Найти в Дзене
КУРЬЕЗЪ

Самый недооцененный писатель XX века

Его творчество, подобно Прусту, Джойсу и Кафке, глубоко изменило восприятие литературы. Во Франции его ставят в один ряд с Рабле, Флобером и Прустом, хотя он остается писателем "нетипичным" и нуждается в тщательном анализе и классификации. В России, несмотря на усилия переводчиков, он известен лишь узкому кругу специалистов.

В Европе Жоржа Перека (1936—1982) считают одной из самых ярких литературных фигур XX века, но даже во Франции широкая публика воспринимает его через определенные стереотипы, упрощая его творчество. Для большинства он один из последних авангардистов и первых постмодернистов 1960-х годов, яркий член группы УЛИПО. Известен он прежде всего как автор четырех романов: "Вещи", "Исчезание", "W, или Воспоминание детства" и "Жизнь способ употребления", а также как мастер литературных пазлов и кроссвордов. Эти представления о Переке лишь поверхностно отражают его вклад в литературу.

Перек вошел в литературу с романом "Вещи", опубликованным в 1965 году. Этот небольшой роман, над которым он работал около пяти лет, неожиданно получил литературную премию Ренодо и мгновенно сделал автора знаменитым. "Вещи" долгое время оставались единственным произведением Перека, переведенным на русский язык, как критика буржуазного общества. Во Франции его воспринимали как отражение атмосферы зарождения общества потребления.

-2

Перек завоевал репутацию "романиста-социолога", свидетельствующего о трудностях существования в 1960-е годы. Он описывал повседневность, которая стала материалом для его произведений, как и для его современников — Маргерит Дюрас, Анни Эрно и Жака Реда. Позже Перек назвал это свойство литературы "инфраобыденностью".

Роман "Вещи" стал знаковым для эпохи, свидетельствуя о проникновении массовой культуры в высокую литературу. Его сдержанный стиль письма означал отказ от романтической концепции вдохновенного художника, что Ролан Барт резюмировал в формуле "смерть автора". Внимательные читатели обнаружили в "Вещах" влияние Флобера.

Следующий роман Перека, "Человек, который спит" (1967), был назван романом "апатии всех желаний". Он напомнил критикам о Кафке и любимом Переком Мелвилле с его персонажем Бартлби. Роман лишен традиционной интриги и психологизма, представляя собой физиологическое повествование.

В 1967 году Перек присоединился к группе УЛИПО, которая использовала литературные ограничения для стимуляции воображения. Это было частью широкой трансгрессии реализма, целью которой было воссоздание языка реальности, а не самой реальности. Литература Перека отражала не только мир, но и литературу о мире, подчеркивая важность темы библиотеки.

-3

Роман "Исчезание" (1969) стал своего рода манифестом улипистов. Перек применил технику липограммы, исключив из текста букву "е" (в переводе на русский отсутствует буква "о"). Роман предполагал многослойное чтение, предлагая метатекстовый и интертекстуальный уровни интерпретации. Это произведение подчеркивало важность самого процесса письма, превращая историю в метафору литературного творчества.

Говоря о Переке, важно помнить, что он был представителем своего времени — авангарда 1960-х годов, когда снова преодолели традиционные границы между различными формами художественного выражения. В то время писатели снимали фильмы (как Маргерит Дюрас или Ален Роб-Грийе), художники разрабатывали теоретические концепции, а композиторы обращались к конкретной поэзии. Перек активно сотрудничал не только с другими писателями и философами, но также с художниками, музыкантами, фотографами и режиссерами, что делало его творчество особенно многогранным и влиятельным.

Творчество Перека в целом всегда демонстрирует многослойность и многозначность, отказываясь от простых решений и поверхностных интерпретаций. Его произведения остаются объектом глубокого анализа и восхищения, продолжая оказывать значительное влияние на современную литературу.

Подписывайся на КУРЬЕЗЪ — здесь простыми фразами об искусстве.