60,7K подписчиков

Как пьяный советский работяга спас математическую честь аспиранта

471 прочитал

В СССР стипендия аспиранта была раза в два-три меньше, чем зарплата слесаря. Допекла молодая жена одного выпускника матмеха Ленинградского Государственного Университета: сколько же можно нищими жить?! Взял он в аспирантуре академический отпуск и пошёл устраиваться рабочим на завод.
Диплом ЛГУ был убран подальше, а в качестве документа об образовании отдел кадров увидел аттестат об окончании восьмилетки. Аспиранта приняли на работу, но потребовали, чтобы он поступил в вечернюю школу — доучиться до обязательных в стране десяти лет. Это тоже оказалось кстати: никому ещё не мешал дополнительный оплачиваемый выходной на учёбу плюс время, которое можно спокойно потратить на подготовку диссертации.

В СССР стипендия аспиранта была раза в два-три меньше, чем зарплата слесаря. Допекла молодая жена одного выпускника матмеха Ленинградского Государственного Университета: сколько же можно нищими жить?!

Стал бывший аспирант ходить в школу рабочей молодёжи. Старательно косил под дурачка, делил на "камчатке" место с каким-то вечно поддатым дремлющим работягой и крутил в голове будущую кандидатскую.
Однажды его, погружённого в заумные выкладки, подловила учительница математики, которая разбирала с классом формулу объёма конуса и заметила, что товарищ её совсем не слушает. Учительнице стоило просто привлечь к себе внимание — и этим ограничиться. Она же на беду принялась глумиться: мол, до чего тупыми бывают некоторые!

Класс ржал. Аспирант вспылил — ах, так? Щас я вам покажу! Но у доски его перемкнуло: о слишком высоких материях думал и быстро переключиться на уровень школьных формул не смог, поэтому решил взять двойной интеграл.

И вот аспирант стучит по доске мелом, объясняя каждое действие. Одноклассники испытывают непривычный научно-культурный шок, а учительница — ужас от крушения стройной картины мира. Смотрит на доску, покрывающуюся интегралами, и повторяет, как заведённая: "Этого не может быть, этого не может быть..."

"Этого не может быть", — вслед за ней повторяет аспирант, когда объём конуса получается отрицательным. Стирает написанное, начинает с начала — и опять выводит отрицательный объём. Класс уже находится в глубоком ступоре, учительница — в предынфарктном состоянии...
...но финальную точку в спектакле ставит сосед аспиранта по парте — сонный нетрезвый работяга. Он приоткрывает глаза, произносит: "Слышь, чувак, ты пределы интегрирования местами поменяй, тогда всё получится", – и задрёмывает снова.