39 подписчиков

Выжившие. Бетонная утопия (2023 г.). Южнокорейская антиутопия о жителях одного дома, в котором образовалось микро-государство.

Кадр из фильма "Выжившие. Бетонная утопия".
Кадр из фильма "Выжившие. Бетонная утопия".

После мощного землетрясения в некоем городе в Южной Корее сохранился лишь один дом. Этот жилой комплекс стал убежищем не только для его жильцов, но и для людей из соседних домов, которые все до единого разрушились. Собственники здания понемногу начинают нетерпимо относится к пришлым, ибо пищи без того на всех не хватает, так гости норовят проникнуть в квартиры, погреться и поспать. В такой критической ситуации вопрос стоит остро, либо мы, либо они. Как правило решение в ситуации блокады один и он требует определённого отречения от традиционных человеческих норм.

На примере одного многоквартирного дома демонстрируется социальное устройство нашего мира, неравенства и несправедливости. Когда одна группа людей, объединенная общей целью (преимуществом разного рода, достатком) старается отстоять собственные интересы, не смотря ни на что. В рамках дома создаётся государство, с министерствами, законами и правилами, соответственно полудиким условиям постапокалипсиса.Возникают военные, полицейские, министерство здравоохранения и тот класс, который нарекли «Добытчиками». И, как водится, появляются внутренняя и внешняя политика. И как в нормально существующей реальности одно отражает другое. Если внутри страны относительно спокойная обстановка, значит внешние рубежи остаются под замком. И наоборот, когда внутри точат распри, есть повод воспользоваться ими, напасть и захватить чужое.

Кадр из фильма "Выжившие. Бетонная утопия".
Кадр из фильма "Выжившие. Бетонная утопия".

Таких картин немало, где огромное здание (состав поезда и так далее) было взято в качестве примера нашей жизни, системы устройства иерархии общества. Данное произведение не самое простое (банальное, пошлое). Тут присутствует идея. Над ней работали, писали и переписывали. Многосложность пертурбаций за весь хронометраж располагает уважением к проделанной работе. Создатели старались со всех сторон. Написали яркую драматургию и не забыли залить реалистичного графона (грима, костюмов, декораций). В общем отнеслись с полной отдачей.

Режиссёр сосредоточился на людях. Поэтому масштабных локаций разрушений показано не много. Те, что иллюстрируют, сделаны предельно реалистично, им веришь. Основной упор делают на отношениях, которые обостряются неизвестностью положения на Земле. Нет никакой связи, в таких условиях навыки манипулирования становятся одним из преимуществ. Многие растеряны, но есть единицы, которым нечего терять, они всегда хладнокровны и жестокосердны. Именно под их возгласы в анклаве начинает происходить становление диктатуры и люди верят в незыблемость сказанного. Забывают о помощи ближнему, подставленном плече, сострадании и прочих, кажется, ушедших отсюда навсегда, добродетелях.

Система сдержек и противовесов всегда шатается во время мощных катаклизмов, но спустя время, при некотором оседании пыли от катастрофы, выжившие разумные существа все-таки обретают её, всеобщую справедливость жизни. И тогда игра в одни ворота уже никак не получится. Воспользовавшиеся всеобщим замешательством будут разоблачены, самозванцы свергнуты, а молодые непорочные головы захотят свободы, пусть в разрушенном мире.

Некоторые центральные персонажи обретают более богатый бэкграунд. Это необходимо в связке происходящего с ними теперь. И, в том числе, для того, что бы мельком отразить процесс катастрофы, кто чем во время неё занимался и как отреагировал. В таких ситуациях люди проявляют себя с самой невероятной стороны. От этого зависит их будущая жизнь и принятие собственного я. Многие тогда сломались, поэтому теперь вынуждены молчать в тряпочку. Это не проговаривается в лоб, но ощущается явственно.

Кадр из фильма "Выжившие. Бетонная утопия".
Кадр из фильма "Выжившие. Бетонная утопия".

Sad-and воспринимается не как слёзовыжимательная спекуляция. Определённый катарсис присутствует. Хочется сразу перечитать дефиниции эмпатии, латеральности и ламинальности. В довесок клубок риса в конце демонстрирует разницу между тоталитарным правлением и демократичным. Очевидно, что для Южной Кореи ответ на вопрос о политическом устройстве государства давно решён, и в чей огород камень модели жёсткого правления в комплексе не станет открытием для нас.

Выжившие. Бетонная утопия хорошее напоминание о проблеме социального неравенства, которая по сию пору кособочит умы светлых и не очень голов. Такого простого, но грамотного, напоминания достаточно для секундной стоп-паузы, чтобы на мгновение осмыслить правильность течения судьбы каждого. Оно, кино, не панацея, не излечит от пороков общества, но хотя бы эта секундная пауза, помноженная на количество людей её сделавших, отвратит некоторые беды.