Найти тему

Музыкальный язык: как мы понимаем музыку?

Музыка, как и любое искусство, является средством передачи чувств и имеет свой язык выразительности. С помощью средств выразительности в музыке передаются те эмоции и чувства, что мы испытываем, состояния, в которых находимся, а также явления природы. Мы слышим звуки, которые вызывают в нас определённое отношение, возникают ассоциации, образы. Всё, что есть в мире отражается в искусстве. Искусство - это пространство для рефлексии и самопознания, выражения своей души и хранения её опыта, а человек выступает в роли некой станции по переработке всего, что он воспринимает.

В большинстве случаев мы понимаем искусство интуитивно, не зная всех этих понятий, что расписаны ниже. Но если вы хотите разобраться, как же именно устроен музыкальный язык, то можете прочитать мою статью.

Представьте, вы слышите звук. Например, лишь один удар бубна. Или, может быть, кто-то подошёл к пианино, нажал одну из клавиш и вы слушаете звучание этой ноты. Несмотря на то, что нам непонятен смысл, идея одного лишь звука, нашего тело отреагирует на вибрацию, и даже от одного лишь звука может возникнуть образ или ассоциация, так как его тембр уже несёт информацию. Имеет ли этот звук высоту или это просто шум? Он короткий или длинный? Остановимся на стуке бубна. После одного удара следуют ещё несколько ровных ударов, а затем что-то меняется, и вы понимаете, что удары эти подчинены какому-то определённому ритму и теперь не одинаковы. К бубну присоединяется шелест листьев, и теперь перед нами возникает картины леса или поля. Кто-то слышит, как "собака гавкает, овчарка"?🤭 Но вместе с ветром до нас доносится мелодия, это уже не одинокий звук, их несколько, следующих друг за другом. Наверняка, первое, что вы определите, это её лад - светлая она или мрачная?

1. Лад - определенные отношения (система отношений) звуков между собой, как они ладят друг с другом. Они могут выстраиваться в мажор, минор или кое-какие другие лады, называемые ладами народной музыки, имеющими мажорное или минорное наклонение.

Соотношение звуков в ладу на примере мажорной и минорной гамм
Соотношение звуков в ладу на примере мажорной и минорной гамм

Лады народной музыки
Лады народной музыки

2. Тональность - это лад, выстроенный от определенного звука, то есть имеющий главный тон (тонику).

Кварто-квинтовый круг тональностей
Кварто-квинтовый круг тональностей

Существует теория аффектов, согласно которой каждая тональность обладает своей окраской и выражает определённое состояние. Например, считается, что тональность до-минор самая трагическая, До-мажор наиболее подходит для гимнов и призывов, а Фа-мажор для пасторалей. Но это субъективно, ваши ассоциации с тональностью могут не совпадать с "общепринятыми".

3. По аналогии с языком, звуку в письменности соответствует буква, и когда буквы складываются в слова, появляется смысл (образ). Звуки же образуют между собой интервалы, которые уже имеют какую-то окраску, даже существует общепринятая, но и здесь всё субъективно.

Описание простых интервалов. Источник: https://www.rishamanis.com/
Описание простых интервалов. Источник: https://www.rishamanis.com/

4. Слова складываются во фразу, затем в предложение, так же и в музыке (только музыкальной фразе предшествует мотив - наименьший элемент). Так образуется мелодия - развёрнутая мысль.

5. Регистр - степень высоты звука, зависит от частоты звуковой волны. Обобщённо - низкий, средний и высокий.

Медведи и слоны "ходят" по низким регистрам, щебетание птиц в верхнем, а человеческая речь, обычно, в среднем.

6. Ритм - порядок развёртывания звуков во времени, соотношение звуков по длительности.

7. Метр и пульсация. Метр - это чередование сильных и слабых долей, а темп - это скорость пульсации этих долей, доля - равномерный отрезок времени.

Можем сравнить это с нашим сердцебиением: есть пульс, каждый удар сердца аналогичен доле. Пульсация никогда не останавливается, что бы мы не делали, так и в музыке - даже в паузу продолжается развёртывание во времени, если только это не конец произведения или его части...

Итальянские обозначения темпов
Итальянские обозначения темпов

8. Динамически оттенки (нюансы) - сила звучания. Звуки могут быть разные по громкости.

Вилочки, обозначающие увеличение или уменьшение динамики, похожи на волны. Подобно дому, как сильно ветер дует на поверхность воды или воздействует другой источник, и волна нарастает, музыканты увеличивают силу извлечения звука, и растёт динамика.
Вилочки, обозначающие увеличение или уменьшение динамики, похожи на волны. Подобно дому, как сильно ветер дует на поверхность воды или воздействует другой источник, и волна нарастает, музыканты увеличивают силу извлечения звука, и растёт динамика.

9. Штрих (нем. strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот образующих звук. Их довольно-таки много, но главные - это

Legato (легато) - связно

Non legato (нон легато) - не связно

Staccato (стаккато) - отрывисто

Представьте, что круги - это ноты. Так они соединены во времени при соответствующих штрихах. При исполнении легато между звуками нет разрыва, один плавно перетекает в другой, словно поток реки. На нон легато звуки отделены друг от друга, как шаги, а штрих стаккато делает ноту острой и короткой, похоже на отскакивающий от поверхности крыши град.
Представьте, что круги - это ноты. Так они соединены во времени при соответствующих штрихах. При исполнении легато между звуками нет разрыва, один плавно перетекает в другой, словно поток реки. На нон легато звуки отделены друг от друга, как шаги, а штрих стаккато делает ноту острой и короткой, похоже на отскакивающий от поверхности крыши град.

10. Тембр - окраска звука, его специфическая характеристика. У каждого человека свой тембр голоса, даже у животных они отличаются. Например, разные кошки по-разному мяукают, и вы можете различить из как раз по тембру. Музыкальные инструменты также отличаются тембрально, как гитара от скрипки, так и одна скрипка от другой.

11. Гармония (от др.-греч. ἁρμονία - порядок, стройность) - это целый комплекс понятий, термин имеет несколько смыслов, но если упростить, то гармония появляется при одновременном звучании нескольких звуков, и, в отличии от слова "аккорд", описывает характер звучания, сочетания определённых звуков, их соотношение в ладу или тональности.

12. Фразировка - художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли по аналогии с речью. В нашей речи присутствуют остановки, придыхания и интонации, что делает её выразительной и подчёркивает смысл. Интонацией мы ведём к сути нашей мысли, для этого же нужна фразировка в мелодии.

Есть ещё такие сложные средства выразительности, как агогика (от др.-греч. ἀγωγή - увод, унесение) небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра), артикуляция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков) и туше (фр. touche — прикосновение, прикасаться) манера прикосновения к клавишам, струнам и т.д.) Это более тонкие понятия и относятся в большей степени к исполнению музыкального произведения, требуют достаточной подготовленности исполнительского аппарата музыканта.

Нотный текст
Нотный текст