В рисовании и живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался: он почти сразу угадывал, как надо подойти к предмету, что не существенно, и с чего следует начать. Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остаётся что-то давно забытое только припоминать. Работал он страстно; апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или, вернее, — механически, без участия сердца, он работать не мог... И. Крамской
Его работами восхищались Иван Крамской и Иван Шишкин, а пейзажам доставались премии от Общества поощрения художников. За свою очень короткую жизнь этот художник успел многое. Именно он подбросил Илье Репину идею с композицией "Бурлаков на Волге", а так же раздобыл средства для поездки. Он мог бы легко совершить переворот в русской живопись, только ярка звездочка очень рано погасла на небосклоне. Художнику было всего 23 года.
Федор Васильев родился 10 февраля 1850 года под Петербургом, в Гатчине. Его отец был мелкий канцелярский служащий, а также неудачник, выпивоха и игрок. Типичный отрицательный персонаж романов Ф. М. Достоевского. Неустроенность и скандалы были главными спутниками этой семьи. Родители жили в гражданском браке, поэтому старшие дети - Евгения и Федор - считались незаконнорожденными.
Желание рисовать появилось у маленького Федера очень рано. Он ловко перерисовывал картинки, которые ему нравились, из журналов. Умело пользовался мелом и масляными красками. Проявились наклонности и к музыке. Пел в церковном хоре и был награжден бесплатным обучением. Только часто подвергался насмешкам со стороны своих одноклассников. В каникулы работал на почте - помогал почтальону носить тяжелую сумку. Сложное детство формировало стальной и целеустремленный характер. Со временем семья переедет в Петербург, родители повенчаются и уже последующие дети будет рождены в официальном браке.
В свои 12 лет Федору пришлось оставить обучение в гимназии и уйти работать на почту. Только желание рисовать не покинуло его. Он определяется на вечерние классы в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.
А еще через три года у Федора умирает отец и большое семейство будет очень сильно нуждаться в помощи. Работать приходится в два раза больше. Но юноша точно знает, чего он хочет от жизни. В свои 16 лет Федор знакомится с уже известными русскими художниками - И. Шишкиным, И. Крамским. Так уж получается, что Шишкин женится на старшей сестре Васильева - Евгении, а Крамской просто становится его верным другом.
Его манеры были самоуверенны, бесцеремонны и почти нахальны. Замечу, что первое впечатление быстро изгладилось, так как все это было чрезвычайно наивно. И я должен сознаться, что часто он приводил меня просто в восторг и свежестью чувств, и меткостью суждений, и беспредельной откровенностью своего умственного механизма. (из воспоминаний И. Крамского)
В 1867 году Шишкин и Васильев поедут на остров Валаам, чтобы впечатлиться местными красотами, набраться вдохновения. Васильев не стремился совершенно никому подражать, однако под влиянием старшего друга стал более вдумчив и поэтичен. Именно Иван Иванович Шишкин научит юного художника не спешить, а тщательно анализировать и видеть красоту русской природы. В написанных этюдах, Васильев проявится не просто талантливым юношей, но совершенно зрелым художником, со своей индивидуальностью и изюминкой. Все лето художники пишут этюды, делают наброски да эскизы. Федор работает много и воодушевленно: "Лес у ручья", "В церковной ограде", "Пейзаж с березками". Он уже совершенно спокойно и на равных может войти в Артель художников.
И в том же году юный отрок представит свою картину "На острове Валааме. Камни" на выставке. Ее заметит меценат Павел Строганов, который и возьмёт юный талант под свою опеку, обеспечивая его материалами для работы и приглашая подолгу погостить в свои владениях. Мальчишка из бедной семьи под влиянием П. Строганова совершенно меняется, приобретая лоск аристократа и светские манеры, словно желая навсегда покончить с отпечатком незаконнорожденности.
...Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови... по воспоминаниям И. Крамского
После удачного представления на выставке Федор Васильев стал часто появляться в Артели художников и очень сблизился с Иваном Крамским. Они подолгу беседовали об искусстве, спорили, оценивали работы друг друга, вместе писали.
Петербургская богема принимает в свои объятья талантливого юношу. Его картины раскупались, как горячие пирожки. Он спешил жить: успеть и в театр, и на бал, и на каток...спал мало, но работал без устали...учился так, будто вспоминал забытое...словно предчувствовал, что отведено крайне мало...
А затем произойдет знакомство Васильева и Репина, от которой последний был совершенно не в восторге. Федор показался совершенно заносчивым и самоуверенным. Только однажды Илья Репин попадет в мастерскую к молодому художнику и воскликнет: "Скажи, ради Бога, да где же ты так преуспел? Неужели это ты сам написал?". Спустя некоторое время художники отправятся на Волгу - Репин станет собирать материал для свой картины о бурлаках, а Васильев - набираться впечатлений.
В 1867 году Федор Васильев окончит школу при Обществе поощрения художников и, будучи еще студентом, напишет картину "После дождя. Весна в Петербурге".
Обычная Петербургская улица, будничная и ничем не примечательна, но чувствуется в ней какой-то особенный затаенный ритм жизни, ветер, гуляющий по городу и влажность воздуха, и аромат весны...свежесть в каждом мазке художника, который нашел свое место на холсте...нет жесткого рисунка, но присутствует эстетика и романтизм города на Неве...
Лето следующего года молодой художник со своей сестрой проводит под Петербургом, в деревне Константиновка, куда к ним приезжает и Иван Шишкин. За летние месяцы Васильев написал порядочное количество работ: "После грозы", "Возвращение стада", "Деревня". Все картины были написаны с натуры. Работа "Возвращение стада" была отправлена на выставку Общества поощрения художников. Федор Васильев получил за нее премию в 400 рублей и звание свободного художника.
В небе сгущаются тучи, наползая друг на друга, приближается гроза...Женщина и девочка, сопровождающие стадо, торопятся вернуться в деревню. На дороге поднимается пыль и травы склонились до самой земли, стая птиц в предчувствии грозы низко летит над землей. Чувствуется схожесть с французскими мастерами, но работа читается самостоятельной и совершенно уникальной. В ней художник отразил весь накопленный опыт, поиск направления и своей темы, которая тронет душу русского человека.
События жизни Федора Васильева развивались стремительно. И вот уже в 1869 году меценат Строганов приглашает художника погостить в его имение Знаменское, что в Тамбовской губернии. Васильев в первый раз побывал на юге и просто влюбился в степные просторы. В своем письме сестре он напишет: "Если бы ты видела, Женя, степь. Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней". Затем было украинское имение Хотень.
Васильев много и плодотворно работает, уделяя в своих работах небесам особое внимание...появляются полотна - "Кучевое облако", "Небо с облаками", "Тучи над холмами"...
Творческое развитие художника было стремительным, будто он чувствовал, что времени очень мало и нужно использовать каждое мгновение жизни, ничего не откладывая на завтра. Его одаренность раскрывалась в быстроте и легкости, а он словно мотылек, набирал скорость в полете. В его работах всегда есть живое волнение художника, который влюблен в эту жизнь, в этот мир, в эту удивительную красоту природы. Вы только посмотрите какое небесное богатство, какие краски, насколько тонко и проникновенно передано состояние природы. Работа словно дышит...и сквозь мрачные густые облака пробиваются лучи солнца. Предгрозовая тревожность и ярко выполненная эмоциональная насыщенность.
Есть в творчестве художника еще не менее прекрасная работа - "Облака".
Плывущие над землей облака - самая трудно уловимая и изменчивая форма для художников. Они непостоянны, меняют свою форму и убегают прочь словно живые существа. И хочется рассмотреть, понаблюдать, проникнуть в эту удивительную и прекрасную бесконечность, в то, что за гранью, до чего не дотянуться рукой...узкая полоска земли и бесконечное небо...
Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха... без единого облачка, и передать так, как оно в природе, то я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей наготе... Ф. Васильев - невероятный художник, человек благородной души и кристальных мыслей...
Художник писал не только облака, но проселочные дороги, леса, деревни. 1869 год был очень плодотворным - 30 картин.
Теплое марево...тишина...покой...полная гармония человека и природы...обычная дорога и раскидистые кроны деревьев, которые дают путникам защиту от палящих солнечных лучей... Художник очень внимательно прописывает каждую деталь в картине, создавая понятную и вполне реалистичную композицию. Особенность Федора Васильева заключалась в том, что он видел природу очень чувственной и лирической. Именно такой он показывал ее в своих работах.
Уже в мае 1870 года Федор Васильев отправляется с Ильей Репиным на Волгу. Илья пишет своих бурлаков, а Федор делает карандашные наброски и зарисовки, ищет вдохновение и своим остро отточенным карандашом черкает в маленьком карманном альбомчике.
Река невероятно поразила молодого художника своим величием, поэтому и в картине чувствуется простор. Зеркальная гладь воды, открытый горизонт и взгляд цепляется только за барки у берега и бурлаков. Несмотря на величие природы, раздолье и покой, Волга немыслима без труда человека. На бурлаках можно не фиксировать свое внимание, но они есть, со своим тяжелым трудом и нелегкими мыслями.
Талант художника Васильева несомненно призвали и художники, и критики. А Иван Крамской часто сравнивал его со сказочным богачом, который не может оценить все те сокровища, которыми владеет.
1870 год был самым последним и счастливым годом в жизни художника. Весной 1871 года публика увидела новую работу Федора - "Оттепель". Эта картина была написана с натуры...проталины весны, разъезженная дорога и бредущие путники...
Работу выставили на конкурсе Общества поощрения художников, успех был невероятный. "Оттепель" выкупил П. Третьяков, а затем будущий император Александр III заказал для себя копию работы. Но это еще не все! Ровно через год картину отправили на Всемирную выставку в Лондон и о незаконнорожденном художнике узнал весь мир. Англичане были поражены русским талантом. Английские газеты написали: "Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настояний артист для этой задачи!"
О! Он скоро превзошел меня, своего учителя... И. Шишкин
Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробуждающая к жизни... И. Крамской
И только сам Федор Васильев знал, сколько сил и трудов он вложил в этот успех.
Уходящая в даль дорога...сложная цветовая гамма, навевающая грусть, душевную печаль и долгое человеческое терпенье...плотные унылые тучи, воронье, вековая народная боль, как затяжная русская песня...лишь робкий лучик света разрезает молчаливое пространство, словно призрачная надежда...
И все складывается хорошо, можно замедлить ритм жизни. Только что-то движет художником - нужно идти вперед, успеть многое...он погружается с головой в работу, но и не забывает про простую светскую жизни...молодость...баловство...
Говорят, что катаясь на катке, разгоряченный Федор взял и наелся снега. Совсем как неразумный ребенок! Это не прошло бесследно. Врачи поставили чахотку и посоветовали перебраться на юг, а точнее - в Крым! Только не послушался он врачей и поехал с таким же повесой в Финляндию. Вернулся домой совсем больным. Врачи поставили неутешительный диагноз - туберкулез горла. Крымский климат стал единственной надеждой жить. Художник поедет туда со своей матерью и младшим братом Романом.
Крымские просторы совсем не впечатлили молодого художника, а может быть просто ничего не радовало. Показался он Федору слишком кричащим и ярким, а в своих письмах Ивану Крамскому больной художник писал, что тоскует по России и не верит Крыму. Он невероятно скучал по степям и болотам, небесным просторам, лесам и полянам, опасаясь, что уже никогда не сможет увидеть этого богатства.
И только от своей безумной тоски он пишет картину "Мокрый луг". Она лишь воспоминание художника, в ней ничего нет крымского, южного... Эту работу Федор отправит своему другу-художнику Ивану Крамскому, на что последний ответил, что "эта картина рассказала мне больше Вашего дневника».
Как же можно любить, чтобы так нежно и душевно доверить свои чувства холсту... Здесь нет резких контрастов и ярких эффектов, но лишь самые искренние чувства и легкое волнение...и хочется прошептать: "Люблю...верю..." Совершенно неброская красота и простор до небес...хочется уйти, погрузиться в глубину до дрожи, до мурашек...все живет, движется и дышит...а тяжелая дождевая туча ползет к дальнему лесу, как медленная большая черепаха... Пройдут годы и Николай Ге скажет о том, что художник Федор Васильев откроет для живописи небеса - живые, мокрые, светлые, движущиеся, которых еще не было в русских пейзажах.
Постепенно художник Васильев привыкнет к природе Крыма и последние два года станет писать много, плодотворно, практически не спит ночами. Работа отвлекает его от тяжелых мыслей. Друзья не забывают, пишут письма, приезжают навестить. А Федор мечтает лишь о возможности хотя бы еще раз пройтись по знакомым и родным местам с Шишкиным или Репиным. В выздоровление уже никто не верит.
Картину "Мокрый луг" выставили на конкурс, однако предпочтение отдали работе "Сосновый бор" И. Шишкина. Павел Третьяков же перекупил "Мокрый луг" за тысячу рублей у великого князя Николая Константиновича.
В марте 1873 года художник напишет свою последнюю работу для выставки - "В Крымских горах", в которой совершенно невероятным образом передаст удивительный ландшафт местной природы. Утренняя дымка плавно теряется в плывущих облаках, стройные сосны, упирающиеся своими верхушками в небеса и внутренняя гармония, выстроенная в самой тонкой цветовой палитре.
Работа получила первую премию, а Федор Васильев написал прошение о присвоении ему звания художника 1-й степени. Это давало ему право лечиться за границей совершенно бесплатно. Только чиновники Академии оказались глухи к искусству и ответили отказом. Неужели было так сложно принять положительное решение и дать возможность жить, творить, надеяться?...
Письмо нашло своего адресата. Федор долго стоял посреди комнаты, не веря в то, что прочитал. Ему предложили место всего лишь "почетного вольного общника". Он обреченно сказал: "Все кончено!" и более уже не встал с постели.
6 октября 1873 года не стало великого русского пейзажиста. Похороны состоялись в Ялте на Поликуровском кладбище.
Жизнь удивительного художника Федора Васильева оказалась очень короткой, только вклад в искусство невероятно велик. Его пейзажи проникнуты трогательным волнением юноши, влюбленного в красоту природы. Величайшие мастера - Крамской, Шишкин, Репин останавливались в немом изумлении, когда он писал облака... Великий Мастер, который успел так много за свои 23 года...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))