Найти в Дзене
магазин Фотолюбитель

Экспонометры - зачем нужны, какие бывают?

Оглавление

С вами Photolubitel, сегодня расскажем о такой полезной, а порой просто незаменимой вещи как фотоэкспонометр. Многие фотографы, особенно в современную цифровую эпоху стали недооценивать этот полезный инструмент, способный значительно улучшить получаемые результаты и упростить процесс фотографии даже в сложных условиях освещения.

Немного истории

С развитием фотографии в середине XIXв практически одновременно с появлением различных фотоматериалов возникла необходимость замерять и количество падающего света. Первые попытки создать некий прибор для определения необходимых параметров для съемки на фотопластинки привели к появлению акцинометров (actinometer) - устройств использующих светочувствительную бумагу. Материал засвечивался и по специальной шкале механического калькулятора высчитывались необходимые значения

-2
-3

Теперь понятно, откуда Дэн Браун черпал вдохновение при написании романа о Криптексе и тайнах кода да Винчи

Английский акварелист и новатор в фотографии середины девятнадцатого века Уильям Фредерик Лейк Прайс (William Lake Price) писал в 1868:

Никаких фиксированных данных о длительности экспозиции дать невозможно… Тем не менее, с практикой у фотографа развивается своего рода инстинкт.

Лишь в 1880-х годах, с появлением на рынке сухих пластин, изготовленных с постоянной чувствительностью, экспонирующие устройства впервые стали практичными

Первыми массовыми прикладными устройствами были измерители угасания света(extinction meters) В измерителях угасания использовался фильтр переменной плотности с рядом чисел. Правильную экспозицию указывало число, которое просто переставало быть видимым (стало потухшим) при взгляде на фотографируемый объект

Подобные устройства известные в СССР как фотоэкспонометры ОПТЭК использовались многие десятилетия после

ОПТЭК
ОПТЭК

Были и более экстравагантные методы измерения, например основанные на свечении лампы или свечи, в которых свет сравнивался по яркости с «эталонным»

Хотел бы я посмотреть на фотографа, который при построении кадра будет разворачивать прибор, поджигать свечу и замерять освещенность стремительно уходящего заката. Хотя форматчикам не привыкать

Тем не менее, самыми популярными стали актинометры, которые часто имели форму карманных часов. На рынке было много разных моделей, но одна из самых успешных была разработана Альфредом Уоткинсом. Уважаемый натуралист и страстный пчеловод, Уоткинс назвал его «Пчелиным счетчиком». Впервые появившись на рубеже веков, он производился в огромных количествах и продавался вплоть до 1939 года

Watkins Bee Meter, 1920
Watkins Bee Meter, 1920

Подобная конструкция была подхвачена многими производителями, на некоторое время став индустриальным стандартом

Wynne’s Infallible Exposure Meter, 1910
Wynne’s Infallible Exposure Meter, 1910

Сейчас технологии снова вернулись к компактности. На сегодняшний день доступны сверхкомпактные устройства, вы можете оставить их на башмаке для аксессуаров вашей камеры, когда находитесь в пути. Однако они ограничены в своих возможностях. Ручные экспонометры предлагают гораздо большие возможности. За десятилетия было создано бесчисленное множество различных моделей, а некоторые производители, такие как Weston, стали легендарными. Также примечательно, что и Minolta, и Kodak использовали свой опыт в области науки об экспозиции для разработки экспонометров.

Weston

В начале XXв уже почти современным стал фотоэлектрический прибор измеряющий мощность фотоэлемента, который генерирует электрический ток пропорционально количеству падающего на него света. Первые фотоэлектрические экспонометры использовали химические селеновые элементы. Представленный в 1932 году, один из первых был разработан американским инженером-электриком и промышленником британского происхождения Эдвардом Уэстоном

брендированный для Leitz фотоэкспонометр Уэстона
брендированный для Leitz фотоэкспонометр Уэстона
Буклет 1930-х Weston
Буклет 1930-х Weston

Уэстон умер в 1936 году, но дело продолжил его сын с соответствующим именем Эдвард Фарадей Уэстон, который в 1939 году представил новую модель под названием Master Universal. Характерный удлиненный корпус D-образной формы послужил образцом для последующей, чрезвычайно успешной серии экспонометров Weston и многих других

-9

Экспонометры Weston занимают ключевое положение среди устройств измерения освещенности для фотографов. Производство первых моделей началось еще в начале 1930-х и продолжалось аж до 2010г. Многие модели удостоились грамот, медалей и прочих наград. Weston является обладателем целой библиотеки патентов и прочного положения в массовой культуре

экспонометры Weston
экспонометры Weston

Кроме безошибочных данных для съемки, такое приятное и стильное устройство дает особый опыт общения с аналоговой техникой. Это понимаешь держа в руках харизматичные модели Master от Weston

-11
-12
-13

Подобным экспонометром пользовался даже сам Величайший

Ансел Адамс в естественной среде обитания
Ансел Адамс в естественной среде обитания

К большому сожалению многие экспонометры Weston в наше время неработоспособны, всему виной селеновый замер. Но редкие модели последних выпусков с Cds датчиком на батарее можно использовать в наши дни. О нюансах использования мы еще поговорим подробнее…

Gossen

Крупный и именитый производитель экспонометров, немецкая компания Gossen(ранее Paul Gossen Co. K.-G., Fabrik elektrischer Messgeräte, а сейчас GOSSEN Foto- und Lichtmesstechnik GmbH) начала производить экспонометрические устройства с 1933г и продолжает до сих пор

Первыми серийными моделями были экспонометры линейки Photolux

-15

Компания вообще известна своей любовью к словам lux, Six и Luna, так или иначе обыгрывая их почти во всех своих продуктах, что вызывает некоторую путаницу

Фотографам со стажем экспонометры Gossen известны по моделям Lunapro и Lunasix в корпусах из серого пластика. Они были очень популярны во времена ГДР, являясь одним из самых желанных презентов из заграничной командировки, наряду с фотоаппаратом Praktica и хорошей кожаной обувью

-16
-17

У компании более инновационный подход в плане технологий, Gossen всегда были одними из самых современных устройств своего времени. Повсеместное использование фотоэлектических датчиков на батарейке даже в линейках среднего сегмента делает эти экспонометры актуальными и сегодня

Компания производит самые современные экспонометры, спотметры, люксметры и цветоанализаторы, являясь одним из лидеров профессионального рынка. Цены на последние модели «кусаются»

-18
-19
-20

Sekonic

Японская компания существует с 1940-х годов, а с 1950-х производит экспонометры и другие устройства для замера света. Первые модели были селеновыми, а поздние на батарее и вполне пригодны для работы. Современные экспонометры и спотметры Sekonic многими считаются эталонными при замере в фото и киноиндустрии

-21
ранний Sekonic с селеновым замером
ранний Sekonic с селеновым замером

Многие модели sekonic стали предметом копирования других производителей, в том числе и советских. Ничего удивительного, модельный ряд компании крайне обширен и превосходит всех других производителей по разнообразию моделей и произведенному количеству устройств

современный спектрометр Sekonic
современный спектрометр Sekonic

Конечно существует огромное количество и других экспонометров, например фирменные решения от производителей фототехники. Легендарные спотметры Minolta, Pentax, свои экспонометры производили и Zeiss, Nikon, Canon, Yashica. Зачастую свои модели они не производили и пользовались брендированными устройствами специализирующихся фирм.

Советские экспонометры

Отечественная продукция хоть и стала появляться позже немецкой или британской, но вполне отвечала требованиям времени. Ранние экспонометры в виде табличек и памяток, выполненные в виде крутящихся картонных или металлических дисков позволяли примерно прикинуть настройки в разных условиях освещения.

экспонометр ФТ-1
экспонометр ФТ-1
картонный экспонометр
картонный экспонометр

В добавок к уже упомянутому ОПТЕКу были выпущены НКАП - напоминающий gossen, ФЭД - zeiss и первый Ленинград - weston

нкап
нкап
фэд
фэд
ленинград
ленинград

Были конечно и лабораторные экспонометры, для определения настроек при печати и прочих узко специальных задач. Подавляющее большинство этих устройств

Мы советуем нашим покупателям выбирать более совершенные советские экспонометры Свердловск или Ленинград определенных моделей, и всегда стараемся поддерживать ассортимент этих моделей в наличии

ленинград 6
ленинград 6
свердловск 4 в полной комплектации
свердловск 4 в полной комплектации

Компактные

Если отдельное устройство с большим функционалом вам не нужно, то существуют компактные экспонометры для быстрого замера света. Первые подобные устройства появились еще в 1950-е, а с развитием микроэлектроники стали уменьшаться и упрощаться. На данный момент азиатские компании производят большое количество мини экспонометров на вид абсолютно одинаковых похожих на voigtlander meter. Их удобно использовать если вы приверженец единого стиля камеры и аксессуаров, они всегда под рукой, могут быть установлены самым невероятным образом

-31
-32
-33

Работа с экспонометром

Ручные экспонометры доминируют на рынке не зря. Это наиболее универсальные устройства для измерения освещенности, и многие из них могут работать как с окружающим светом, так и со вспышкой. Рынок сокращается уже много лет, но вы все еще можете купить довольно широкий ассортимент новых ручных экспонометров. Наиболее известными производителями остаются Gossen (Германия) и Sekonic (Япония), оба имеют давнюю репутацию в этой области, как мы упоминали выше. Многолетняя практика работы с данными устройствами показывает, что эта репутация оправдана.

-34

В зависимости от ситуации фотографу приходится замерять не только общий свет от композиции. Зачастую замер ведется по отдельным участкам или усредняется, простой экспонометр с минимальным набором функций в таком случае может быть недостаточным. Режимы измерения встроенного в фотоаппарат экспонометра многим знакомы по цифровым фотоаппаратам. Включая определенный режим мы сообщаем камере какой именно сюжет ей стоит измерять. В пленочных фотоаппаратах довольно редко встречается переключение замера, в лучшем случае это точечный замер в старых моделях. Исключение составляют автофокусные зеркалки, где управление не слишком отличается от цифрового фотоаппарата.

-35

Следующим важным фактором является направление замера, существует принципиальное отличие, замеряете вы падающий свет или отраженный. Как правило мы видим свет отраженный от объекта и наш фотоаппарат меряет его соответственно(TTL - through the lens, замер через объектив). Однако, бывают ситуации, когда нужно измерить свет падающий на объект съемки, и в таком случае нам не обойтись без внешнего устройства

Ручной экспонометр дает вам расширенные возможности, главным образом потому, что он может измерять реальный свет, а не только то, что отражается от объекта съемки. Даже лучший TTL-замер основан на свете, который попадает обратно в камеру, и во многих случаях это здорово. Но иногда систему обманывают: некоторые объекты не выглядят хорошо, имея распределение яркости, составляющее в среднем 18% серого. Вы можете представить к примеру черный паровоз или снеговика в белом окружении.

замер падающего света при съемке модели
замер падающего света при съемке модели

Если с пленкой все понятно, тем более если у вас нет встроенного в камеру замера, то что с цифрой?

Вместо коррекции экспозиции или работы с гистограммой вы можете использовать отдельный экспонометр для измерения падающего света. То есть вы измеряете расстояние от объекта до света. Яркость того, что вы хотите снять, не играет никакой роли. Это техника, которая несколько вышла из моды, но она по-прежнему очень полезна. Я могу только призвать вас попробовать так замеряться. Это научит вас очень быстро рассчитывать количество света в той или иной ситуации.

Кроме того, профессиональный экспонометр поможет вам добиться большей точности при стационарной работе со студийным освещением и использованием нескольких вспышек. Именно здесь всегда использовались специальные экспонометры для расчета и настройки различных источников света. Появление мощных и качественных светодиодных источников света и возможность контролировать результат с помощью привязанной съемки, возможно, и облегчили задачу, но сложные ситуации со вспышкой по-прежнему остаются территорией самых совершенных экспонометров. Однако я не буду вдаваться в подробности, поскольку не очень компетентен в этой области и предпочитаю сосредоточиться на практической работе с пленкой, а на экран всегда можно посмотреть

Практика

При съемке на пленочный фотоаппарат вы должны хотя бы в общих чертах представлять возможности вашего аппарата, доступные вам настройки выдержки и диафрагмы, а еще iso плёнки. Первым делом мы устанавливаем ту чувствительность фотоматериала с которой собираемся работать, прибор тоже должен иметь возможность регулировки. Большинство экспонометров могут работать с невероятно широким диапазоном чувствительности, в основном для введения поправок

Так как основная масса классических устройств имеет замер отраженного света, то просто направляем устройство на объект съемки. Таким образом мы узнаем показания для подавляющего большинства сцен

замер
замер

Для такой работы подойдет экспонометр с химическим(селеновым) или электронным датчиком способный мерять отраженный свет. Обратите внимание, что большинство советских экспонометров имеют именно селеновые датчики, и вероятно уже не работают, либо работают некорректно

Селен имеет определенный срок службы, все конечно зависит от условий хранения, но с вероятностью 99% советский селен не покажет вам правильных данных. Подойдет Свердловск 2 или 4, а еще Ленинград 6 - это единственная модель из многочисленного модельного ряда «Ленинградов» работающая на батарее и пригодная для точного замера. Если уж и брать селен, то лучше современный и модель как можно новее

компактный аналоговый sekonic
компактный аналоговый sekonic

Не подойдут студийные модели использующие замер падающего света, особенно сложно будет для замера пейзажей. Подбежать к удаленному объекту для замера освещения вы не сможете, как и оценить разницу яркостей по сцене.

Для этих целей идеально подходят спотметры - экспонометры видоискателем и точечным замером. Они как раз позволят замерять точки черного и белого с углом обзора до 1 градуса и даже автоматически усреднять их для правильной экспозиции.

-39

Спотметры Sekonic L несомненно, является «маст хэв» для многих пейзажных и форматных фотографов. По сути, это скорее небольшой компьютер, который также можно использовать с соответствующим расширением для запуска студийных вспышек для замера экспозиции по радио (но есть и подключение для кабеля). Он объединяет в одном корпусе точечный экспонометр и устройство для замера падающего света.

Перечислять здесь все функции было бы слишком долго, не случайно, что руководство для L-758D занимает около 90 страниц (здесь снова несколько слов похвалы в адрес Sekonic и Gossen, которые оба предлагают в Интернете почти все руководства для своих снятых с производства продуктов для бесплатного использования).

L-758D
L-758D
видоискатель спотметра
видоискатель спотметра

Не обязательно сразу покупать дорогущий sekonic или gossen со спотом, существуют насадки для старых экспонометров типа lunasix, которые позволяют проводить аналогичные измерения, хоть и менее удобны в работе.

Для работы в студии многие фотографы предпочитают замер падающего света, о котором мы говорили выше. Даже легендарная модель Sekonic Studio Deluxe намекает нам на его сферу применения

Sekonic Studio Deluxe
Sekonic Studio Deluxe

этот тип устройств легко распознается по большому белому(молочному) фильтру в виде шарика. Зачастую к экспонометру идут отдельные фильтры в виде насадок, или выдвигающиеся белые фильтры, позволяющие в специальном режиме замерять падающий свет. Существуют даже специальные насадки для работы с вашим смартфоном, подключающиеся через микрофонный джек и специальная программа к ним(только вот разъемов таких в современных телефонах все меньше и меньше)

gossen с фильтром
gossen с фильтром

При небольшой практике это делается быстро, но остается определенная вероятность ошибки по сравнению с прямым считыванием значения EV или комбинации выдержки и диафрагмы, и результаты менее воспроизводимы. Тем не менее, с этим экспонометром можно практически работать. Самым большим ограничением является то, что для падающего света замер подобных устройств обычно начинается только с EV 4, а для отраженного света только с EV 9. Таким образом, Sekonic Classic не совсем подходит для тусклого света. На практике это означает, что ночные пейзажи замерять не получится совсем, нужно достаточно большое количество света для работы

Тем не менее, работать с этими несколько старомодными устройствами одно удовольствие. Поворотная головка придает гибкость, а съемные слайды (приобретаются отдельно) позволяют напрямую считывать значения диафрагмы (как только вы поймете принцип)

gossen variosix
gossen variosix

данные экспонометры хорошо работают в связке со студийными источниками света. Они могут использоваться и как флешметры - особые экспонометры для замера вспышек и работы с ними. В продвинутых моделях вспышку можно подключать прямо в гнездо на устройстве, такой функционал полезен для съемки портретов, предметной и макро съемки

Полезные фишки

  • Экспонометр можно использовать и для высчитывания поправки на фильтр, для этого следует замерять видимый свет прямо через фильтр. Таким образом мы поймем фактор фильтра и сможем рассчитать поправку экспозиции. Особенно полезно для экспериментов с новыми или неизвестными фильтрами, где не указан фактор, а у вас только несколько кадров на пленке
замер через фильтр
замер через фильтр
  • Экспонометры Gossen Luna и Master даже старых моделей способны замерять очень слабое освещение, сравнимое со светом звезд и луны благодаря особому SBC (silicon blue diode) датчику. Порог считывания позволяет работать даже в условиях, когда вам нужно рассчитать экспозицию сцены освещенной светом одной небольшой свечи
  • Экспонометр Ленинград-6 имеет специальный перископный видоискатель, позволяющий видеть снимаемую сцену, но в перевернутом виде. Удобно для съемки на средний формат 6х6 с шахтой
  • Экспонометр Свердловск-4 обладает не только высоким качеством замера, но и не критичен к питанию, может питаться батареями от 3в до 4в. Что было бы губительно для немецких устройств, крайне требовательных к нужному источнику питания.
  • Устройства со спотметром фактически являются девайсом «все-в-одном» и были бы единственными экспонометрами на рынке, если бы не крайне высокая цена и внушительные габариты. Если вы серьезно относитесь к вопросу замера света, хотя бы одно такое устройство должно быть в арсенале
-46
  • Винтажные экспонометры зачастую подходят только для украшения интерьера. К сожалению экспонометр - это устройство, которое даже у самых ретроградных фотографов должно быть современным
  • Селеновый датчик, если он работает лучше всегда держать закрытым от солнечного света и вообще охранять от засветки, так он прослужит намного дольше
  • Всегда вынимайте батареи из устройства если не пользуетесь им более 3 месяцев. Всегда следите за правильным вольтажом и типом батареи, сверяйтесь с инструкцией, экспонометры очень критичны к качественному питанию
  • Далеко не весь функционал устройств вам придется использовать, возможно хватит и бесплатного приложения на телефон, кто знает?..
-47
  • Существует немало приложений для телефона с функционалом экспонометра (light meter) платных и бесплатных, однако стоит учитывать, что принцип их работы кардинально отличается. Такие программы используют мощности встроенного в телефон объектива и матрицы с соответствующими им ограничениями диапазона. Приложение считает как неплохо бы получилась такая картинка в jpg на основе своих примерных измерений. Часто точность сильно плавает от модели телефона, конкретного приложения положения звезд на небе
  • Даже гуру пленочной фотографии не чураются примерно прикинуть сцену на телефон, когда не хочется лезть за большим спотметром (особенно когда снимаешь на формат)

Однако можно работать и вовсе без автономного экспонометра. Либо вы применяете «правило Sunny 16» (при некотором опыте это проще, чем вы могли ожидать), либо используете приложение для измерения освещенности на своем смартфоне.

Для погружения в вопрос более подробно, советуем почитать книги из нашей подборки советского фотографа:

наши книжки про замер экспозиции
наши книжки про замер экспозиции

Желаем вам хороших кадров, особенно правильно проэкспонированных. А мы и сейчас продолжаем снимать на плёнку, оставаясь приверженцами классической аналоговой фотографии. За сим откланиваюсь, и напоминаю, что огромный выбор фотоаппаратов самых различных моделей, даже коллекционных, даже новых в коробках мы заботливо расставили на полочки в нашем магазине Фотолюбитель, снимайте на плёнку! А с выбором техники и плёнки мы с удовольствием поможем в нашем уютном шоуруме на Невском пр. 32-34А, правый двор от базилики Св.Екатерины.

Уже более 20 лет мы помогаем фотолюбителям с покупкой и реализацией техники, у нас вы можете выгодно обменять самую разную фототехнику на денежные знаки и денежные знаки на технику, а ещё мы занимаемся проявкой плёнки и обслуживанием плёночных фотоаппаратов.

Александр О. эксклюзивно для Photolubitel