Найти тему
Мысль следующая

2. Ардатов. Каково это быть городом, селом, рабочим посёлком? Некоторая историческая справка. Градостроительные ошибки.

Оглавление

Еще в царские времена Ардатовский уезд был огромен – 40 волостей. По численности населения он занимал четвёртое место, а по площади — третье место в Нижегородской губернии.

Карта Нижегородской губернии.
Карта Нижегородской губернии.

В 1779 году Ардатов из царского села превращается в уездный город. В Ардатовский уезд тогда входили современный Первомайск, часть Арзамасского района, Выкса, Кулебаки, Гремячево, Дивеево, Шатки, частично территория, на которой сейчас находится современный город Саров. Ардатов стал их административным центром. Здесь организовывались различные производства.

Карта Ардатовского уезда.
Карта Ардатовского уезда.
Сравнение размеров современного Ардатовского района (красная граница) с Ардатовским уездом (зелёная граница).
Сравнение размеров современного Ардатовского района (красная граница) с Ардатовским уездом (зелёная граница).

В 1861 году на территории Ардатовского уезда учреждён Покровский женский монастырь. Обитель строилась по благословению святого преподобного Серафима Саровского. Она стала местом притяжения меценатов и паломников. В Покровском женском монастыре жил старец Антоний Ардатовский (Муромский) – сподвижник и друг Серафима Саровского, который после смерти был похоронен на территории монастыря. Сейчас его икону можно обнаружить в здании Ардатовского Знаменского собора, а плакат с его изображением – на рекламном баннере на въезде в Ардатов по Дивеевской трассе.

Старец Антоний Ардатовский (Муромский) на въезде в Ардатов по Дивеевской трассе.
Старец Антоний Ардатовский (Муромский) на въезде в Ардатов по Дивеевской трассе.
Икона старца Антония Ардатовского (Муромского) в Знаменском соборе.
Икона старца Антония Ардатовского (Муромского) в Знаменском соборе.

Ардатов считался купеческим городом. Предприниматели-купцы жили достаточно закрыто, не приветствуя никаких новых изменений и инициатив. Торговым людям предложили вложиться в строительство железной дороги, чтобы новый город мог развиваться. Но, к сожалению, купцы были против таких нововведений, и железнодорожную ветку проложили через Мухтолово — населённый пункт, расположенный севернее, в обход Ардатова.

Удивительно, что в то время купцы не стремились развивать свой город. Они как будто не понимали, что могли бы сделать его лучше, вложив деньги в его развитие. Возможно, за их нежеланием что-либо менять скрывалась обычная жадность. Они не хотели тратить свои деньги, ведь их и так всё устраивало. Зачем рисковать и вкладывать средства, если лично для них и так всё хорошо?

Год от года ситуация не менялась. Ардатов не становился социально значимым центром. Статус города поддерживал Покровский женский монастырь. Но в 1928 году, в рамках борьбы с религией, обитель закрыли, и в 1929-м Ардатов вновь стал селом. В 1931 году все храмы монастыря разобрали и взорвали. Из монастырского комплекса остались некоторые кирпичные здания келейных корпусов и значительная часть монастырской крепостной стены с башенками. Сейчас в крепостных стенах бывшего монастыря, дополнительно обнесенных бетонным забором с колючей проволокой, расположилась исправительная колония.

Исправительная колония в настоящее время.
Исправительная колония в настоящее время.

В 1959 году Ардатов из села становится рабочим посёлком. В нём открылся филиал московского завода «Мосдеталь», который в дальнейшем получил название механического завода «Сапфир». Завод работал на оборонную промышленность и придал новый социальный статус Ардатову.

Строительство завода «Мосдеталь».
Строительство завода «Мосдеталь».

Помимо этого, в Ардатове возникали и другие производства. Население росло, посёлок расширялся.

После распада СССР в Ардатове, как и во всей стране, многие предприятия были вынуждены закрыться или сократить производство. Это коснулось и завода «Сапфир», но он смог адаптироваться к новым условиям и полностью перешёл на выпуск гражданской продукции для стоматологии.

Немало событий произошло в Ардатове, особенно после революции. XX век ознаменовался тем, что город потерял свой статус и стал, как когда-то в древние времена, селом, а в середине века немного вернул утраченные позиции и получил статус рабочего посёлка.

За всю историю развития Ардатова можно выделить три значительные градостроительные ошибки, которые повлияли на развитие самого города и его окрестностей:

  1. Дореволюционный период: отказ от идеи прокладывать железнодорожную ветку через город.
  2. Советский период: неудачный выбор площадки для строительства завода «Сапфир».
  3. Советский период: организация на территории Покровского женского монастыря колонии для заключённых.

На первой градостроительной ошибке не будем долго останавливаться, лишь скажем об этом коротко основное:

Железная дорога могла быть хорошим импульсом для развития региона. Однако недальновидность, жадность и местечковое мышление тогдашних важных людей не позволили Ардатову наладить логистические маршруты с помощью нового, на то время, вида транспорта.
Ведь железная дорога — это отличные возможности как для людей и города в целом, так и для конкретных его предприятий. Это могло благоприятно сказаться, как бы сейчас выразились, для бизнеса.

Вторую и третью ошибки городского планирования более подробно мы разберём в следующих выпусках.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие выпуски (=