Все те же польские историки
Изначально Польша была основана династией Пястов. Это историческое событие ознаменовало объединение полян (ляхов) и их присоединение, как телом, так и душой, к цивилизации западного христианства посредством крещения.
Это не было вынужденной необходимостью. У нас был выбор, и мы могли присоединиться к другому сообществу, как это сделали наши восточные соседи, которые тоже являются славянами.
У Польши не было имперских амбиций, кроме, возможно, маниакальных устремлений Болеслава Храброго. Ей едва хватало сил (а зачастую не хватало) для того, чтобы сохранить уже имеющееся в полном объёме.
В те времена Польша была этнически однородным государством, где население исповедовало одну веру и считало монархию единственно возможным способом правления. Польша ничем не отличалась от других стран западной цивилизации. Однако с течением времени страна претерпела значительные изменения.
На этих землях появляются два центра власти: старый, исконный, в Кракове, на верхней Висле, и новый, конкурентный, колониальный — в Мальборке, на нижней Висле. Если бы Владислав I Локетек был менее решительным, поляки могли бы жить в немецком государстве со столицей на Балтике, а их история начиналась бы с крестовых походов.
Владислав I Локетек восстановил Пястовскую Польшу, но только на части её территории. Правление его сына Казимира ознаменовалось важным событием, которое можно считать концом Пястовской Польши. Это произошло в 1349 году, когда страна изменила свою политическую ориентацию и начала сближение с Литвой. Таким образом, начался процесс формирования нового государственного образования.
В этом месте история поляков вновь пересекается с судьбами монголов, турок и всего населения Великой Степи.
Со времён гуннов Европа пережила несколько вторжений. Одно из них стало причиной формирования венгерского этноса. Однако только монгольское нашествие в первой половине XIII века привело к образованию политического и культурного вакуума на востоке континента.
Над Днепром образовалось свободное пространство, что позволило расширить территории. В этом регионе появились новые государства и народы. Одним из них стала Россия в виде растущего Московского государства. Другим была Литва, которая восстановилась после периода упадка. Третьими были тевтонские рыцари, которые также претендовали на земли в Восточной Европе. (От автора канала: речь идёт о падении Малой Руси. Подробнее читайте об этом в моем проекте на Спонсор). Над Днепром образовалось свободное пространство, поощряющее расширение. В этом промежутке образовались новые государственные организмы, а точнее нечто большее: используя термин Гумилева - новые этносы. Одним из них была Россия, расширяющееся Московское государство. Второй была восстановленная и вырванная из гомеостатической летаргии Литва. Третий любитель восточноевропейского пирога прибыл из Святой Земли - это были тевтонские рыцари.
Стоит отметить, что теория этногенеза Льва Гумилёва не даёт объяснения тому, почему в этой зоне сохранился только один этнос, который поглотил все соседние. Также непонятно, почему в результате этого процесса возникла единая империя — Московия, и почему именно в России пассионарный импульс оказался самым сильным. Ведь в этой зоне, как и на западе Европы, могло бы установиться равновесие между многими политическими центрами.
Польша, а точнее, Польско-литовское государство времён Ягеллонов, обязана своим существованием процессу, который начался где-то в забайкальских степях. Точно так же славяне получили возможность свободно распространяться на запад примерно восемьсот лет назад, когда они могли пойти по следам гуннов, разрушивших всё на своём пути.
Новая общность впитала в себя традиции не только Кракова и Гнезно, но также Вильнюса, Львова, Киева и Витебска. Она также стремилась включить в свой состав Кенигсберг и Ригу.
Новый этнос сформировался как класс аристократов, и возникла система дворянской демократии. Король, подобно тому, как сегодня избирают президента, фактически избирался пожизненно.
И еще особенность: Речь Посполитая не примкнула к западной цивилизации, многое позаимствовав у Ближнего Востока.
Следует отметить, что Литва, будучи одним из двух членов, была моложе и дольше сохраняла свою культурную самобытность. Не случайно именно из Литвы в следующую эпоху пришли такие выдающиеся личности, как Мицкевич, Сенкевич и Пилсудский.