Найти тему

Музыкотерапия как средство психокоррекции эмоционального состояния

Музыкотерапия – метод психокоррекции, основанный на гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое состояние человека.

Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую и физическую реакцию.

Основа музыки – звук, являющийся акустическим сигналом, имеющий волновую структуру и оказывающий специфическое воздействие на клетки живого организма.

Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, музыкальную терапию можно применять для клиентов любого возраста, так как:

  • влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Следовательно, ее использование в процессе психокоррекции поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой клиента и с различными уровнями его сознания;
  • музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу клиента через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности;
  • с моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать в процессе психокоррекции, когда возвращение и воскрешение прошлого является одной из главных задач;
  • музыка и речь – родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда клиент затрудняется говорить;
  • музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества;
  • музыка – это метафора. Метафорический язык понятен любому человеку независимо от возраста. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания клиента и поэтому дольше сохраняются в памяти;
  • в процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение особенно для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением;
  • музыка воздействует на подсознание человека. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность» в сознании человека. Возможно, на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания;
  • музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств в процессе психокоррекционных занятий;
  • положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психокоррекционной работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.

Влияние музыкальных произведений на эмоциональное состояние:

Для снятия стресса и уменьшения чувства тревоги:

  • Шопен «Мазурка», «Прелюдии»;
  • Штраус «Вальсы»;
  • Рубинштейн «Мелодии».

Для уменьшения раздражительности:

  • Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт»;
  • Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

Для общего успокоения, удовлетворения:

  • Бетховен «Симфония 6», часть 2;
  • Брамс «Колыбельная»;
  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Шопен «Ноктюрн соль-минор»;
  • Дебюсси «Свет луны».

Для снятия симптомов гипертонии:

  • Бах «Концерт ре-минор для скрипки», «Кантата 21»;
  • Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»;
  • Брукнер «Месса ля-минор»;
  • Шопен «Ноктюрн ре-минор».

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:

  • Моцарт «Дон Жуан»;
  • Лист «Венгерская рапсодия»;
  • Бетховен «Фиделио»;
  • Хачатурян «Сюита Маскарад».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:

  • Чайковский «Шестая симфония», 3 часть;
  • Бетховен «Увертюра Эдмонд»;
  • Шопен «Прелюдия 1, опус 28»;
  • Лист «Венгерская рапсодия 2»;

От бессонницы:

  • Сибелиус «Грустный вальс»;
  • Глюк «Мелодия»;
  • Шуман «Грезы»;
  • Пьесы Чайковского;
  • А. Вивальди «Времена года»;
  • Г.Ф. Гендель «Кончерто гроссо №6 ре мажор»;
  • П. Чайковский «Вальс цветов»;
  • «Танец феи драже» из балета Щелкунчик;
  • «Сентиментальный вальс»;
  • Фортепианный цикл «Детские сцены» (пьеса «Мечты»);
  • Ф. Мендельсон – «Песня без слов» ля мажор;
  • Й. Брамс – «Интермеццо» ля мажор.

Уильям Шекспир и Иоганн Себастьян Бах когда-то о музыке сказали так: "Музыка глушит печаль" и "Цель музыки - трогать сердца". Пусть и Вашему сердцу музыка приносит только положительные эмоции!