Найти в Дзене

«Загадки подземных этажей. Взгляд из Казани».

Введение в проблему закопанных первых этажей – это важный аспект архитектуры и городской истории. Старинные здания, которые мы видим сегодня, имеют богатую историю, связанную с развитием города и его обитателей. Ответ на вопрос, почему первые этажи зданий в Казани закопаны в землю, не однозначен, но вполне разумно объясним. Издавна люди обживали и селились в местах с доступной пресной водой, в местах, где земля была благодатна, а живность присутствовала в изобилии. Возникшее ремесленное поселение, форпост северных пределов Булгарского ханства, у подошвы холма при встрече рек Булака и Казанки, окруженный множеством природных озёр, расположившийся вблизи основного водного торгового пути реки Волги, - было своевременным и необходимым решением. Природа всегда противиться человеку. И человек, изменяя и обуздав природу, старается организовать место жизни под себя. Посад разрастается, строятся мастерские, склады, лавки, возникают мануфактуры. Поначалу деревянный посад не раз отстраивается вно

Введение в проблему закопанных первых этажей – это важный аспект архитектуры и городской истории. Старинные здания, которые мы видим сегодня, имеют богатую историю, связанную с развитием города и его обитателей. Ответ на вопрос, почему первые этажи зданий в Казани закопаны в землю, не однозначен, но вполне разумно объясним.

Издавна люди обживали и селились в местах с доступной пресной водой, в местах, где земля была благодатна, а живность присутствовала в изобилии. Возникшее ремесленное поселение, форпост северных пределов Булгарского ханства, у подошвы холма при встрече рек Булака и Казанки, окруженный множеством природных озёр, расположившийся вблизи основного водного торгового пути реки Волги, - было своевременным и необходимым решением.

Природа всегда противиться человеку. И человек, изменяя и обуздав природу, старается организовать место жизни под себя. Посад разрастается, строятся мастерские, склады, лавки, возникают мануфактуры. Поначалу деревянный посад не раз отстраивается вновь после пожаров. В конце 17 начале 18 века в строительстве сооружений начинают использовать камень. После Пугачёвского бунта и очередного пожара, ценность каменных строений в городе становится очевидна.

Застройка становится более упорядоченной и более прагматичной. Ровных грунтов не много, высоких и незатопляемых участков не достаточно, сооружения требуют основательности, а значит, должны держать нагрузки на грунты зимой. В этом плане цокольные этажи становятся необходимостью.

Поиска пригодных для жизни мест под застройку был актуален ещё до взятия Казани Иваном Грозным: Гнилой Булак уже тогда засыпали. Избегая последствий разлива рек, в том числе Булака и Казанки в 16 веке решают выпрямить русло Булака, углубить его и облагородить берега. Переменный уровень Булака тоже не удобен, береговые дамбы вдоль протоки повышают и укрепляют, а для поддержания судоходности протоки отстраивают шлюзы.

Появление торговых рядов, лавочек, складов, производств и мануфактур, активный деловой оборот товаров, увеличивают значимость сохранения и товаров и прибыли. Торговцы страдают от потерь, особенно от весенних разливов рек и стихийных погодных явлений. Производства, лабазы, склады, находящиеся в низинах либо переносятся, либо меняют функционал. Постоянно сырые, затопленные участки засыпаются, уровень земли увеличивается возле каждого дома в низине!

Изменение подвоза сырья, потребность в товарах на улицах, расположенных на холмах, желание передвигаться по городу, строительство дорог, сглаженных подъёмов, запуск казанской конки, - всё это в совокупности приводит окультуриванию основных дорог как для транспорта, так и для граждан. От деревянных тротуаров к брусчатке, а потом к асфальту: разумеется, что предыдущие материалы с дорог не убирались, всё укладывалось поверх.

Кстати говоря, засыпка грунта возле здания, не дешёвое дело, но если появляется штраф за этажность, когда высота здания не должна превышать ширины дороги, тогда возникает смысл в подобной деятельности. Городская казна не несёт убытков от подтоплений, когда уровень земли вокруг дома выше уровня реки при разливе.

Инженерная мысль не отстаёт и объясняет, что помещения выше цоколя лучше защищены от холода зимой, чем если бы цоколь отсутствовал. Это становится нормой в строительстве, находится место для жизни прислуги при доме!

Начиная с периода принятия плана ГОРЛО, с 1921 года, структура грунтовых вод центральной части города Казани наблюдается специалистами, а строительство различных гидротехнических сооружений, увеличение сети дорог, общее поднятие уровня земли в центре, идёт с учётом поднятия уровня Куйбышевского водохранилища.

Вообще, проблема осушения территорий в г. Казань, происходила постоянно. Уже нет большинства озёр центральной части города, нет Банного, Чёрного, Чистого, исчезло Сенное (Ключевское), засыпано и озеро Гузеево, кануло в лету и Гнилое озеро рядом с ЦУМом. А вот насыщенность грунтов водными пластами до сих пор присутствует. С подобными фактами подземных озёр сталкивались строители метрополитена в городе.

В итоге, хочется отметить, что не только фактор культурного слоя, который покрывает первые этажи зданий в Казани, важен. Важно и то, что водная обстановка, разливы озёр и выход из берегов рек, создавали условия не переселения с подтопляемых мест в городе, а вызывали кипучую деятельность по нивелированию воздействия фактора непогоды, паводка и талой воды. Это интересный аспект, который позволяет нам оценить прошлое и понять, как менялся город и его архитектура на протяжении веков.