Несмотря ни на что, ответ, вполне вероятно, может быть таким: один из самых красивых сериалов этого года — «Рипли». Обычно, эту категорию оценки принято практически игнорировать, заявляя в отзывах и рецензиях через запятую: да, картина красивая, интересная, необычная. Дело в том, что «Рипли» оказался одним из самых интересных, необычных, и да, безумно красивых проектов последних нескольких лет.
Новое прочтение истории Томаса Рипли (Эндрю Скотт) Стивеном Зеллианом привлекает во вторую очередь (а в первую, разумеется, актером, сыгравшим главную роль) именно выбранным способом визуализации и непревзойденным стилем. Перед зрителями рисуется монохромный графичный портрет преступника и убийцы. Можно ли назвать этого убийцу идеальным? Или, тем более, «Талантливым мистером Рипли»? Ни в коем случае. Том Рипли-2024 довольно неуклюж, его махинации рискуют быть раскрытыми в любой момент, единственное, чего ему хватает, — умения вовремя сбежать с места преступления. Он довольно инертен и преступает закон, только потому, что предоставляется прекрасная возможность сделать это. Интригующая особенность литературного Рипли — представать одновременно жертвой обстоятельств и агрессором — заставляла читателей с замиранием сердца следить за перипетиями сюжета. Ее же бесподобно воплощает на экране Эндрю Скотт.
Зеллиан предлагает аудитории 8 серий, снятых в духе нуара по-итальянски. За камеру встал обладатель премии Оскар — Роберт Элсвит (снявший, к примеру, «Нефть»), и в итоге за все 8 эпизодов мы, кажется, не видим ни одного лишнего кадра и, более того, ни одного лишнего движения в кадре. Ценители красоты и спокойного повествования возликовали: где еще найдешь такое торжество симметрии и композиции? Аскетичность и сосредоточенность на запечатлении, а не стремительной погоне за актером, позволили сделать акцент на филигранной игре Скотта и на атмосфере, описанной когда-то Чеховым: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Визуальный язык, на котором говорит новый «Рипли», тесно связан с итальянским живописным искусством, а если учесть, что съемки проходили в Италии, а актеры специально учили итальянский язык, чтобы говорить в кадре максимально естественно, возникает ощущение, что сериал стал буквальным воплощении всего итальянского.
Отсутствие мощной динамики и саспенса, необходимого любому детективу, дает возможность покритиковать нетфликсовскую адаптацию, однако, на самом деле, она может считаться любопытным прецедентом — авторы использовали не стандартный жанровый подход, а обратились к совершенно иным инструментам. В итоге в истории кинематографа появился новый проект, совместивший в себе великолепную эстетику и интересное содержание.
Его главным конкурентом на ТСА-2024 является британский мини-сериал «Олененок».
Начинающий стендапер, подрабатывающий барменом, Донни Данн (Ричард Гэдд) нечаянно знакомится с странноватой клиенткой Мартой Скотт (Джессика Ганнинг). Женщина начинает активно донимать парня: каждый день проводит в баре по многу часов, затем узнает его почту и закидывает сообщениями, а вскоре находит Донни в соцсетях. Марта уверена, что у них романтические отношения, выслеживает своего «бойфренда» на улице, сторожит у дома. Его жизнь довольно быстро начинает напоминать кошмар, провоцирующий цепь воспоминаний о болезненном прошлом.
Разумеется, говорить и снимать картины о жертвах насилия и о сталкинге необходимо, но дело в том, что снят «Олененок» так, что смотреть его иногда довольно скучно — в какой-то момент кажется, что общение двух главных героев в буквальном смысле двигается по кругу, и уже непонятно, кто кого преследует на самом деле; а иногда в прямом смысле слова тошно. Любое событие, любой момент можно снять по-разному: изнасилование, убийство, войну можно представить так, чтобы было жутко, а можно так, чтобы было отвратительно. Авторы «Олененка» пошли по второму пути, поскольку он более очевидный и, как бы страшно ни звучало, зрелищный.
Еще один весомый минус — не слишком впечатляющая игра актеров в двух главных ролях. Вероятно, всё дело в том, что наше общество, привыкшее уже, кажется, ко всему, явно нуждается в сильных стимулах — сцены истерик и ссор ими и являются, а с точки зрения актерского мастерства выдать эмоции подобного градуса накала гораздо проще, чем существовать в кадре в тишине и без реплик транслировать смыслы. Пожалуй, гораздо убедительнее оказалась актриса Нава Мау, сыгравшая Терри — возлюбленную героя.
В итоге мы видим, что «Олененок» пытается уравнять виктимность и откровенную инфантильность, а еще подсказывает, что в сегодняшней культуре жертвы есть весомый плюс — это отлично продается.
Если пытаться дать лаконичную оценку двум «конкурирующим» сериалам, то описать их можно так: один представляет собой настоящее произведение кинематографического и актерского искусства, а другой является социально актуальным и сделан по законам современности.
Еще одним лидером оказался сериал «Сёгун» — вторая экранизация одноимённого исторического романа Джеймса Клавелла (первая вышла в 1980 году). Телеканал FX заказал 10 серий в августе 2018 года. Съёмки проходили в Канаде с сентября 2021 года по апрель 2022 года. События мини-сериала разворачиваются в 1600 году. Главный герой — английский штурман Джон Блэкторн (Космо Джарвис), — оказывается в Японии в разгар междоусобных войн. Со временем ему удаётся не только адаптироваться в японском обществе, но и заручиться покровительством со стороны влиятельного феодала Ёси Торанаги (Хироюки Сонада).
На сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг мини-сериала составляет 99 % со средней оценкой 8,5 из 10 и обладает сертификатом «свежести». На сайте-агрегаторе Metacritic, рейтинг мини-сериала — 85 баллов из 100 возможных. Критики отметили культурное правдоподобие картины, а также реалистичность боевых сцен, а некоторые журналисты назвали сериал «эпическим переосмыслением, превосходящим оригинал». Вероятно, эта лента способна посоревноваться с «Рипли» в области визуального оформления и оригинальности художественных решений.
Премия TCA-2024: победителей объявят 12 июля. «Рипли» или «Олененок»?
13 июля 202413 июл 2024
5 мин