8 – 9 июня в Москве состоялся очередной Чемпионат России по артистическому фехтованию, в котором сборная Санкт-Петербурга приняла участие.
Отбор спортсменов был произведен на основании результатов ЧР 2023, а также результатов чемпионата Санкт-Петербурга.
По итогам чемпионата, сборная Санкт-Петербурга привезла домой четыре медали: одну бронзовую, одну серебряную и две золотые.
Волею судьбы, оба «золота» достались мне – одно за личное выступление в номинации соло, а второе напополам с моим партнером по оружию Далером Газибековым за дуэт. Также, я взял и одну «бронзу», за дуэт в категории Античность.
Конечно, очень трудно быть «играющим тренером». Это я к тому, что будучи выступающим спортсменом, я не мог отсмотреть все выступления ни нашей сборной, ни, тем более, сборных других регионов: Москвы, Московской области и Тулы. И, следовательно, не могу написать настоящий отчет, в качестве старшего тренера сборной Санкт-Петербурга.
Зато могу поделиться лирическими размышлениями по поводу номеров с моим участием. Начиная с первого «золота» этого чемпионата, которое досталось выступлению «Пехотинец».
…С тех пор, как в 2023 году я закончил обучение в Российском университете спорта ГЦОЛИФК, в котором, чаще всего, и проводятся Чемпионаты России, поездки на соревнования стали для меня не просто спортивными выездами, а своеобразными ностальгическими путешествиями в стены Альма-матер. Как-то по-особому приятно выступать на сцене, где ректор университета вручал мне красный диплом, и забавно переодеваться в аудитории, в которой прежде слушал лекции и сдавал биомеханику.
А уж в области ориентирования по лабиринтам университетского корпуса равных мне было мало.
Не знаю, впрочем, подойдет ли сюда поговорка «дома и стены помогают», но то, что РУФ ГЦОЛИФК для меня теперь больше, чем просто сертифицированный объект спорта, это точно.
…Моя солокомпозиция «Пехотинец» оказалась на ЧР 2024 не то, чтобы, случайно, но скажем так, технически. Это было третье участие «Пехотинца» на турнире такого уровня, и я не планировал его везти. Но, обстоятельства, связанные с деятельностью нашего Минспорта, оказались сильнее, что в целом пошло мне на пользу. Собственно, об этом и рассказ.
Идея второго соло в моей артфехтовальной карьере (первое – «Эволюция», – было исполнено на ЧР 2016 года и тоже завоевало первое место) возникла, вероятно, в 2020 году. Сама эстетика шахмат для артистического фехтования не нова. Постановки с соответствующим антуражем встречались и раньше. Однако, в нашем случае, были придуманы и использованы такие художественные решения как полноразмерные фигуры и их движение во взаимодействии с исполнителем главной партии.
Название номера является бэкронимом устойчиво-архаичного наименования младшей шахматной фигуры – пешки. Выбирая название для выступления, мы сразу отказались от прямого воспроизведения термина «пешка», поскольку в русскоязычной традиции это слово влечет за собой понижающий смысловой шлейф («пешка в ее руках» и т. п.) Зато возвращение к первоначальному смыслу – пехотинец, – пробуждает мотивы героики, что хорошо перекликается с художественным пафосом всего сюжета.
По сюжету, среди черных фигур, на шахматной доске осталась одна белая пешка, то есть – рядовой пехотинец. Сражаясь с превосходящими силами, пехотинец последовательно побеждает фигуры черных: слона, ладью, коня и прорывается к финальной линии условной шахматной доски, на которой овладевает короной ферзя. Тем самым, он принуждает черного короля к падению и белые выигрывают партию.
По первоначальному замыслу, на условной доске должна была присутствовать еще неподвижная фигура белого короля, но в процессе подготовки номера было принято решение отказаться от нее в пользу большей динамики.
Белый Пехотинец является единственной «живой» фигурой. Остальные, черные, выполнены в виде статуй или садовых скульптур, подобных тем, что в былое время встречались в советских санаториях.
Одновременно с этой аллюзией, мы ориентировались и на более современные мотивы, идущие от впечатляющего шахматного боя Гарри Поттера в его экранной версии.
Третьим мотивом стал сериал Скотта Фрэнка и Аллана Скотта «Ход королевы», который, как раз находился на пике своей популярности во время создания номера. Из этого сериала мы заимствовали музыку Карлоса Рафаэля Ривера.
Комбинация живого исполнителя и подвижных, но неодушевленных шахматных фигур идейно связана с высказыванием Франсуа-Андре Даникана Фелидора: «Пешка – душа шахматной партии».
По нашему замыслу, образ белого пехотинца должен был отчетливо перекликаться с образом спортсмена фехтовальщика, в его белоснежном снаряжении. Вместе с тем, сценический костюм потребовал определенной художественной переработки для создания более глубоких и ярких внешних форм образа.
Здесь нам помогла Мария Грация Кьюри, модельер модного дома Christian Dior. Вдохновившись сценой поединка из драмы Лукино Висконти «Невинный» 1976 года, она создала коллекцию одежды, представив ее широкой публике в рамках Недели высокой моды в Париже. Ключевыми элементами коллекции стали узнаваемые мотивы фехтовальной униформы, органично вписанные в классические изящные формы бренда Dior.
Наш специалист по костюмам Инна Циринская вдохновилась моделями мадам Кьюри и создала собственный уникальный образ, комбинирую белый шелк, тонкую белую кожу и бронзовую фурнитуру.
Создание хореографии заняло значительно время. По нашему замыслу, бой пехотинца должен был состоять из трех этапов, обеспечивающих темпо-ритмическое и эмоциональное нарастание: на первом этапе пехотинец сражается на фоне неподвижных фигур, затем черные фигуры начинают поочередно двигаться, заставляя героя перемещаться по всей сцене и, наконец, черные вступают в бой «по всем фронтам», двигаясь одновременно и доводя динамику сцены до максимума.
Такое нарастание динамики, важное само по себе, несет дополнительную смысловую нагрузку, иллюстрируя шахматную аксиому о том, что в эндшпиле роль пешек значительно возрастает.
При этом, по мере выхода черных фигур из строя, для каждой из них мы разработали собственный образ гибели: слон накреняется, конь оказывается проткнутым красным клинком, из башни-ладьи начинает идти дым пожара…
Не могу сказать, что я полностью удовлетворен работой. Следование правилам артистического фехтования очень ограничило возможности взаимодействия пехотинца с черными фигурами. Достаточно сказать, что во время премьеры на ЧР 2022, выступление «Пехотинец» получило от судей штрафной балл за подозрение в контакте оружия пехотинца с фигурой коня. Именно за подозрение, потому что на самом деле такого контакта не было.
В результате, на премьере 2022 выступление «Пехотинец» получило только серебро.
Но, поскольку номер, на мой взгляд, далеко не исчерпал полностью свой потенциал, мы приняли решение продолжить его спортивный путь.
«Пехотинец» был исполнен по международным правилам в Томске (первое место), в Ижевске (второе место) и еще раз на ЧР 2023 года.
Во второй попытке, результат выступления оказался еще ниже – третье место. Хотя оценки получились более высокие, что позволило перейти ключевую отметку в 26 баллов.
Тогда, в июне 2023 года, мне казалось, что выступления пехотинца закончились: номер исчерпал свой потенциал и уже не мог подарить тех воодушевляющих ощущений, ради которых мы его создавали. Однако, как уже было сказано, по причине специфической деятельности Минспорта, в 2024 году возникла необходимость дать пехотинцу еще один шанс.
Теперь я даже благодарен Министерству за эту вынужденную новую попытку. Потому что нашей команде удалось мобилизоваться и, все-таки, взять свое «золото» на России. С ощутимым превышением заветных 26 баллов. Это было приятно и стало достойным финалом для интересного и яркого номера.
Впрочем, в этот день, нашу сборную ждало еще много выступлений во всех номинациях. А меня лично еще два выхода в двух дуэтах: Античность и свободный стиль.
Но рассказ об этом впереди.