Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодняшняя статья будет целиком посвящена одному из любимейших мной месту в Москве – Чистопрудному бульвару. В свое время мы прошли пешком все десять бульваров Бульварного кольца, и у меня есть отдельная статья, посвященная Бульварному кольцу. Но Чистопрудный бульвар я там не описывал, указав, что будет про него отдельная публикация, однако, до сего момента у меня до него как-то не доходили руки (или ноги?), кроме коротких роликов, и вот дошли. В недавнем нашем путешествии по Москве 12 июня 2024 года мы специально обошли весь бульвар с двух сторон, и теперь я Вам об этом расскажу. Начнем с того, что зашли мы на бульвар с Покровки, на которую вышли из Потаповского переулка, о чем я Вам рассказывал в прошлой статье, если не читали – переходите по этой ссылке.
Гостиницы вместо ворот
Итак, мы подошли по Покровке к площади Покровские ворота, хотя, по сути, нет здесь никакой площади и уж, тем более, ворот. Просто перекресток улицы Покровки с Бульварным кольцом, слева – Чистопрудный бульвар, а справа – Покровский. А находящиеся здесь ворота Белого города, называемые Покровскими, вместе с остатками городской стены, ликвидировали еще в XVIII веке по указу Екатерины II за ненадобностью, создав впоследствии по траектории этой стены Бульварное кольцо. Уже по указу ее сына – Павла I в местах, где были ворота Белого города, стали возводить двухэтажные гостиницы по проекту петербургского архитектора В.П. Стасова, многие из них в XX веке были снесены, а именно здесь, с двух сторон Покровки эти гостиницы остались, конечно, уже в переделанном виде. А когда-то у фасада этого невзрачного здания, выходящего на Покровку, был шестиколонный портик.
Напротив старой гостиницы в конце Чистопрудного бульвара, напомню, что на бульвар мы заходим с его конца, расположился угловой бывший доходный дом, когда его построили, в 1895 году, он был трехэтажный, а в 1955 году его надстроили до пяти этажей.
Дом со зверями
Идем дальше, и здесь уже все наше внимание привлекает к себе другой бывший доходный дом, получивший в народе название «Дом со зверями», кстати, когда его в начале XX века построили, он был пятиэтажный, а после войны надстроили до нынешних семи этажей. Но не это самое интересное в бывшем доходном доме церкви Троицы Живоначальной на Грязех, о которой я рассказывал в прошлой статье, построенном на деньги купцов Оловянишниковых, владевших фабрикой церковной утвари. Изюминкой этого дома является зооморфный «ковер», который покрывает третий и четвертый этажи.
Эти терракотовые барельефы, изображающие сказочных зверей, птиц и растений создал ученик Виктора Васнецова художник Сергей Вашков, работавший художественным руководителем на фабрике Оловянишниковых. Вашков был большим ценителем традиций русской живописи, особенно церковного направления, а при создании этого барельефа он вдохновлялся декором Дмитриевского собора во Владимире. Но его фигуры животных и растений получили более масштабный и гротескный вид.
А проект всего дома был создан архитектором Л. Кравецким и инженером-строителем П.К. Микини, тем самым, чей дом мы уже видели на углу Кривоколенного и Армянского переулков. В результате надстройки еще двух этажей в 1945 году по проекту архитектора Б.Л. Топаза, кроме двух балкончиков на третьем этаже (или на втором, если не считать цокольный), большая часть декора, да и сама форма дома, сохранились. Кстати, во время нашего посещения один «верхолаз» занимался подкраской элементов декора.
Чистый пруд
А мы, посмотрев на удивительных зверей на стене этого дома, переходим к тому месту, в честь которого и назван бульвар – к Чистым прудам, вернее, пруду, потому что он один. Когда-то их было несколько, вот название и осталось во множественном числе. А откуда такое название? Постараюсь коротко рассказать. Местность эта известна с XVI века, когда здесь обосновались скотобойни, а отходы сбрасывались в болото, которое называли – Поганое или Поганый пруд. В конце века следующего, как я уже рассказывал, когда мы посещали Меншикову башню, здесь недалеко поселился Александр Данилович Меншиков, и уже в начале XVIII века скотобойни и мясную торговлю свернули и убрали подальше от дома Светлейшего. Ну а пруды очистили, и они стали называться Чистыми.
Хотя, некоторые историки утверждают, что Поганым был совсем другой пруд, ближе к нынешнему Потаповскому переулку, или по-другому - этот пруд, но назывался так по другой причине. Как было на самом деле – сказать сложно, здесь надо быть настоящим историком и досконально изучать сохранившиеся документы.
А мне вспоминается 1994 год, когда мы с женой после свадьбы, проездом в Ярославль, гуляли по Москве и случайно, даже уже не помню – каким образом, но вышли сюда. Увидев грязный водоем с мутной водой, я подумал – что это строительный котлован, заполненный водой после дождей, а когда увидел на одном из домов табличку с адресом: Чистопрудный бульвар – сильно удивился, не так я его себе представлял. Правда, возможно, тогда проводилась очередная реконструкция пруда.
После этого мы много раз бывали в Москве, но бывать на Чистых прудах долго не хотелось, однако, когда мы в следующий раз сюда все-таки пришли в 2022 году, то, конечно, увидели совсем другую картину, все чисто и приятно глазу, правда, «застенчивых ив», о которых пел Игорь Тальков в песне на стихи Леонида Фадеева, там уже нет, их выкорчевали. За то по берегам вокруг пруда и на аллеях бульвара растут прекрасные липы, как раз в этот день, когда мы там в очередной раз побывали, они цвели и благоухали чудесным ароматом. Ну а на самом пруду, как всегда, плавают утки с утятами.
Идем дальше
Можно долго прогуливаться по берегам этого пруда в тени ароматных лип, любуясь гладью воды и утками с утятами, барахтающимися около берега, но нам пора идти дальше, вот мы и идем дальше, передохнув немного в тени деревьев от палящего солнца. Там, где пруд заканчивается (или начинается), обращаем внимание на огромный дом, расположенный по четной стороне бульвара, в том месте, где когда-то был въезд в усадьбу Пашковых, о которой я рассказывал в прошлой статье, это жилой дом кооператива «Военный строитель», построенный в 30-е годы XX века. Как раз напротив него, в центре бульвара, расположен павильон, за которым и начинается пруд.
Фонтан, памятник и фестиваль
Следующее, что привлекает к себе внимание в центре бульвара – это фонтан «Поющий журавль», установленный здесь в 1999 году. Это небольшой бассейн, внутри которого в хаотичном порядке разбросаны валуны, а между ними расположены несколько небольших фонтанчиков, как гейзеры. В центре композиции имеется скульптура журавля, выполненная скульптором М. Мориным.
Сразу за этими фонтанами в 2006 году установлен памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. И это не случайно, здесь недалеко находится посольство Республики Казахстан.
Как мы не хотели обходить стороной праздничные мероприятия в этот день 12 июня, здесь не получилось. Видимо, в рамках праздника здесь проходил Московский исторический фестиваль «Времена и эпохи». Кроме небольших стендов и витрин с предметами обихода позапрошлого века, прямо перед памятником оборудовали небольшую уличную сцену, на которой, кое-как переодевшись в костюмы, похожие на костюмы XIX века, артисты играли сценки из произведений А.П. Чехова, насколько я понял, ненадолго здесь задержавшись. Я могу ошибаться, но, по-моему, это какой-то самодеятельный театр, хотя, наверное, было интересно, но у нас были другие планы, и мы пошли дальше.
Два дома XVIII века
Проходя дальше по этой стороне бульвара мимо временно установленных и празднично украшенных киосков, мы снова обращаем внимание на дома на четной стороне бульвара. И здесь внимание к себе привлек старинный двухэтажный дом, построенный еще в конце XVIII века, но в следующем веке несколько раз перестраиваемый. Последний раз его серьезно перестраивали в 1875 году по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера, он то и украсил здание декором, сохранившимся до наших дней.
Дальше, в глубине парадного двора, возвышается большое шестиэтажное здание, но таким оно стало в 50-х годах XX века, а до того это здание было главным домом усадьбы Кашкиных, построенным в 80-е годы XVIII века, и тогда оно было двухэтажным в стиле раннего классицизма. Переводя взгляды дальше, снова все наше внимание приковывает к себе, возвышаясь над деревьями и крышами домов, Меншикова башня, но о ней я уже рассказывал, если не читали – переходите по этой ссылке.
На углу с Архангельским
Проходим еще немного и доходим до того места, где Архангельский переулок примыкает к Чистопрудному бульвару. Слева от переулка расположился бывший флигель все той же усадьбы Кашкиных, второй этаж флигеля был надстроен в начале XIX века, ну а мансарда появилась, видимо, уже в наше время. Справа находится трехэтажный угловой дом, построенный на месте городской усадьбы Мусиных-Пушкиных для правления Курско-Киевской (Воронежской) железной дороги в 90-е годы XIX века архитектором Д.Н. Чичаговым, но лет через двадцать перестроенный архитектором И.И. Рербергом.
Сразу за железнодорожным правлением расположился небольшой двухэтажный дом, построенный в самом конце XIX века в неорусском стиле архитектором А.П. Поповым, как Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства. Само ведомство – Московский Императорский почтамт и телеграф располагается чуть дальше, уже по Мясницкой улице.
Александр Сергеевич Грибоедов
Посмотрев на это здание, переводим взгляды на памятник, с которого и начинается Чистопрудный бульвар. Этот величественный памятник в полный рост на высоком пьедестале, работы скульптора А.А. Мануйлова и архитектора А.А. Заварзина, поэту, драматургу и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову был установлен здесь в 1959 году. Немного успел написать этот талантливый человек, жестоко убитый в Персии в 1829 году, но крылатые фразы из его произведений до сих пор актуальны, например, мне чаще всего вспоминается фраза его незабвенного героя из «Горя от ума»: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Хотелось бы, чтобы ее хоть иногда вспоминали многие нынешние «персонажи».
Переходим на нечетную сторону бульвара
Теперь мы переходим на нечетную сторону бульвара и идем по этой стороне в обратный путь. А осматривать эту сторону мы начинаем с дома купца Гусятникова на углу с Мясницкой улицей. Именем этого купца назван соседний Гусятников переулок, проложенный параллельно бульвару, туда мы еще заглянем. Следующий, достаточно протяженный по бульвару, двухэтажный дом был выстроен архитектором Борисом Викторовичем Фрейденбергом в 1886 году.
Казахстанское посольство
Проходя дальше между длинных цветочных клумб на этой стороне бульвара, снова переводим свои взгляды на дома по нечетной стороне. Сначала это дом, построенный в XIX веке с пилястрами и маскаронами на фасаде, затем, немного в глубине, пристроили гораздо позже здание в стиле конструктивизма, а завершают этот комплекс зданий, принадлежащих сейчас посольству Республики Казахстан, такие же дома по стилю, как и первый. В последнем из них после революции жила заслуженная артистка Императорских театров, Народная артистка РСФСР и Герой Труда Гликерия Николаевна Федотова.
На углу с Большим Харитоньевским
Про следующий дом, на углу с Большим Харитоньевским переулком и по виду – XIX века, я, к сожалению, никакой вразумительной информации не нашел, кроме того, что в нем сейчас располагается Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Значит, идем дальше по бульвару.
Дальше, после девятиэтажного дома, построенного в 1960 году, расположился большой дом, состоящий, на мой взгляд, из трех частей, которые были построены еще до революции, но перед Великой Отечественной войной перестроены в один в стиле постконструктивизма архитектором М.С. Шерфединовым.
Теперь мы вновь доходим до фонтана «Поющий журавль, расположившегося в самом центре бульвара, только с другой стороны. А дома, стоящие дальше по нечетной стороне, плотно прижавшись друг к другу, тоже были построены еще в XIX веке, но в середине XX века были перестроены и надстроены дополнительными этажами.
Два здания – два театра
Теперь мы снова подходим к пруду, но уже, с другой стороны, и в первую очередь все взгляды притягиваются к его водной глади. Недолго любуемся прудом и вновь переводим взгляды на здания, расположившиеся вдоль бульвара. Сначала это особняк, построенный в первой трети XIX века. Кроме различных учреждений, в том числе и медицинских, сейчас там располагается театр «Другая сцена».
А следующее здание, расположенное немного в глубине, более знаменитое, чем предыдущее, потому что в нем уже много лет размещается театр «Современник». А построили это здание по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна в 1914 году для кинотеатра «Колизей». В 20-30-е годы здесь открылись сначала Первый рабочий театр Пролеткульта, а затем театр ВЦСПС, но кинотеатр почти не прерывал свою работу. Киносеансы и спектакли чередовались. Так он проработал до 1970 года, затем, после реконструкции в 1974 году сюда переехал театр «Современник».
На углу с Макаренко
Теперь мы останавливаемся в том месте, где от Чистопрудного бульвара отходит улица Макаренко, вот по ней мы дальше и пойдем исследовать старинные московские улочки и переулки. А здесь, на углу, расположились бывшие доходные дома, построенные на рубеже XIX – XX веков, но надстроенные дополнительными этажами в советское время. Слева – дом, построенный архитектором Александром Васильевичем Ивановым, а справа – дом, построенный архитектором Василием Николаевичем Кардо-Сысоевым.
А дальше возвышается над предыдущим, также надстроенный в советское время, бывший доходный дом писателя Николая Дмитриевича Телешова. Кроме того, этот дом интересен еще, как минимум, двумя моментами. В 1907 году в нижнем этаже дома была открыта частная библиотека, после революции национализированная и переименованная в библиотеку имени Ф.М. Достоевского, и работающая по сей день. А еще в этом доме в 1920-1934 годах в квартире № 2 жил выдающийся советский кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии Сергей Михайлович Эйзенштейн.
Вот на этом месте мы и заканчиваем наши прогулки по Чистопрудному бульвару и вокруг него, чтобы снова окунуться в улочки и переулки, но уже между Бульварным кольцом и Садовым. Об этом я начну рассказывать Вам уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!