Музыкотерапия – метод психокоррекции, основанный на гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое состояние человека.
Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую и физическую реакцию.
Основа музыки – звук, являющийся акустическим сигналом, имеющий волновую структуру и оказывающий специфическое воздействие на клетки живого организма.
Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, музыкальную терапию можно применять для клиентов любого возраста, так как:
- влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Следовательно, ее использование в процессе психокоррекции поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой клиента и с различными уровнями его сознания;
- музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу клиента через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности;
- с моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать в процессе психокоррекции, когда возвращение и воскрешение прошлого является одной из главных задач;
- музыка и речь – родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда клиент затрудняется говорить;
- музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества;
- музыка – это метафора. Метафорический язык понятен любому человеку независимо от возраста. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания клиента и поэтому дольше сохраняются в памяти;
- в процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение особенно для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением;
- музыка воздействует на подсознание человека. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность» в сознании человека. Возможно, на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания;
- музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств в процессе психокоррекционных занятий;
- положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психокоррекционной работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.
Влияние музыкальных произведений на эмоциональное состояние:
Для снятия стресса и уменьшения чувства тревоги:
- Шопен «Мазурка», «Прелюдии»;
- Штраус «Вальсы»;
- Рубинштейн «Мелодии».
Для уменьшения раздражительности:
- Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт»;
- Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».
Для общего успокоения, удовлетворения:
- Бетховен «Симфония 6», часть 2;
- Брамс «Колыбельная»;
- Шуберт «Аве Мария»;
- Шопен «Ноктюрн соль-минор»;
- Дебюсси «Свет луны».
Для снятия симптомов гипертонии:
- Бах «Концерт ре-минор для скрипки», «Кантата 21»;
- Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»;
- Брукнер «Месса ля-минор»;
- Шопен «Ноктюрн ре-минор».
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
- Моцарт «Дон Жуан»;
- Лист «Венгерская рапсодия»;
- Бетховен «Фиделио»;
- Хачатурян «Сюита Маскарад».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
- Чайковский «Шестая симфония», 3 часть;
- Бетховен «Увертюра Эдмонд»;
- Шопен «Прелюдия 1, опус 28»;
- Лист «Венгерская рапсодия 2»;
От бессонницы:
- Сибелиус «Грустный вальс»;
- Глюк «Мелодия»;
- Шуман «Грезы»;
- Пьесы Чайковского;
- А. Вивальди «Времена года»;
- Г.Ф. Гендель «Кончерто гроссо №6 ре мажор»;
- П. Чайковский «Вальс цветов»;
- «Танец феи драже» из балета Щелкунчик;
- «Сентиментальный вальс»;
- Фортепианный цикл «Детские сцены» (пьеса «Мечты»);
- Ф. Мендельсон – «Песня без слов» ля мажор;
- Й. Брамс – «Интермеццо» ля мажор.
Уильям Шекспир и Иоганн Себастьян Бах когда-то о музыке сказали так: "Музыка глушит печаль" и "Цель музыки - трогать сердца". Пусть и Вашему сердцу музыка приносит только положительные эмоции!