В нашем законодательстве четко определено, что каждый собственник и наниматель (тут речь идет о тех, кто занимает помещение на условиях соцнайма, а не в рамках аренды между частниками) жилья должен оплачивать оказываемые ему коммунальные услуги вне зависимости от того проживает по адресу своей недвижимости или нет, а также вне зависимости от того как эти самые услуги оказываются (за исключением случаев если безоговорочно доказано, что они фактически не исполнялись в нужном объеме). Но многие люди данные услуги не оплачивают и копят долги, так например по информации из открытых источников следует, что объем долгов стремится к триллиону, что неминуемо сказывается на качестве оказываемых услуг.
Как показывает статистика самыми добросовестными плательщиками коммунальных услуг считаются люди советского склада ума возрастом 60, для большинства из них оплата коммуналки стоит на первом месте — как только приходит квитанция она сразу оплачивается. А вот иные категории граждан не спешат платить по разным причинам:
- Забывают. Да, забыть заплатить это повсеместное явление, об этом вспоминается только через месяц, когда приходит следующая квитанция, но про которую потом тоже забывают.
- Не хотят. Многие просто целенаправленно игнорируют оплату потому, что не хотят платить.
- Не согласны с качеством. Некоторые не хотят оплачивать квитанцию в полном объеме, или в некоторой ее части, в связи с тем, что не согласны со стоимостью услуг или их объемом. Но чтобы на законных основаниях уменьшить размер платы собственнику жилья нужно доказать факт некачественной работы УК и произвести перерасчет.
- «Битва» между управляющими компаниями. Часто случается такое, что собственники получают квитанции от двух разных УК и каждая из них говорит, что именно она обслуживает дом, люди не знают кому платить, поэтому никому не платят, пока не будет четкого понятия кому и за что платить. Кстати, чтоб самостоятельно выяснить какая УК ответственна за дом, достаточно зайти на Портал ГИС ЖКХ, авторизоваться на нем и найти свой дом — появится вся информация по дому (когда планируется капремонт, кто управляет домом и т. д.).
- Не знают про долги. Когда сдается квартира, то многие арендодатели перекладывают бремя оплаты ком.услуг на плечи арендатора, тот говорит, что якобы все оплачивает, потом съезжает с квартиры, а собственник получает баснословный счет от УК за неоплаченные услуги.
- Там жил другой человек. Дополнение к предыдущему пункту, только с той разницей, что собственник получает долг, но отказывается по нему платить по причине того, что там жил другой человек, вот пусть с него и взыскивают долги. На самом деле такое возможно, только в том случае, если договор аренды был заключен в установленном порядке и предоставлен в УК после его заключения.
- Долги старого собственника. Старый собственник квартиры мог по любой из причин накопить долги, а после продажи квартиры УК пытается эти долги взыскать с нового собственника и включает их квитанцию. Новый собственник их оплачивать не хочет (и не должен), поэтому новые счета не оплачивает, т. к. если он будет платить за себя, то списываться деньги в счет погашения старого долга, а по оказанным ему услугам будет долг копиться. Тут новому собственнику нужно сразу требовать от УК открытия нового лицевого счета на свое имя и четко дать понять, что по долгам старого собственника он не отвечает (УК об этом знают, но им так проще взыскать долг в надежде на безграмотность человека).
- Ждут банкротства. Тут все понятно, люди скопили большие долги и в надежде от них избавиться подают на банкротство.
- Не могут платить. Как бы это не звучало печально, но многие люди не могут себе позволить оплачивать коммунальные платежи, жизненные ситуации у всех разные и у многих возникает такой момент, они теряют свой доход и не могут оплатить ком.услуги.
Растущие коммунальные долги это очень плохо, о неблагоприятных последствиях для собственника можно говорить очень много и долго. Но большие долги это не только головная боль не только управляющих компаний и самих должников, но и тех собственников, которые оплачивают счета вовремя.
Любая управляющая компания это коммерческая организация, у которой есть основная цель — получение прибыли, но если она недополучает платежи, то вынуждена снижать объем и качество своей работы, а также нести расходы по взысканию долгов и отнесения безнадежных долгов на убытки, что неминуемо сказывается на всех жильцах дома.
Можно много говорить, что управляющие компании ничего не делают, а только собирают деньги (в некоторых случаях так и есть), но порой они физически не могут выполнять свои обязательства.
Возможно, если бы люди вносили плату за ком.услуги в вовремя и в полном объеме (наверное за исключением случая, когда у человека действительно возникла сложная жизненная ситуация), то и тарифы росли бы медленнее и качество работы УК улучшилось бы, ведь в тарифы заложена не маленькая доля «убытков», которые вынуждены оплачивать добросовестные плательщики.