1. Откуда и зачем мы знаем шляпы.
Шляпа - мало того , что стильная, но еще и очень утилитарная вещь гардероба, в современном мире ,где уже все смешалось, на головах у мужчин они почему-то пропали. В XIX-XX веке было сложно такое представить, абсолютно каждый мужчина ещё сотню лет назад носил: классические цилиндры, шляпы федора, трилби, хомбург или соломенные канотье. А как же безусловная классика, костюм "тройка", этикет, статус, стиль... Попробуем выяснить.
Мне хотелось бы взять современную историю и понять, что представляла собою шляпа конца XIX-XX веков как функционально-декоративная вещь и почему мужчины от нее отказались.
Шля́па — головной убор, состоящий из двух частей: тулья́ — часть, покрывающая голову; поля — выступающая за края тульи полоса материала для защиты лица, плеч, шеи.
Изначально, смысл шляпы как и любого головного убора того времени представлял из себя самый легкий способ защиты головы человека. Любое проявление непогоды в целом, дождь, ветер, копоть местных дымовых труб. Шляпа так же защищала одежду и волосы от грязи особенно во время индустриализации промышленности соседствующей с жилым сектором. Ввиду отсутствия солнцезащитных очков поля шляпы были самыми эффективными защитниками от палящего Солнца.
Ремесленник, изготовляющий шляпы — шляпник. Также это слово используется в значении «футляр, коробка для шляпы».
Выполняла шляпа и ряд других функций:
- Например, декоративную. Шляпы могут украшаться перьями, чучелами мелких животных, лентами и тому подобными разнообразными аксессуарами.
2. Социальная функция. Наличие шляпы указывало на определенный социальный статус владельца. Она указывала на то, что её хозяин относится к определенному сословию или профессиональному цеху со свойственным только ему образом жизни. Вспомним канотье гондольера, ковбойская шляпа, рыбацкая и пастушеская шляпа, цилиндр у человека знатного.
3. Этикет эстетика джентельменство и традиции. В придворном этикете царствующих особ существовала норма: при появлении короля/королевы все присутствующие снимают шляпы; находиться в шляпе в любом обществе — привилегия короля. При входе в жилое помещение мужчина обязан снять головной убор. Европейский этикет позволяет дамам не снимать головной убор в помещении, если только этого не захочет его владелица. В западных обществах XIX-начала XX веков приподнимание шляпы было обычным невербальным приветствием между друзьями или знакомыми во время прогулки или общественного мероприятия. Встретив малознакомого человека, можно было лишь коснуться пальцами края шляпы; неписаная норма: при входе в ворота Московского Кремля мужчина должен обнажить голову. В культуре ряда штатов в США мужчина может находиться в шляпе при посещении бара, закусочной или недорогого ресторана. Этот обычай отчетливо прослеживается в кинофильмах, посвященных истории освоения Западных земель. Мужчины не выходили из дома без шляпы и соблюдали этикет. Во время религиозных служб в церкви или при входе в помещение они снимали головной убор, даже когда они начинали здороваться с женщиной, то нужно было его снять и поцеловать руку женщины или поклониться ей, если она выше по статусу. Поскольку общаться с женщиной в шляпе считалось неуважительным и непристойным. Если бы у вас не было головного убора ещё пару веков назад, то вас посчитали бы неприличным или нищим человеком.
«Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь, приветствовать его. Ибо вежливым быть на словах, а шляпу держать в руках не избыточно, а похвалы достойно»
«Юности честное зерцало». Россия, XVIII век.
2. Какими они бывали эти потерянные прошлым мужские фасоны шляп.
С конца XVIII до начала XIX столетия во всём мире снискал популярность цилиндр. Это шляпа с высокой и плоской тульей. Носили преимущественно особы знатные. Их изготавливали из бобрового фетра - материал был дорогой и редкий, так что позволить себе цилиндр могли далеко не все. Высота шляпы достигала 20 см. , как говорят, это было вызвано тем, что любому мужчине важен его рост и визуально он помогал его увеличить, но и в целом высокая мода того времени "страдала" гигантизмом, правда в основном в гардеробе женском. Некоторые, вроде президента Америки Авраама Линкольна носили в нём разные бумаги и документы, при этом цилиндр хорошо защищал от плохой погоды и был очень теплым. А, например, Английские полицейские использовали уплотнённые цилиндры для защиты от возможных нападений.
При производстве фетра применялась ртуть, что вызывало отравление мастера, изготавливающего шляпу и приводило к хроническим заболеваниям, вплоть до слабоумия - отсюда появилось выражение "безумный шляпник", экранизированное в сказке "Алиса в Стране чудес".
Чуть позже "история" узнала такую же шляпу только прозванную "Шапокляк" из-за её возможности "складываться". Это был обычный цилиндр, который можно было без вреда сложить и тем самым избавиться от неудобств: сдать в гардероб, положить в шкаф, носить с собой не на голове. Именно изобретение этой шляпы дало возможность фокусникам доставать кроликов и голубей, а так же бесконечные гирлянды платков из цилиндра. А хитрая старушка из Советского мультфильма получила имя нарицательное в честь головного убора, который по лору всегда носила в сложенном виде.
Котелок (от англ. bowler hat) — европейская шляпа полусферической формы из твёрдого войлока (фетра).
Первый котелок был изготовлен в 1850 году лондонской фирмой Томаса и Уильяма Боулеров (отсюда английское название) по эскизу Джеймса и Джорджа Локков. Дешёвые и практичные котелки сначала распространились в среде рабочих профессий, затем стали частью униформы банковских сотрудников и офицеров британской гвардии и наконец, оказались популярными у буржуазии и аристократии, заменив более громоздкие цилиндры. В начале XX века котелки стали вытесняться канотье и фетровыми шляпами, тем не менее, в Великобритании они продолжали оставаться частью повседневного туалета вплоть до 1960-х гг. (как правило, среди мелкой буржуазии и служащих). В настоящее время котелок является лишь атрибутом церемониального костюма, обычно наряду с сюртуком-визиткой.
Трилби и федора
Время шло вперед границы социального статуса в одежде сменялись повседневной практичностью, время ускорялось пульсом капитализма и на сбор своего туалета его оставалось все меньше. Большой цилиндр не помещался в машине с низким потолком, стал неудобным и несовременным. Котелки так же потихоньку теряли актуальность.
Появились шляпы Трилби и Федора.
У Федоры ширина полей от 5см. Придавленная по бокам, чуть более скругленная передняя часть.
Особенность Трилби - короткие поля (не более 5 см), редко прямые, чаще загнуты вверх на лицевой стороне.
Общим был фасон и каплевидная тулья. Только в случае Федоры она более вытянутая. На каждой может быть по три вмятины.
Мягкий войлок (фетра кролика, овцы) лёг в основу изготовления шляп. Обе они были сначала предметом гардероба одних только дам. И история у них была до ужаса похожая.
Тот момент когда в XX веке дамы перенимали мужской стиль и стоял общий wibe над Коко Шанель. Мужчины в конце XIX века тихо надели "женские" шляпки.
Федора получила название в честь одноименного персонажа в те времена популярной книги автора Викторьена Сарду "Федора". Пьеса по которой была поставлена в 1889 году, а главная героиня Федора Ромазова предстала публике в этой шляпке.
Трилби же стала узнаваема в 1895 году, когда в свет вышла постановка пьесы по одноименному роману Джорджа Дюморье. Свое имя аксессуар получил благодаря главной героине, ирландской натурщице по имени Трилби (Trilby). Шляпа также мелькала на одном из актеров, присутствующих на сцене, так название и прижилось.
В те времена подобный головной убор был популярен среди английской богемы. Аксессуар считался частью гардероба богатых людей. Свободный стиль пришелся по вкусу всему лондонскому бомонду. Аристократия и высшая знать в виде писателей, скульпторов и художников старалась с помощью трилби подчеркнуть образ, добавить элегантности.
В 20-е годы шляпа стала обязательным дополнением костюма для скачек. Удобный и практичный головной убор хорошо держался на голове даже при сильном ветре.
Пик популярности шляпы пришелся на 60-е годы прошлого века, когда в Америке вошли в моду открытые кабриолеты, ездить в которых было удобнее в таких практичных прочно сидящих на голове шляпах с небольшими полями, устойчивых к порывам ветра.
Каждый джентльмен, который носил такие шляпы, был обязан соблюдать определенные правила этикета. Например, при встрече с женщиной, полагалось слегка поднять шляпу тремя пальцами, каждый из которых должен был лежать на одной из впадин на тулье. Сегодня этот головной убор ассоциируется с детективами и гангстерами, потому что именно такой образ часто демонстрировался в голливудских фильмах середины XX века.
Шляпы нового фасона из фетра – стали решением одновременно и практической, и социальной задач. Ещё одно изобретение человечества, обладать которым могли себе позволить не все – они незаметно стали признаком статуса.
Такие модели шляп очень любил Фрэнк Синатра. Он всегда разбавлял свой довольно строгий образ – костюм, белая рубашка и галстук – этой шляпой, так что теперь даже трудно представить себе великого певца без неё. Джони Депп, которого лично я считаю человеком выдающегося вкуса, так же очень часто носит головной уборы такого фасона.
Забавно, что никто не работал над дизайном этих культовых вещей, а имена они получили от персонажей художественных произведений, каждый из которых была девушка.
Канотье́ (фр. canotier — «гребец») — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми, довольно узкими полями.
Канотье создавалась как «шляпа для веселья». Приплюснутая тулья и поля придают её носителю слегка легкомысленный образ. И именно поэтому на новой волне популярности сегодня она неизменно ассоциируется с лёгкостью и беспечностью.
В переводе с французского канотье звучит как «гребец», её очень часто можно увидеть на гондольерах в Венеции. Эти гребцы развлекают своих пассажиров весёлыми песнями во время путешествия – отсюда и лёгкость образа, дополненного шляпой канотье. Канотье изготавливают из соломы, поэтому она предназначена для ношения в тёплое время года, и это также говорит нам о лёгкости и беспечности образа.
Борсалино – головной убор мафии. После выхода фильма о главаре сицилийской мафии Аль Капоне, излюбленным головным убором которого в сочетании с костюмом с галстуком и пальто всегда была именно эта модель, она стала ассоциироваться с гангстерами. Тем не менее, шляпа борсалино – это одно сплошное недоразумение. Дело в том, что на самом деле это не модель шляпы, а бренд изготовителя головных уборов. Его название можно увидеть и на канотье, и на федоре, и на трилби – всех популярных моделях того времени. Тем не менее, благодаря нелепой случайности, борсалино из разряда имён собственных перешёл в нарицательные.
Хомбург (нем. Homburg) — мужская шляпа из фетра с продольным заломом наверху, загнутыми вверх полями и лентой по тулье. Шляпу изготавливают из жёсткого фетра, шляпный кант — из полушёлковой ткани, часто в уточный рубчик, края шляпы иногда с отделкой.
Производство шляп такого фасона началось в Бад-Хомбурге на шляпной фабрике Филиппа Мёккеля. Переломным в судьбе шляпы стал визит в Хомбург наследника британского престола, будущего короля Эдуарда VII 29 августа 1882 года. Эдуард увидел шляпу местного производства у своего племянника, кайзера Вильгельма II, носившего зелёный хомбург к охотничьему костюму, и заказал себе у Мёккеля хомбург в традиционном элегантном сером цвете. Новый фасон мужской шляпы быстро вытеснил царившие повсеместно цилиндры и котелки.
В Великобритании хомбург называют «Энтони Иден» по имени премьер-министра. Хомбург был неотъемлемым элементом официального мужского костюма до 1950-х годов.
Мужские шляпы в России.
Большой популярностью шляпы пользовались и в России — это был обязательный элемент гардероба любого приличного мужчины. При ношении этого головного убора человек должен был соблюдать особый этикет. В книге 1911 года «Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни» говорится, что при встрече с женщиной мужчина обязан приподнять шляпу над головой и протянуть руку в сторону особы. Популярными были как федоры, так и котелки и другие виды шляп.
Мода на шляпы в России сохранилась и в 1940-е годы. Тогда шляпа и костюм-тройка считались признаком благополучия и избранности. Время от времени люди все еще покупали и носили шляпы.
3. Почему 21 век убил мужские шляпы.
Как уже говорилось ещё чуть более одного века назад для любого мужчины, а тем более для джентльмена в европейском обществе было попросту немыслимо выйти на улицу без шляпы.
В большинстве случаев шляпа сигнализировала о социальном классе определенного мужчины. Парики, треуголки, а затем цилиндры носили мужчины высокого класса, простые люди носили кепки, платки, фуражки, соломенные шляпы и т.д. Казалось, что этому тренду следовали абсолютно все.
Почему мужчины больше не носят шляпы? Точное объяснение никто дать не может, я постарался привести возможные причины этой модной утраты.
Главная, как. кажется, заключается в изменении образа жизни. До конца XIX века шляпы были настолько важным аксессуаром, что без него могли не пустить в ресторан, клуб или другое заведение. Человек без головного убора сильно привлекал внимание и его даже могла остановить полиция. Также шляпы демонстрировали статус владельца — человек в шляпе сразу производил хорошее впечатление, особенно, если соблюдал все правила этикета. Наконец, шляпы выполняли практическую функцию, защищая лицо человека от солнца, воды, сажи и другого внешнего воздействия. Я бы и сейчас порой забыв зонт не отказался от шляпы.
Начиная с 1950-х годов мир начал стремительно меняться. Факторов для этого было много, и среди них оказалось развитие автомобилестроения. Если в начале XX века это было недоступной для большинства роскошью, то к середине столетия они начали появляться даже у относительно простых людей. Многие мужчины и женщины начали передвигаться в комфортных автомобилях, и практическая польза шляп сошла на нет. Ведь салон автомобиля и так отлично защищал от солнечного света, дождя и ветра — зачем людям лишний груз на голове?
Если же человек ходил на улице пешком, от яркого света их защищали солнечные очки. Сначала этот аксессуар был популярен только среди знаменитостей, но уже в 1960-е годы стал неотъемлемым атрибутом большинства обычных мужчин и женщин.
Мытье волос с мылом или шампунем — для современных людей кажется естественным процессом. Однако, знаете ли вы, что массово шампунь не продавался вплоть до 1919 годов? А привычный нам жидкий шампунь компания Schwarzkopf представила аж в 1930 году.
В XIX веке и начале XX века мужчины мыли свои волосы всего 3-4 раза в месяц щелочным мылом или горячей водой, а потом целыми днями смазывали волосы маслом и стягивали их назад.
Именно поэтому выходить на улицу в шляпе было очень важно. Так волосы оставались чистыми намного дольше.
Однако, когда шампунь стал доступен мужчинам любого финансового достатка, то и носить шляпу для того, чтобы поддерживать свои волосы в чистоте на протяжении долгого времени не было сильной необходимости.
Некоторые историки также предполагают, что мода на шляпы уменьшились, потому что некоторым мужчинам они напоминали об обязательных головных уборах и касках во время Второй мировой войны.
Фонд исследований шляп (да, это реально существовавший фонд) провел опрос в 1947 году, который показал, что 20% мужчин, которые не носили шляпы, отвечали, что не носят их «потому что им приходилось носить каску в армии» и головные уборы служат им напоминанием о тех негативных днях. Однако, это довольно незначительная причина в своей массе.
Второй по важности причиной можно выделить "бунтарские" молодежные движения.
После 1960-х годов отношение молодых мужчин к новым культурным иконам повлияло на то, что они в своей моде хотели как можно сильнее дистанцироваться от старшего поколения. Возникновение рок-н-ролла и многих других различных субкультур особенно сильно повлияли на то, какую одежду и прически стали носить молодые мужчины.
В 1960-е в моду активно входили кожаные куртки и модные прически, как у Элвиса, а шляпы практически перестали пользоваться хоть каким-то спросом (их продолжали носить лишь представители зрелого и пожилого возраста).
В 1990-х годах с возникновением хип-хоп культуры молодые мужчины во всём мире популяризовали бейсболки как наиболее удобный головной убор во время повседневного ношения летом.
С середины XX века у людей отпала необходимость демонстрировать свой статус при помощи одежды. Отличить богача от представителя среднего класса только по внешнему виду стало затруднительно. Конечно, их одежда отличалась по цене и качеству материала, но внешне была практически одинаковой.
К тому же, люди начали больше времени проводить в помещениях — работа зачастую уже не подразумевала постоянное нахождение на улице, и многие люди сидели в офисах.
Индустриализация и модернизация означали для большей части населения Западной Европы и Северной Америки меньше времени проводить в полях, стирать одежду на открытом воздухе, подолгу ходить пешком и чаще пользоваться общественным транспортом. Таким образом, не носить шляпу для поездки на работу в комфортном трамвае стало скорее признаком освобождения от лишних неудобств.
Помимо изменений в окружающей среде и образе жизни, падение моды на роскошные шляпы также давно было связано с сильным упрочнением равенства между простыми людьми. Мода на то, чтобы этикетом и внешним видом указывать на свой социальный класс или финансовый достаток, снимать шляпы и кланяться перед малознакомыми людьми, активно вытеснялась с уходом старых порядков и появления "свободы".
Многие историки говорят, что когда прежде функциональный предмет одежды становится чисто декоративным, то его срок службы обычно не превышает одного-двух поколений. В частности, когда этот предмет является чем-то вроде беспокойства и неудобства, с которым приходится иметь дело в течение дня (не забыть шляпу в общественном транспорте или машине, таскаться с ней везде в руках и так далее).
Как итог.
Мне кажется тот факт что шляпа пропала из мужского гардероба относится к упрощению культуры в целом, к тому что мы забываем наши традиции, отменяем этикет и нормы эстетики, морали. У нас нет общности, нет сословий, а вместе с ними границ и рамок из-за чего люди не могут или неправильно самопределяют себя. Все это идёт в сторону деградации масс и жизни - нравственному увяданию. Ну и разумеется потеря модного характера - шляпа прекрасно дополняет любой костюм и верхнюю одежду ,типо, пальто. Особенно в России где 9 месяцев непогода, чтобы не ходить в беспонтовой шапке под, например, плащ - она бы подошла прекрасно. История и мода циклична - искренне надеюсь что шляпа улетела, но все еще вернется на мужские головы.
А вам вопрос для размышления в комментариях👇👇👇
Кстати все эти причины почему мужчины забросили носить шляпы меркнут в том смысле, что женщины и сейчас носят шляпы, а мужчины нет, что у них машин нет или они не воевали???