Найти тему
Народ Востока

Что евреи думают о пророке Мухаммеде?

О сыны Исраила! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами. (Коран 2:47)

Взгляд ислама на евреев и их религию несколько двойственный. С одной стороны, пророк уважал этот народ и его убеждения, считая иудеев братьями-единобожниками. С другой, признавал, что многие далеко отклонились от устоев собственной веры и этот факт вызывает у него сильное возмущение. Тем не менее, в исламском мире зарезервировано почетное место для последователей иудаизма, которые считаются «людьми книги».

А как же евреи относятся к Мухаммеду?

Во времена пророка в Аравии было много иудеев – как этнических евреев, так и арабов, принявших иудаизм. Одним из главных оплотов последних стала Медина, где в начале 7-го века шел вялотекущий конфликт двух местных племен. После изгнания исламской уммы из Мекки именно они пригласили ее лидера в качестве арбитра, и некоторые сразу же стали мусульманами.

Тут нужно понимать один нюанс: евреи со времен Иисуса ждали мессию, и многие из них были склонны считать Мухаммеда таковым. Первым его признал Абдуллах ибн Салам – мединский раввин. Известно, что он его протестировал – задал вопросы, ответить на которые мог только посланник божий. «Экзаменатор» его ответами был впечатлен и после этого обратился в ислам.

Другим потребовалось больше времени для размышления. Одним из таких был богатый человек по имени Мухайрик. Он оставался иудеем до битвы при Ухуде, но в тот день призвал единоверцев помочь мусульманам. Поскольку это была суббота, многие отказались прислушаться к его словам, и он единственный взялся за меч. В сражении этот человек расстался со своей жизнью.

-2

Впрочем, основная часть иудеев Медины принять новую веру категорически отказалась. Впоследствии они нарушили договор с уммой, из-за чего началась война. Поэтому ислам позитивно оценивает евреев в целом, но критикует за неверие и обман отдельных людей.

Впоследствии отношение евреев к исламу и Мухаммеду колебалось от позитивного к негативному. На первом полюсе находился ученый книжник из Йемена по имени Натанэль аль-Файюми. Он полагал, что Всевышний дает пророков каждому из народов и писания, что они создают, не обязаны соответствовать положениям иудейской религии.

Аль-Файюми был уверен, что Мухаммед является человеком, принесшим слово божье арабам, однако, к евреям оно не относится и им не нужно ему следовать. Ислам, кстати, вполне разделяет такое мнение: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (Коран, 14:4).

-3

В противоположном лагере находился Маймонид – испанский еврей, считающийся одним из главных средневековых апологетов иудаизма. Он более критично относился к исламу и говорил, что его учение скопировано с иудейской религии. Мухаммеда считал не пророком, а ловким политиком. Что интересно, этот человек родился в мусульманской стране, жил и работал в разных мусульманских странах и некоторое время трудился в качестве личного врача визиря египетского султана Салах ад-Дина.

Современные евреи понимают, что ислам гораздо ближе их собственной вере, чем любая другая религия, даже если она авраамическая. Законы кашрута и халяля весьма сходны друг с другом, есть параллельные требования к соблюдению физической и духовной чистоты, установлены подробные правила, регулирующие всю жизнь человека.

-4

Мухаммеда они считают безусловно исторической личностью, основавшей весьма успешную общину. Именно благодаря его деятельности значительная часть человечества соблюдает так называемые семь законов потомков Ноя – единственные требования, которые иудаизм считает обязательными для не евреев. В этом плане ислам считается позитивной силой, несмотря на сложную историю взаимоотношений иудеев и мусульман.