Найти тему

Федор Васильев - великий художник, который прожил всего 23 года

В рисовании и живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался: он почти сразу угадывал, как надо подойти к предмету, что не существенно, и с чего следует начать. Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остаётся что-то давно забытое только припоминать. Работал он страстно; апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или, вернее, — механически, без участия сердца, он работать не мог... И. Крамской

Его работами восхищались Иван Крамской и Иван Шишкин, а пейзажам доставались премии от Общества поощрения художников. За свою очень короткую жизнь этот художник успел многое. Именно он подбросил Илье Репину идею с композицией "Бурлаков на Волге", а так же раздобыл средства для поездки. Он мог бы легко совершить переворот в русской живопись, только ярка звездочка очень рано погасла на небосклоне. Художнику было всего 23 года.

Федор Васильев. Портрет работы И. Крамского
Федор Васильев. Портрет работы И. Крамского

Федор Васильев родился 10 февраля 1850 года под Петербургом, в Гатчине. Его отец был мелкий канцелярский служащий, а также неудачник, выпивоха и игрок. Типичный отрицательный персонаж романов Ф. М. Достоевского. Неустроенность и скандалы были главными спутниками этой семьи. Родители жили в гражданском браке, поэтому старшие дети - Евгения и Федор - считались незаконнорожденными.

Желание рисовать появилось у маленького Федера очень рано. Он ловко перерисовывал картинки, которые ему нравились, из журналов. Умело пользовался мелом и масляными красками. Проявились наклонности и к музыке. Пел в церковном хоре и был награжден бесплатным обучением. Только часто подвергался насмешкам со стороны своих одноклассников. В каникулы работал на почте - помогал почтальону носить тяжелую сумку. Сложное детство формировало стальной и целеустремленный характер. Со временем семья переедет в Петербург, родители повенчаются и уже последующие дети будет рождены в официальном браке.

В свои 12 лет Федору пришлось оставить обучение в гимназии и уйти работать на почту. Только желание рисовать не покинуло его. Он определяется на вечерние классы в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

А еще через три года у Федора умирает отец и большое семейство будет очень сильно нуждаться в помощи. Работать приходится в два раза больше. Но юноша точно знает, чего он хочет от жизни. В свои 16 лет Федор знакомится с уже известными русскими художниками - И. Шишкиным, И. Крамским. Так уж получается, что Шишкин женится на старшей сестре Васильева - Евгении, а Крамской просто становится его верным другом.

Его манеры были самоуверенны, бесцеремонны и почти нахальны. Замечу, что первое впечатление быстро изгладилось, так как все это было чрезвычайно наивно. И я должен сознаться, что часто он приводил меня просто в восторг и свежестью чувств, и меткостью суждений, и беспредельной откровенностью своего умственного механизма. (из воспоминаний И. Крамского)

В 1867 году Шишкин и Васильев поедут на остров Валаам, чтобы впечатлиться местными красотами, набраться вдохновения. Васильев не стремился совершенно никому подражать, однако под влиянием старшего друга стал более вдумчив и поэтичен. Именно Иван Иванович Шишкин научит юного художника не спешить, а тщательно анализировать и видеть красоту русской природы. В написанных этюдах, Васильев проявится не просто талантливым юношей, но совершенно зрелым художником, со своей индивидуальностью и изюминкой. Все лето художники пишут этюды, делают наброски да эскизы. Федор работает много и воодушевленно: "Лес у ручья", "В церковной ограде", "Пейзаж с березками". Он уже совершенно спокойно и на равных может войти в Артель художников.

Ф. Васильев "На острове Валааме. Камни", 1867 год
Ф. Васильев "На острове Валааме. Камни", 1867 год

И в том же году юный отрок представит свою картину "На острове Валааме. Камни" на выставке. Ее заметит меценат Павел Строганов, который и возьмёт юный талант под свою опеку, обеспечивая его материалами для работы и приглашая подолгу погостить в свои владениях. Мальчишка из бедной семьи под влиянием П. Строганова совершенно меняется, приобретая лоск аристократа и светские манеры, словно желая навсегда покончить с отпечатком незаконнорожденности.

...Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови... по воспоминаниям И. Крамского

После удачного представления на выставке Федор Васильев стал часто появляться в Артели художников и очень сблизился с Иваном Крамским. Они подолгу беседовали об искусстве, спорили, оценивали работы друг друга, вместе писали.

Петербургская богема принимает в свои объятья талантливого юношу. Его картины раскупались, как горячие пирожки. Он спешил жить: успеть и в театр, и на бал, и на каток...спал мало, но работал без устали...учился так, будто вспоминал забытое...словно предчувствовал, что отведено крайне мало...

А затем произойдет знакомство Васильева и Репина, от которой последний был совершенно не в восторге. Федор показался совершенно заносчивым и самоуверенным. Только однажды Илья Репин попадет в мастерскую к молодому художнику и воскликнет: "Скажи, ради Бога, да где же ты так преуспел? Неужели это ты сам написал?". Спустя некоторое время художники отправятся на Волгу - Репин станет собирать материал для свой картины о бурлаках, а Васильев - набираться впечатлений.

В 1867 году Федор Васильев окончит школу при Обществе поощрения художников и, будучи еще студентом, напишет картину "После дождя. Весна в Петербурге".

Ф. Васильев "После дождя. Весна в Петербурге", 1867 год
Ф. Васильев "После дождя. Весна в Петербурге", 1867 год

Обычная Петербургская улица, будничная и ничем не примечательна, но чувствуется в ней какой-то особенный затаенный ритм жизни, ветер, гуляющий по городу и влажность воздуха, и аромат весны...свежесть в каждом мазке художника, который нашел свое место на холсте...нет жесткого рисунка, но присутствует эстетика и романтизм города на Неве...

Лето следующего года молодой художник со своей сестрой проводит под Петербургом, в деревне Константиновка, куда к ним приезжает и Иван Шишкин. За летние месяцы Васильев написал порядочное количество работ: "После грозы", "Возвращение стада", "Деревня". Все картины были написаны с натуры. Работа "Возвращение стада" была отправлена на выставку Общества поощрения художников. Федор Васильев получил за нее премию в 400 рублей и звание свободного художника.

Ф. Васильев "Возвращение стада", 1868 год, приобретено Третьяковым
Ф. Васильев "Возвращение стада", 1868 год, приобретено Третьяковым

В небе сгущаются тучи, наползая друг на друга, приближается гроза...Женщина и девочка, сопровождающие стадо, торопятся вернуться в деревню. На дороге поднимается пыль и травы склонились до самой земли, стая птиц в предчувствии грозы низко летит над землей. Чувствуется схожесть с французскими мастерами, но работа читается самостоятельной и совершенно уникальной. В ней художник отразил весь накопленный опыт, поиск направления и своей темы, которая тронет душу русского человека.

События жизни Федора Васильева развивались стремительно. И вот уже в 1869 году меценат Строганов приглашает художника погостить в его имение Знаменское, что в Тамбовской губернии. Васильев в первый раз побывал на юге и просто влюбился в степные просторы. В своем письме сестре он напишет: "Если бы ты видела, Женя, степь. Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней". Затем было украинское имение Хотень.

Васильев много и плодотворно работает, уделяя в своих работах небесам особое внимание...появляются полотна - "Кучевое облако", "Небо с облаками", "Тучи над холмами"...

Ф. Васильев "Небо с облаками", 1868-1871гг
Ф. Васильев "Небо с облаками", 1868-1871гг

Творческое развитие художника было стремительным, будто он чувствовал, что времени очень мало и нужно использовать каждое мгновение жизни, ничего не откладывая на завтра. Его одаренность раскрывалась в быстроте и легкости, а он словно мотылек, набирал скорость в полете. В его работах всегда есть живое волнение художника, который влюблен в эту жизнь, в этот мир, в эту удивительную красоту природы. Вы только посмотрите какое небесное богатство, какие краски, насколько тонко и проникновенно передано состояние природы. Работа словно дышит...и сквозь мрачные густые облака пробиваются лучи солнца. Предгрозовая тревожность и ярко выполненная эмоциональная насыщенность.

Есть в творчестве художника еще не менее прекрасная работа - "Облака".

Ф. Васильев "Облака", 1869-1971гг
Ф. Васильев "Облака", 1869-1971гг

Плывущие над землей облака - самая трудно уловимая и изменчивая форма для художников. Они непостоянны, меняют свою форму и убегают прочь словно живые существа. И хочется рассмотреть, понаблюдать, проникнуть в эту удивительную и прекрасную бесконечность, в то, что за гранью, до чего не дотянуться рукой...узкая полоска земли и бесконечное небо...

Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха... без единого облачка, и передать так, как оно в природе, то я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей наготе... Ф. Васильев - невероятный художник, человек благородной души и кристальных мыслей...

Художник писал не только облака, но проселочные дороги, леса, деревни. 1869 год был очень плодотворным - 30 картин.

Ф. Васильев "Летний жаркий день", 1869 год
Ф. Васильев "Летний жаркий день", 1869 год

Теплое марево...тишина...покой...полная гармония человека и природы...обычная дорога и раскидистые кроны деревьев, которые дают путникам защиту от палящих солнечных лучей... Художник очень внимательно прописывает каждую деталь в картине, создавая понятную и вполне реалистичную композицию. Особенность Федора Васильева заключалась в том, что он видел природу очень чувственной и лирической. Именно такой он показывал ее в своих работах.

Уже в мае 1870 года Федор Васильев отправляется с Ильей Репиным на Волгу. Илья пишет своих бурлаков, а Федор делает карандашные наброски и зарисовки, ищет вдохновение и своим остро отточенным карандашом черкает в маленьком карманном альбомчике.

Ф. Васильев "Вид на Волге. Барки", 1870 год
Ф. Васильев "Вид на Волге. Барки", 1870 год

Река невероятно поразила молодого художника своим величием, поэтому и в картине чувствуется простор. Зеркальная гладь воды, открытый горизонт и взгляд цепляется только за барки у берега и бурлаков. Несмотря на величие природы, раздолье и покой, Волга немыслима без труда человека. На бурлаках можно не фиксировать свое внимание, но они есть, со своим тяжелым трудом и нелегкими мыслями.

Талант художника Васильева несомненно призвали и художники, и критики. А Иван Крамской часто сравнивал его со сказочным богачом, который не может оценить все те сокровища, которыми владеет.

1870 год был самым последним и счастливым годом в жизни художника. Весной 1871 года публика увидела новую работу Федора - "Оттепель". Эта картина была написана с натуры...проталины весны, разъезженная дорога и бредущие путники...

Работу выставили на конкурсе Общества поощрения художников, успех был невероятный. "Оттепель" выкупил П. Третьяков, а затем будущий император Александр III заказал для себя копию работы. Но это еще не все! Ровно через год картину отправили на Всемирную выставку в Лондон и о незаконнорожденном художнике узнал весь мир. Англичане были поражены русским талантом. Английские газеты написали: "Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настояний артист для этой задачи!"

О! Он скоро превзошел меня, своего учителя... И. Шишкин

Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробуждающая к жизни... И. Крамской

И только сам Федор Васильев знал, сколько сил и трудов он вложил в этот успех.

Ф. Васильев "Оттепель", 1870 год
Ф. Васильев "Оттепель", 1870 год

Уходящая в даль дорога...сложная цветовая гамма, навевающая грусть, душевную печаль и долгое человеческое терпенье...плотные унылые тучи, воронье, вековая народная боль, как затяжная русская песня...лишь робкий лучик света разрезает молчаливое пространство, словно призрачная надежда...

И все складывается хорошо, можно замедлить ритм жизни. Только что-то движет художником - нужно идти вперед, успеть многое...он погружается с головой в работу, но и не забывает про простую светскую жизни...молодость...баловство...

Говорят, что катаясь на катке, разгоряченный Федор взял и наелся снега. Совсем как неразумный ребенок! Это не прошло бесследно. Врачи поставили чахотку и посоветовали перебраться на юг, а точнее - в Крым! Только не послушался он врачей и поехал с таким же повесой в Финляндию. Вернулся домой совсем больным. Врачи поставили неутешительный диагноз - туберкулез горла. Крымский климат стал единственной надеждой жить. Художник поедет туда со своей матерью и младшим братом Романом.

Крымские просторы совсем не впечатлили молодого художника, а может быть просто ничего не радовало. Показался он Федору слишком кричащим и ярким, а в своих письмах Ивану Крамскому больной художник писал, что тоскует по России и не верит Крыму. Он невероятно скучал по степям и болотам, небесным просторам, лесам и полянам, опасаясь, что уже никогда не сможет увидеть этого богатства.

И только от своей безумной тоски он пишет картину "Мокрый луг". Она лишь воспоминание художника, в ней ничего нет крымского, южного... Эту работу Федор отправит своему другу-художнику Ивану Крамскому, на что последний ответил, что "эта картина рассказала мне больше Вашего дневника».

Ф. Васильев "Мокрый луг", 1872 год
Ф. Васильев "Мокрый луг", 1872 год

Как же можно любить, чтобы так нежно и душевно доверить свои чувства холсту... Здесь нет резких контрастов и ярких эффектов, но лишь самые искренние чувства и легкое волнение...и хочется прошептать: "Люблю...верю..." Совершенно неброская красота и простор до небес...хочется уйти, погрузиться в глубину до дрожи, до мурашек...все живет, движется и дышит...а тяжелая дождевая туча ползет к дальнему лесу, как медленная большая черепаха... Пройдут годы и Николай Ге скажет о том, что художник Федор Васильев откроет для живописи небеса - живые, мокрые, светлые, движущиеся, которых еще не было в русских пейзажах.

Постепенно художник Васильев привыкнет к природе Крыма и последние два года станет писать много, плодотворно, практически не спит ночами. Работа отвлекает его от тяжелых мыслей. Друзья не забывают, пишут письма, приезжают навестить. А Федор мечтает лишь о возможности хотя бы еще раз пройтись по знакомым и родным местам с Шишкиным или Репиным. В выздоровление уже никто не верит.

Картину "Мокрый луг" выставили на конкурс, однако предпочтение отдали работе "Сосновый бор" И. Шишкина. Павел Третьяков же перекупил "Мокрый луг" за тысячу рублей у великого князя Николая Константиновича.

В марте 1873 года художник напишет свою последнюю работу для выставки - "В Крымских горах", в которой совершенно невероятным образом передаст удивительный ландшафт местной природы. Утренняя дымка плавно теряется в плывущих облаках, стройные сосны, упирающиеся своими верхушками в небеса и внутренняя гармония, выстроенная в самой тонкой цветовой палитре.

Ф. Васильев "В Крымских горах", 1873 год
Ф. Васильев "В Крымских горах", 1873 год

Работа получила первую премию, а Федор Васильев написал прошение о присвоении ему звания художника 1-й степени. Это давало ему право лечиться за границей совершенно бесплатно. Только чиновники Академии оказались глухи к искусству и ответили отказом. Неужели было так сложно принять положительное решение и дать возможность жить, творить, надеяться?...

Письмо нашло своего адресата. Федор долго стоял посреди комнаты, не веря в то, что прочитал. Ему предложили место всего лишь "почетного вольного общника". Он обреченно сказал: "Все кончено!" и более уже не встал с постели.

6 октября 1873 года не стало великого русского пейзажиста. Похороны состоялись в Ялте на Поликуровском кладбище.

Жизнь удивительного художника Федора Васильева оказалась очень короткой, только вклад в искусство невероятно велик. Его пейзажи проникнуты трогательным волнением юноши, влюбленного в красоту природы. Величайшие мастера - Крамской, Шишкин, Репин останавливались в немом изумлении, когда он писал облака... Великий Мастер, который успел так много за свои 23 года...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))