О сыны Исраила! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами. (Коран 2:47)
Взгляд ислама на евреев и их религию несколько двойственный. С одной стороны, пророк уважал этот народ и его убеждения, считая иудеев братьями-единобожниками. С другой, признавал, что многие далеко отклонились от устоев собственной веры и этот факт вызывает у него сильное возмущение. Тем не менее, в исламском мире зарезервировано почетное место для последователей иудаизма, которые считаются «людьми книги».
А как же евреи относятся к Мухаммеду?
Во времена пророка в Аравии было много иудеев – как этнических евреев, так и арабов, принявших иудаизм. Одним из главных оплотов последних стала Медина, где в начале 7-го века шел вялотекущий конфликт двух местных племен. После изгнания исламской уммы из Мекки именно они пригласили ее лидера в качестве арбитра, и некоторые сразу же стали мусульманами.
Тут нужно понимать один нюанс: евреи со времен Иисуса ждали мессию, и многие из них были склонны считать Мухаммеда таковым. Первым его признал Абдуллах ибн Салам – мединский раввин. Известно, что он его протестировал – задал вопросы, ответить на которые мог только посланник божий. «Экзаменатор» его ответами был впечатлен и после этого обратился в ислам.
Другим потребовалось больше времени для размышления. Одним из таких был богатый человек по имени Мухайрик. Он оставался иудеем до битвы при Ухуде, но в тот день призвал единоверцев помочь мусульманам. Поскольку это была суббота, многие отказались прислушаться к его словам, и он единственный взялся за меч. В сражении этот человек расстался со своей жизнью.
Впрочем, основная часть иудеев Медины принять новую веру категорически отказалась. Впоследствии они нарушили договор с уммой, из-за чего началась война. Поэтому ислам позитивно оценивает евреев в целом, но критикует за неверие и обман отдельных людей.
Впоследствии отношение евреев к исламу и Мухаммеду колебалось от позитивного к негативному. На первом полюсе находился ученый книжник из Йемена по имени Натанэль аль-Файюми. Он полагал, что Всевышний дает пророков каждому из народов и писания, что они создают, не обязаны соответствовать положениям иудейской религии.
Аль-Файюми был уверен, что Мухаммед является человеком, принесшим слово божье арабам, однако, к евреям оно не относится и им не нужно ему следовать. Ислам, кстати, вполне разделяет такое мнение: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (Коран, 14:4).
В противоположном лагере находился Маймонид – испанский еврей, считающийся одним из главных средневековых апологетов иудаизма. Он более критично относился к исламу и говорил, что его учение скопировано с иудейской религии. Мухаммеда считал не пророком, а ловким политиком. Что интересно, этот человек родился в мусульманской стране, жил и работал в разных мусульманских странах и некоторое время трудился в качестве личного врача визиря египетского султана Салах ад-Дина.
Современные евреи понимают, что ислам гораздо ближе их собственной вере, чем любая другая религия, даже если она авраамическая. Законы кашрута и халяля весьма сходны друг с другом, есть параллельные требования к соблюдению физической и духовной чистоты, установлены подробные правила, регулирующие всю жизнь человека.
Мухаммеда они считают безусловно исторической личностью, основавшей весьма успешную общину. Именно благодаря его деятельности значительная часть человечества соблюдает так называемые семь законов потомков Ноя – единственные требования, которые иудаизм считает обязательными для не евреев. В этом плане ислам считается позитивной силой, несмотря на сложную историю взаимоотношений иудеев и мусульман.