Найти тему

История, символика и устройство храмового престола

Оглавление

Храмовый престол олицетворяет невещественный престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной славы. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

Упоминания специально созданного ветхозаветными праведниками возвышения для принесения на нем жертв Всевышнему Богу встречаются во многих местах Писания, например, в Книге Бытия ( 8:20, 33:20, 22:9). С образованием института священства появляется более близкий современному престолу прообраз — жертвенник скинии, а затем храмовый жертвенник.

Алтарь изнутри. Храмовый престол
Алтарь изнутри. Храмовый престол

История установления престола

Для обозначения места принесения жертвы вместо термина «престол» в Священном Писании используется слово «жертвенник», «алтарь». Слово «алтарь», от латинского «alta ara», что означает «возвышенное место», чаще используется вместо слова «престол» в латинских христианских текстах и шире — в древних и современных западных языках. По-гречески алтарь в древности назывался словом «бима» (βῆμα), которое можно перевести по-разному: возвышенный жертвенник; возвышение для речей ораторов; судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд, раздавали награды. Эти названия соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме. Но они также свидетельствуют, что уже в глубокой древности алтари у христиан устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это, как правило, соблюдается и до наших дней.

Помимо установления престола на возвышении, еще во времена катакомб он стал постепенно отгораживаться от остальной части храма. Для этой цели существовали солея и алтарные преграды в виде решеток. После V века такие преграды трансформировались в иконостас с царскими и боковыми вратами.

Краеугольным камнем Церкви с древнейших времен являлись останки мучеников за Христа. Их гробницы символизировали гроб Самого Спасителя, ведь мученики, умирая за Христа, знали о том, что они воскреснут в Нем и с Ним. После окончания гонений на христиан практика служения на гробах исчезла. Вместо этого иногда полагались частицы мощей под престол. А с VIII века вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора). Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под ним.

-3

Ковчежец для святых мощей

Так как гробницы мучеников традиционно изготавливались из камня, иной материал для престолов I-IV вв. не использовался. Со служением на гробах постепенно уходят в прошлое и каменные престолы. Теперь для их изготовления используется самый доступный и легкий в обработке материал — дерево. Около V века каменные престолы еще использовались наравне с деревянными, а начиная с XV—XVI веков дерево окончательно вытесняет камень.

В самой простой форме деревянный престол напоминает обычный стол: четыре столпа с доской сверху. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине ставится пятый столбец (или пересечение перемычек), на котором хранится ящичек с мощами святых. Склеивает столпы с доской специальная благовонная смесь, называемая воскомастихом. Символически эта смесь образует те ароматы, с которыми было погребено тело Иисуса Христа. Симеон Солунский в 74 главе книги «Премудрость нашего спасения» пишет: «…эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти». Престол скрепляется четырьмя гвоздями, символизирующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден ко кресту.

Храмовый престол
Храмовый престол

Облачение на престол

С появлением деревянных престолов возникло и их священное облачение, состоящее из трех частей:

● Катасарка. В переводе с греческого языка это слово означает «приплотие», то есть нижняя одежда, которая надевается  сразу на тело. Представляет собой белую ткань (обычно сшитую в форме чехла по форме престола), ею престол покрывается до самого основания. Срачица крепится на престоле вервицей по специальным прорезям в столпах. Срачица символизирует Святую Плащаницу, в которую было завернуто тело Христа при погребении, а также пелены Богомладенца.

● Индития — «верхняя», нарядная одежда. Имеет форму креста, концы которого спадают вниз по сторонам престола и застегиваются с помощью пуговиц. Символизирует Божественную славу Христа как Царя неба и земли. Иногда индитию из ткани заменяют на резные или чеканные панели, тогда на престоле из ткани остается только пелена.

● Пелена или илитон — верхнее прямоугольное покрывало поверх индитии, на котором лежат все напрестольные предметы, символизирующее погребальный сударь Спасителя (плат, которым была обернута Его глава). Как правило, имеет тот же цвет, что и индития — соответствующий времени богослужебного года.

-5

Илитон из красной ткани c вышивкой золотыми нитями «Херувимы»

Престол, первоначально являясь священной гробницей мучеников за Христа, трансформируясь внешне, не утратил своей внутренней сути символа Гроба Господня, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения. А соответственно — Самого Господа, лежащего во Гробе. Престол соединяет в себе два основных представления: о смерти Христа ради нашего спасения и о царственной славе Вседержителя, восседающего на пренебесном Престоле.

-6

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ