Найти тему

«Вот моя духовная родина, лучшее место на планете – Академия художеств…». Годы учебы Василия Поленова в Академии Художеств и Университете

Василий Дмитриевич Поленов, как потомок нескольких поколений просвещенного российского дворянства, просто обязан был получить университетское образование.
Продолжая рассказ о жизни и творчестве выдающегося художника, напомню, что среди предков Василия Поленова были знаменитые личности своего времени и юношу воспитывали в лучших традициях эстетики эпохи Золотого века русской культуры.

/Про семью художника и его детские годы вы можете прочитать в первой статье, ссылочку на которую оставлю в конце публикации/

Василий Поленов. Фрагмент фотографии из фондов РГАЛИ
Василий Поленов. Фрагмент фотографии из фондов РГАЛИ

После успешной сдачи гимназических экзаменов в июне 1863 года вместе с младшим братом Алексеем Василий, уступая родителям, поступает в Петербургский университет, хоть и считает, что «для меня все-таки главное Академия художеств». Он понимает, что нельзя откладывать художественное образование, и уже в августе начинает посещать занятия в Академии Художеств, куда отец позволяет ему поступить лишь вольнослушателем. Сначала он занимается рисованием по вечерам, но вскоре начинает посещать и лекции по анатомии, истории изящных искусств, уроки по строительному искусству и начертательной геометрии.

Приближался октябрь и занятия в Университете, Василию хотелось «не гнаться за двумя зайцами», полностью посвятить себя искусству, но родители настаивали на высшем образовании.

Так Мария Алексеевна пишет сыну в октябре 1863 года:

«Благодарю тебя, дорогой мой Вася, за твое письмо, в котором так подробно говоришь о себе. Я совершенно думаю, как папа, и мои совет ходить в университет, а потом сам увидишь, что будет для тебя возможно.
Я нахожу одно ошибочным: это – мысль, что университет и Академия это – два зайца, а я думаю, что один и тот же, это – образование, и если его поймаешь, то хорошо. Что немного попозже, это – еще вдвое лучше....»

И дальше она его предупреждает:

«Душа моя, вот еще просьба к тебе. Ты очень впечатлителен, не увлекайся пустыми толками. Никак не удаляйся от товарищей; надо в твои лета сближение с молодыми людьми твоих лет, это хорошо, и образует характер и дает силу твоим убеждениям. Но будь тверд, и тебя будут уважать; когда что делаешь с совершенно чистым сердцем и намерением, то не нужно смущаться чужими толками»

Василий Поленов. Портрет Марии Алексеевны Поленовой, матери художника. 1885. Холст, масло. 75,7 х 57,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Василий Поленов. Портрет Марии Алексеевны Поленовой, матери художника. 1885. Холст, масло. 75,7 х 57,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Чтобы понять, о чем пишет матушка, надо обратиться к истории. 1863 год, совсем недавно было отменено крепостное право, в 1861 году произошли студенческие волнения в Петербургском университете, всё больше проникали в молодежную среду вольнолюбивые мысли, выходит в «Современнике» роман Николая Чернышевского «Что делать», написанный в Петропавловской крепости.
И в это время, в 1863 году в Академии Художеств происходит немыслимое: «бунт четырнадцати». 14 обладателей малых золотых медалей отказались писать для выпускного экзамена работу на тему «Пир в Вальхалле». Они сорвали конкурс на большую золотую медаль и покинули Академию, потеряв массу привилегий и звание классного художника 1-й степени. Бунтовщиков, лидером которых выступил
Иван Крамской, взяли под тайный надзор полиции и запретили им пользоваться художественными мастерскими. Тогда они организовали Художественную артель, сняв большую квартиру на 17-й линии Васильевского острова и поселившись там с семьями. А Поленовы, между прочим, жили на 9-й линии.
Крамской стал преподавать в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Очень трудно Марии Алексеевне уберечь своего старшего сына от
«пустых толков» и новых знакомств.

В январе 1864 года Василий Поленов в натурном классе знакомится с Ильей Репиным, который до этого, приехав в Петербург из Чугуева в 1863 году, уже брал уроки у Крамского в рисовальной школе.

О переводе сына Дмитрий Васильевич пишет Чижову 1 января 1864 года: «Вася на последнем экзамене в Академии получил опять № 1 за свой рисунок и переведен в натурный класс. Он подал просьбу об увольнении его из Университета и поступает в формальные ученики. Что-то с ним будет? Как-то страшно за эдакую необычайную дорогу»


А Репин так вспоминал о знакомстве с Василием Поленовым:

«В натурном классе В. Д. Поленов был уже очень заметным лицом. Надо сказать, что Поленов всегда и везде был очень заметным лицом. Он был хорошего роста, красив собою, говорил громко… И в кругу учеников он выдвигался на целую голову выше других.
В натурном классе лучшие места по определению начальства были несколько далеко от натурщика, и Поленов бросал свое казенное заслуженное место, так как стремился всегда ближе к людям»

Илья Репин. Автопортрет. 1878. Бумага, тушь, кисть, перо, белила, графитный карандаш. 18 х 13,3. Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Автопортрет. 1878. Бумага, тушь, кисть, перо, белила, графитный карандаш. 18 х 13,3. Государственная Третьяковская галерея

Репин и Поленов сдружились. И хоть их и называют соперниками, но судьба всегда распоряжалась так, чтобы никакое соперничество не мешало их дружбе. Репин часто бывал в доме Поленовых, где его очень хорошо принимали.

Вот диалог с Крамским из воспоминаний Репина:

«–А с кем из товарищей Вы сошлись в последнее время?
– Да, пожалуй, с Поленовым, – тихонько мямлю я.
– Ах, с самим Поленовым, — как всегда иронически подшучивает Крамской, – и не боитесь?
– Ах, ко мне он очень добр, и он меня пригласил даже к себе.
– Вот как! И что, Вы собираетесь к нему? – продолжал удивляться Крамской. – Ведь его отец сенатор…
Но, однако, я бывал у Поленовых, и меня там хорошо принимали»

Портрет Василия Дмитриевича Поленова. 1864. Фотография чёрно-белая, 9 х 5,5. Автор - Захарьин Петр Алексеевич. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Портрет Василия Дмитриевича Поленова. 1864. Фотография чёрно-белая, 9 х 5,5. Автор - Захарьин Петр Алексеевич. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Василий, оставив Университет, полностью погрузился в мир искусства. Помимо занятий живописью он пел в хоре, посещал оперу, сам сочинял композиции на фортепиано. По воскресеньям он стал ходить в рисовальную школу на Бирже. Здесь он познакомился с Иваном Крамским, который подошел подправить его рисунок и пригласил его приходить в артель. Но, к сожалению, в артели Василий мог бывать только днем, и ему не удалось познакомиться с необыкновенно талантливым молодым пейзажистом Федором Васильевым, который бывал в артели по вечерам. Васильев умер совсем молодым, и Поленов потом жалел, что не смог с ним пообщаться.

Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Холст, масло. 52,7 x 44. Государственная Третьяковская галерея
Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Холст, масло. 52,7 x 44. Государственная Третьяковская галерея

А в это время дома скучала младшая сестренка Елена (в семье её звали Лиля). Ей тоже очень хотелось учиться живописи. Тогда Василий предложил пригласить ей для обучения Крамского.
Он так вспоминал об этом:

«За обедом я рассказал своим, что познакомился с Крамским. Тогда появилась его картина на Малую золотую медаль на программу «Поход Олега». Картина эта всем нравилась, нравилась и отцу, считавшему ее правильной с археологической точки зрения (на первом плане сидел старик над телом утонувшего сына). Мне было поручено узнать, не согласится ли Крамской давать уроки Лиле и Ольге у нас на дому. Я передал ему предложение родителей, и он сказал, что с удовольствием. С тех пор он начал ходить к нам сперва по вечерам, а потом днем…»
«Мне Крамской говорил про колорит моей живописи: «Ваши картины это музыка». Он говорил, что рисунку можно научиться, а колорит есть врожденный дар природы. Совершенно противоположного мнения был Чистяков, он говорил: «Да разве можно научиться рисунку? Всему можно, но не рисунку»


Также Крамскому заказали писать портрет Веры Львовны, бабушки Поленова. Одновременно за портрет берется и Василий. /
Обе работы вы могли видеть и сравнить в моей первой статье/

В доме Поленовых по-прежнему собирались интересные люди, велись разговоры об искусстве и литературе. У молодежи образовалось свое общество. Как вспоминала Ольга Измайловна Срезневская:

«В доме Поленовых было весело, оживленно: танцы, шарады, музыка, пение соединяли молодое общество; между прочим, два брата Поленовы, Василий Дмитриевич и Алексей Дмитриевич любили комически исполнять дуэты, как например, разговор вороны и лисицы из басни Лафонтена, дуэт из оперы «Гугеноты». Мало-помалу под влиянием моего отца, Измаила Ивановича Срезневского, у нас с Поленовыми образовался маленький литературный кружок. На собраниях его у нас мы делились друг с другом, читая доклады, своими новыми знаниями. Так Василий Дмитриевич, ученик Академии художеств и студент университета, читал нам курс перспективы…»


На лето родители с Лилей уезжали в Имоченцы, а сыновья получали больше самостоятельности, оставаясь в Петербурге.
Практически не сохранилось работ Василия Поленова этого периода. Лишь небольшой пейзаж из имения, куда студенты приезжали навещать родителей.

Василий Поленов. Деревня Окулова гора. 1860-е. Холст на картоне, масло. 17,5 х 25. Поленово
Василий Поленов. Деревня Окулова гора. 1860-е. Холст на картоне, масло. 17,5 х 25. Поленово

И небольшая графическая работа более позднего периода.

Василий Поленов. Крыльцо хаты. 1870. Бумага, графитный карандаш, итальянский карандаш. 22 x 14. Государственный Русский музей
Василий Поленов. Крыльцо хаты. 1870. Бумага, графитный карандаш, итальянский карандаш. 22 x 14. Государственный Русский музей

Летом 1867 года молодой художник также совершил и небольшую заграничную поездку – побывал в Германии и на Всемирной парижской выставке. В Париже на него сильное впечатление произвели исторические картины итальянского художника Доменико Морелли. Также он заинтересовался историей французских протестантов XVI-XVII веков, которые призывали к проведению жёсткой Реформации в стране и называли себя гугенотами.

Василий Поленов. Гугенот. 1870. Холст, масло. 95 х 66. Государственный Русский музей
Василий Поленов. Гугенот. 1870. Холст, масло. 95 х 66. Государственный Русский музей

Так прошли четыре года и к концу декабря 1867 года Василий Поленов завершил обязательный академический курс, получив Большую серебряную медаль. Он решает продолжать обучение, чтобы побороться и за золотые медали Академии по избранному им классу исторической живописи, но родители не забыли про отложенное высшее образование в Университете. И Василию вновь пришлось сдавать вступительные экзамены, на этот раз на юридический факультет. Через четыре года он закончил Университет как кандидат права с диссертацией на тему «О значении искусства в его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». Но каких неимоверных душевных и физических сил ему это стоило.
Ведь и в Академии приходилось немало трудиться, чтобы представить картины на конкурсы.

В 1869 году Академия на Малую золотую медаль предложила тему «Иов и его друзья». Поленову эта тема была не интересна, но выполнить работу необходимо. Об этой ситуации он пишет своей сестре Вере (в замужестве Хрущовой) в Париж:

«Задает она нам тему самую академическую, до которой, кроме нее, никому дела нет, и, вдруг, в момент развязки, т. е. присуждения награды, отказывает и предает нас на суд публики. Не знаю, чья это выдумка, но, во всяком случае, очень неудачная. Пишем мы вещь заказную, без вдохновенья, не только не интересную, несообразную требованиям «арса» [искусства] и вкусам публики, но враждебную им, и вот они призваны оценивать ее. И кто же эти судьи? Или крикуны фельетонисты, которые в искусстве весьма мало смыслят, или, еще лучше, недоучившиеся гимназисты, уже абсолютно ни в чем толку не понимают, а не только что в искусстве. Моя картина кончена и отдана на выставку и ждет ее открытия, чтобы подпасть под зубы нашей фельетонной, так называемой, критики, которая рада ко всему прицепиться, чтобы в куски изорвать. После такой операции Совет Академии, сообразуясь с нею, будет раздавать награды, так что изволь ждать почти два с половиной месяца решения судьбы»


Самой картины Поленова «Иов и его друзья», видимо, не сохранилось. Мне удалось найти лишь литографию из серии «Художественный автограф», выполненную Поленовым по сюжету собственной картины. Она дает некоторое представление о конкурсной работе Василия Поленова.

Василий Поленов. Иов и его друзья. Литография. 1869. 21 х 27
Василий Поленов. Иов и его друзья. Литография. 1869. 21 х 27

И ещё миниатюрный графический эскиз из собрания Третьяковской галереи.

Василий Поленов. Иов и его друзья. 1869. Бумага, акварель, графитный карандаш. 10,9 x 17,7. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Иов и его друзья. 1869. Бумага, акварель, графитный карандаш. 10,9 x 17,7. Государственная Третьяковская галерея

Сдав картину на выставку, молодой художник уехал в Имоченцы и уже там ждал «решения судьбы». О том, что происходило на академической выставке он узнавал из писем Рафаила Левицкого и Ильи Репина, чья работа также выставлена на суд зрителей. Надо сказать, что Репин по совету Крамского попытался философски осмыслить сюжет, тщательно изучал Библию, размышлял о связи Книги Иова и Евангелия. В результате его картина получила восторженные отзывы и стала его первым настоящим триумфом.

Илья Репин. Иов и его друзья. 1869. Холст, масло. 133 х 199. Государственный Русский музей
Илья Репин. Иов и его друзья. 1869. Холст, масло. 133 х 199. Государственный Русский музей

Но тем не менее Малая золотая медаль была вручена всем четверым конкурсантам: Репину, Поленову, Макарову и Урлаубу.

Через два года ситуация повторилась. На конкурсе за Большую золотую медаль вновь встретились работы двух друзей Репина и Поленова. Темой для картин стал библейский сюжет – воскрешение 12-летней девочки, дочери начальника синагоги Иаира. На этот раз тема пришлась по душе Василию и его эскиз был быстро утвержден начальством Академии, но работа над картиной долго откладывалась, ведь параллельно ему приходилось сдавать выпускные экзамены в Университете.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1870. Эскиз. Бумага желтая, сепия, графитный карандаш, уголь, белила. 42 x 60. Государственный Русский музей
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1870. Эскиз. Бумага желтая, сепия, графитный карандаш, уголь, белила. 42 x 60. Государственный Русский музей
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Эскиз. Бумага, тушь, сепия, черный карандаш, белила. 40 x 56. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Эскиз. Бумага, тушь, сепия, черный карандаш, белила. 40 x 56. Государственная Третьяковская галерея

Но к счастью, он получает поддержку и добрый совет от своего первого учителя рисования Павла Чистякова, который к этому времени вернулся из своей заграничной поездки. И Василию всё же удалось закончить свою конкурсную работу в срок.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 173 х 280. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 173 х 280. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Поленов написал тот момент, когда Иисус Христос уже воскресил девушку, пытаясь передать, как велика сила спасающей веры, которая способна побеждать смерть.
А его друг и соперник в этом конкурсе, Илья Репин, изобразил Иисуса, который только собирается совершить чудо. Художник заставил зрителей волноваться в ожидании этого волшебства.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 229 х 382. Государственный Русский музей
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 229 х 382. Государственный Русский музей

Также на конкурс были представлены работы Зеленского, Макарова и Урлауба. И опять произошел небывалый случай для Академии. Новый вице-президент Академии Художеств, великий князь Владимир Александрович, просто не знал, что нужно выбрать лишь одного для присуждения награды, и он вручил Большие золотые медали всем пятерым, а значит и все пятеро получали право поездки за границу на казенный счет в качестве пенсионера Академии на шесть лет.

Василий Поленов (стоит слева) вместе с выпускниками Академии Художеств. Фотография. 1871 год. Сидят слева направо: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, М.А. Кудрявцев, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров, справа стоит Е.Ф. Урлауб.
Василий Поленов (стоит слева) вместе с выпускниками Академии Художеств. Фотография. 1871 год. Сидят слева направо: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, М.А. Кудрявцев, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров, справа стоит Е.Ф. Урлауб.

Интересно, что на торжественном вручении золотых наград Великий князь Владимир Александрович поздравил Дмитрия Васильевича Поленова с успехом его сына. А после в доме Поленовых был устроен праздничный завтрак, куда были приглашены Репин, Макаров, Ге и любимые учителя Чистяков и Крамской.

Иван Крамской. Портрет П.П. Чистякова. 1860. Бумага, соус, итальянский карандаш, белила. 55 х 41,3. Государственный Русский музей
Иван Крамской. Портрет П.П. Чистякова. 1860. Бумага, соус, итальянский карандаш, белила. 55 х 41,3. Государственный Русский музей

Рассказывая о годах учебы Василия Поленова нельзя не сказать, что к преподавателям Академии молодой художник относился довольно прохладно, считая своими настоящими наставниками Крамского и Чистякова, у которого брал уроки и по завершении Академии.

Из воспоминаний В. Д. Поленова:

«В мое время в Академии было много преподавателей. Преподавание велось без правильной системы, так что преподавателей почти не замечали, и это было большое достоинство. Все работали в одном классе; приходил Басин, который никаких указаний не давал, а все только мычал. У Венига на каждом шагу было слово «массы, массы». «Вы не смотрите на детали, а берите массы!» За ним Шамшин. Этот, наоборот, настаивал на деталях, на «следочках». Выписывать следочки. Преподавание было поставлено очень скверно, так что ученики пользовались большой самостоятельностью, и это было большим плюсом»

При этом он с большой любовью вспоминал эти 9 лет своей жизни:

«Вот моя духовная родина, лучшее место на планете – Академия художеств – и рядом с ней университет: два места, где я приобрел все мои знания. Академия художеств – самое родное для меня место на земном шаре. Там я провел лучшие годы моей жизни с художниками-товарищами и художниками-учениками»

О годах обучения за границей, о поездке добровольцем на войну в публикации:

С любовью, ваша Света В.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей

Света В Литературе и Искусстве

Первую статью о Василии Поленове можно найти по ссылке «На все предметы смотрел он с большим вниманием… воспроизводил карандашом на бумаге все, что его поражало». К 180-летию Василия Поленова»

Про необычайно талантливого молодого художника Федора Васильева можно узнать из публикации «Щедро он был одарен и могучим и дивным талантом…». Гениальный художник Федор Васильев»