Найти тему

Краткосрочное психологическое консультирование – эффективный инструмент современного психолога

Несмотря на то, что о краткосрочном консультировании заговорили еще в прошлом веке, сегодня это направление актуально как никогда.

Во-первых, современный человек – это как правило, человек компетентный во многих областях, в том числе и в психологии. Компетентность клиента и его мотивация к изменению, на мой взгляд, ключевые составляющие успешного консультирования.

Во-вторых, сегодняшний клиент ценит свое время и деньги, поэтому, при решении своей проблемы, он выбирает наиболее выгодный для себя вариант. Направление подходит для консультаций в условиях ограниченного времени, при онлайн-консультировании.

В-третьих, навык решения проблемы, полученный в процессе консультирования, остается с клиентом на всю жизнь и при решении следующих своих задач он спокойно сможет применить его и справится сам.

Как работает краткосрочное психологическое консультирование, ориентированное на решение? Есть определенная схема работы.

Выделяют конкретные техники по работе со следующими блоками:

- техники работы с проблемой;

- техники работы с объяснениями клиента;

- техники работы с целью клиента;

- техники работы с ресурсами клиента;

- техники работы с социальным окружением клиента.

Но самое главное, что мне нравится в этом подходе – это многообразие, альтернативность и возможность творческого подхода к консультированию, учитывая уникальность клиента.

Краткосрочное психологическое консультирование можно применить при решении индивидуальных проблем клиента, при работе с супружескими конфликтами, детско-родительскими отношениями, поведенческими проблемами детей, проблемами профориентации и трудоустройства.

Хочу поделиться некоторыми техниками в этом подходе.

Работая долгое время в семейном и спортивном консультировании, я обратила внимание на некоторых клиентов, которые приходили на консультацию не по своей воле, так называемые «визитеры»: спортсмены – по наставлению тренера, детей очень часто приводили родители, супруги приводили друг друга из самых лучших побуждений, конечно.

В краткосрочном консультировании есть определенные вопросы для таких «немотивированных» клиентов, «визитеров».

Техника работы с «визитером»

Образцы вопросов:

  • Чья идея была, чтобы Вы пришли сюда?
  • Что заставляет N думать, что Вам надо сюда прийти?
  • Что должно произойти, чтобы N оставил Вас в покое?
  • Что, по мнению N, Вам необходимо делать по-другому?
  • Как Вы полагаете, что N скажет о том, чем Ваш приход сюда будет полезен Вам?

Примечание: N – человек, который направил клиента на консультацию.

При работе с проблемой клиента, чтобы улучшить его самочувствие и состояние в данный момент, можно применить следующую технику:

Техника «Знаки улучшения»

Образцы вопросов:

  • Давайте вообразим, что произошло чудо, и вдруг в один прекрасный день Ваша проблема разрешилась. Поскольку Вы спите, Вы еще не знаете, что случилось чудо. По каким признакам Вы заметите на следующее утро, что проблемы больше нет? Ее уже не существует.
  • Как другие люди смогут заметить, что у вас произошла перемена?
  • Что первое Вы сделаете?

Чтобы клиент чувствовал, что он в своей проблеме не одинок, есть техники работы с его социальной сетью (окружением).

Техника «Признание вклада других лиц в успех»

Образцы вопросов:

  • Предположим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Что бы Вы сказали каждому из них?
  • Представим себе, что в будущем, когда эта проблема какое-то время уже не будет существовать, Вы решите отпраздновать эту перемену. Кого Вы пригласите? Как Вы отметите заслуги этих людей?
  • Когда Вы достигнете своей цели, кого ещё, кроме себя Вы сможете поблагодарить за Ваше достижение? [1, 2].

Очень надеюсь, что представленные здесь техники будут вам полезны не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Нет проблем, есть задачи! Желаю вам решать свои задачи – быстро и легко!
Счастливой и благополучной вам жизни!

Литература:

  1. Ахола Т. Краткосрочная позитивная психотерапия / Т. Ахола, Б. Фурман, А.М. Ялов. – М.: Речь, 2000. – 220 c.
  2. Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие. СПб, «ИМАТОН», 1997. – 63 с.