломающегося льда, груды оружия и обмундирования. На стенды и макет нанесены косые линии, символизирующие лучи прожекторов и заколоченные окна домов.

Мой прадедушка Грошев Ф. Л. непосредственно принимал участие в событиях тех времён, так как на протяжении всей блокады он был водителем грузовой машины и ездил по военно-автомобильной дороге №101. Именно поэтому для меня было важно узнать об этом как можно больше, однако от услышанных фактов меня охватила тревога. Было страшно осознавать, что такие ужасные события действительно происходили в истории нашей страны.

Оказалось, что 10 апреля 1942 года под надзором представителей РОНО и членов президиума Выборгского исполкома Совета депутатов трудящихся и Раиздравотдела коллектив детдома с воспитанниками посадили в вагон поезда на Финляндском вокзале. Уже к утру следующего дня состав прибыл в Борисову Гриву. Первым на противоположный берег отправили машину с вещами, затем самих детей и персонал – четыре грузовые машины. В каждой – 3-4 взрослых и 25-27 детей. Всего – 108 детей, самым младшим из которых – 3 года. Детский дом вывозили незадолго до окончания работы ВАЗ-101 через Ладожское озеро. Самыми ужасающими для меня стали воспоминания воспитателей. Два грузовика с детьми доехали до Лаврово без происшествий, а два автомобиля были обстреляны германскими истребителями, двое детей получили ранения. Переходя от одного стенда к другому, я узнавала всё больше и больше подробностей. Когда я прочитала о психическом состоянии этих детей, мне не удалось сдержать слёзы. У ребят наблюдались явные отклонения. Выражалось это в беспричинных криках, нежелании общаться – дети забивались в угол и не реагировали ни на какие слова и действия, не позволяли до себя дотронуться. В данном зале также находятся записи о болезнях детей за 1942 год. Только увидев имена и фамилии ребят, я до конца осознала, что это не выдуманные события и люди, а жестокая правда.

Не менее интересным для меня оказался раздел «Блокадный город». Вдоль экспозиционного зала, напротив окон, расположен большой макет с надписью «Убежище», внутрь которого помещены отдельные историко-бытовые комплексы на разные темы («Блокадная булочная», «Милицейский кабинет», «Бомбоубежище»). Больше всего меня поразили истории, доказывающие выносливость жителей блокадного Ленинграда и их необычайную внутреннюю силу. Благодаря имитации комнат я в первые увидела, как жили люди в то нелёгкое время. Например, свет в квартирах включать было нельзя, а окна следовало плотно затянуты, иначе будут бомбить. На улицу же выходили ночью, однако необходимо было прицепить брошку по типу светлячка. Это делали потому, что в кромешной тьме люди могли столкнуться друг с другом, а у обессиленного человека не было возможности подняться и он попросту замерзал насмерть.

Далее я увидела имитацию магазина с ребёнком за прилавком. Под стеклом мне удалось разглядеть карточки на хлеб, мясо и морепродукты, сахар и кондитерские изделия. Когда аудиогид рассказывал про нормы питания ленинградцев, я заметила под прилавком весы и образец полагавшегося чёрного хлеба. От увиденного становится не по себе. Начинаешь невольно задаваться вопросом, как на 250 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для остальных людей можно было прожить целый день? (Фото 2,3).

-2

-3

Фото 2,3 «Блокадная булочная», Карточки

Однако город жил, жил как мог. Сложно представить, как люди могли находить в себе силы жить и бороться в таких тяжелых условиях, когда каждая минута ставила их жизнь под угрозу. В городе ставили театральные постановки, дети ходили в школу. Даже своя преступность существовала, и работала милиция.

Удивительным для меня фактом являлась и активность школьников, несмотря на суровые обстоятельства. Семейные потрясения и нехватка ресурсов не мешали детям продолжать обучение в школе и, после окончания занятий, принимать на себя ответственность за выполнение дополнительных задач. Они выходили на крыши, чтобы тушить зажигательные бомбы, и посещали госпитали, чтобы ухаживать за ранеными воинами. В честь их неоценимого вклада в оборону Ленинграда, около 15 тысяч школьников были удостоены высшей награды - медали «За оборону Ленинграда». Трудно представить, каково было им проживать и постоянно оказываться в таких ужасных условиях.

Нельзя не отметить и тот факт, что каждый экспонат в данном музее продуман до мелочей. Именно эти детали помогают полностью погрузиться в атмосферу тех времен. 

Например, в центре зала создано «Кольцо Памяти», где можно услышать звуки осажденного Ленинграда, фрагменты Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, а на стенах прочитать цитаты из блокадных дневников и других свидетельств эпохи. 

Свет в зале слегка приглушен, яркими пятнами подсвечены лишь важные объекты экспозиции. Создавалось впечатление, что я попала внутрь чёрно-белого документального фильма, где архитектура служит фоном для экспонатов. По периметру зала, окружая «город», на полу под стеклом расположена имитация фронтовой траншеи, раскопанной археологами. Траншея засыпана оружием, боеприпасами, фрагментами обмундирования.

Также хотелось бы отметить огромное количество материальных свидетельств в экспозиции. В музее представлены фотографии, дневники, личные вещи жителей и защитников блокадного города, игрушки. Это позволило мне почувствовать себя на месте людей, оказавшихся в условиях гуманитарной катастрофы.

Посещение Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда оставило глубокий след в моей душе. Экспозиция ярко и наглядно демонстрирует стойкость и мужество жителей города, их непреклонное стремление выстоять и победить в условиях тяжелейших испытаний. Я полагаю, что каждому жителю и гостю города-героя следует посетить данный музей с целью ознакомления с историей нашей страны, сохранения её в памяти и передачи следующим поколениям. Это долг каждого перед теми, кто отдал свои жизни за свободу и независимостьРоссии. Без преувеличения можно сказать: музей в Соляном переулке является главным музеем, посвященным истории Ленинградской битвы и блокады. В нем всесторонне и наиболее полно нашёл отражение тот героический и трагический период в истории нашего Отечества.