Найти тему
ArmInfo

Если у тебя нет идеи, даже лучшая видеокамера тебе не поможет

АрмИнфо. Один из самых титулованных режиссеров в мире, режиссер - 9 из 10 фильмов которого запрещены на его же родине - в Иране, но удостоены самых престижных кинопремий, режиссер - который был в заключении за <антиправительственную пропаганду>, а также находился под домашним арестом без права на съемки кино на протяжении 20 лет, впервые приехал в Армению в качестве гостя международного кинофестиваля <Золотой абрикос>. Наверное, многие догадались, что речь идет об иранском режиссере Джафаре Панахи.

Благодаря усилиям организаторов <Золотого абрикоса>, в рамках кинофестиваля состоялся показ фильма Панахи <Офсайд>, а затем и рандеву с поклонниками в Ереване.

Модератором двух мероприятий стал известный российский кинокритик, журналист и писатель Антон Долин, который в прошлом году издал свою книгу о режиссере - <Акт неповиновения. Фильмы Джафара Панахи>.

Примечательно, что встреча ереванских поклонников с выдающимся режиссером - представителем новой волны иранского кинематографа - состоялась в день его рождения - 11 июля. По этому случаю кинофестиваль <Золотой абрикос> подготовил небольшой сюрприз для мастера.

Художественный руководитель и директор кинофестиваля <Золотой абрикос> Карен Аветисян, поздравляя режиссера с днем рождения, в некотором смысле сделал ремейк на легенду, которой окутано имя режиссера. Пока выносили именинный торт, Аветисян напомнил, что в 2010 году, когда Панахи находился под домашним арестом без права на съемки, в собственном же доме он снял документальный фильм на свой телефон, дав ему ироничное название <Это не фильм>. В этой картине показано, как режиссер работает над сценарием для своего нового фильма. В съемках был вовлечен еще один иранский кинематографист Моджтаба Миртахмасб. Согласно легенде, фильм был записан на USB- устройство, помещен в торт и тайно вывезен из страны. Таким образом, в 2011 году картина была представлена миру в ходе специального показа на Каннском кинофестивале.

Взяв за основу этот сюжет, директор <Золотого абрикоса>, поздравляя Панахи, отметил, что внутри торта находится USB-устройство, на котором записана ереванская встреча.  Аудитория тепло поздравила режиссера с традиционно исполняемой песней  на день рождения и громкими аплодисментами.

Поблагодарив за столь  теплый прием и организацию фестиваля, режиссер отметил, что для него большое счастье спустя десятилетия вновь иметь возможность предстать перед зрителем. Однако Панахи развенчал миф о торте. Он сказал, что единственной правдой было лишь то, что действительно картина была вывезена из Ирана на USB-устройстве.

В рамках встречи в Ереване режиссер отвечал на интересующие вопросы, делился опытом, и однозначно воодушевил молодых специалистов своими рассказами. В частности Панахи заметил, что очень часто молодые люди, студенты жалуются, что не могут создать фильм, поскольку лишены возможностей, необходимого бюджета.  Примечательно, что таким людям Джафар Панахи ответил своей доккартиной <Это не фильм>. <После доккартины <Это не фильм> ни один студент уже не сможет сказать: <я не могу снять свой фильм>. Моя картина была месседжем для таких людей. Тебе нужно лишь найти способ, как создать свой фильм. Не проблема, если у тебя нет профессиональной видеокамеры, ты можешь снять фильм на камеру своего телефона.  Здесь важен лишь твой образ мышления, твоя идея. Если у тебя нет идеи - даже лучшая видеокамера не сможет тебе помочь>, - сказал режиссер.

Он также отметил, что фильмы не делятся на хорошие и плохие, просто некоторые служат аудитории и идут у нее на поводу. Панахи заметил, что большинство голливудских и болливудских фильмов именно такие. Но есть и небольшой охват киноработ, ведущих аудиторию за собой.  <Лишь 5% - это фильмы, которые передают видение мира режиссера. И таким образом фильм становится способом его показать>, - подчеркнул мастер. Панахи отметил, что фильм в некотором смысле является тайной для режиссера, и последний готов отказаться от всего все ради кино. Говоря о себе, он отметил, что нет ни единого снятого им фильма, за который ему было бы стыдно. <Я готов преодолевать все трудности и проблемы>, - сказал кинематографист.

На вопрос, как он создает фильмы с учетом многочисленных проблем и ограничений, режиссер отметил, что лишь со стороны все кажется сложным, но находясь внутри съемочного процесса, всегда находится способ, чтобы выжить.

Панахи признался, что никогда не соглашался на сотрудничество с продюсерами, пока его картина не была готовой. <Я не сотрудничаю ни с кем, так как снимая фильм, я подвергаю риску свою жизнь, финансы>, - сказал иранский режиссер. В случае работы с продюсерами, когда фильм получается безуспешным, режиссер должен за этот ответить.  Когда же фильм принадлежит только тебе, и при этом не вызвает довольства, режиссер может его никому не показать, образно говоря не подписаться под этим. Панахи рассказал, что работает с ограниченным количеством людей, которым доверят, и мотивацией для которых в съемочном процессе являются отнюдь не финансовые средства.  В частности, он отметил, что были случаи, когда актеры, работающие с ним не получали ничего за съемки. Самое важное, по мнению режиссера, это иметь хорошую команду, тогда фильм не является бизнес-проектом, а искусством и общим достоянием.

Напомним, что в Иране в 2010 году Джафар Панахи был приговорен к 6 годам лишения свободы по обвинению в антипропаганде правящего режима. Однако в заключении он провел лишь 2 месяца благодаря вмешательству Ирано-французского культурного центра и залога в $200 тыс. В результате мера пресечения была изменена на домашний арест и полный запрет на съемки кино, написание сценариев, интервью.

Но уже в 2022 году Панахи вновь попадает под стражу после того, как выступает против ареста иранских кинематографистов. На этот раз суд выносит приговор 2010 года - о заключении сроком на 6 лет. В тюрьме Панахи объявляет бессрочную голодовку и в феврале 2023 года его выпускают на свободу.

Отметим, что Джафар Панахи обладатель многочисленных международных кинопремий, в том числе <Золотого льва> на Венецианском кинофестивале, <Золотого медведя> - на Берлинском, <Золотой камеры> - на Каннском. Кроме этого, в Каннах Панахи удостоился специального приза жюри за фильм <Нет медведей>.