Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.
Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на базе них стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение.
Но общественные требования и нормы воспринимаются каждой личностью избирательно и персонально, потому ориентации и ценности личности не всегда совпадают с общественным сознанием.
Уникальные качества личности включают в себя такие аспекты, как интеллектуальные способности, творческий потенциал, физическую силу или гибкость, эмоциональную отзывчивость и стабильность, моральные ценности и убеждения. Каждый человек имеет свой собственный набор этих качеств, что делает его уникальным.
Поведенческие особенности личности отражаются в том, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Некоторые люди проявляют экстравертированность и общительность, легко вступают в контакт с другими людьми и стремятся к новым впечатлениям. В то время как другие могут быть более интровертированными, предпочитая уединение и глубокие размышления. Наш стиль общения, способность к лидерству, уровень агрессивности или спокойствия - все это является частью наших поведенческих особенностей, определяющих нашу личность.
Психологические характеристики личности относятся к нашим внутренним процессам и состояниям. Это включает наши эмоции, мотивации, ценности, убеждения и способы мышления. Некоторые люди могут быть более эмоционально стабильными и способными к саморегуляции, в то время как другие могут быть более подвержены эмоциональным колебаниям. Наши мотивации и ценности определяют наши цели и приоритеты в жизни, а способы мышления влияют на наше восприятие мира и принятие решений.
Формирование личности — это сложный и многогранный процесс, который включает в себя множество факторов.
Основные факторы, которые оказывают влияние на развитие личности человека:
Наследственность. Генетическое наследие определяет ряд физиологических и психологических характеристик, таких как темперамент, склонность к заболеваниям, особенности поведения и т.д.
Среда обитания. Это может включать в себя место, где человек родился и вырос, школу, в которой он учился, работу, которую он выбрал и т.д.
Самоопределение. Это включает в себя убеждения, ценности, жизненные принципы и т.д., которые человек выбирает для себя самостоятельно.
Каждый человек уникален, и каждый проходит свой собственный путь развития личности.
В процессе становления личность проходит три этапа: 1) адаптация 2) индивидуализация 3) интеграция. Первый этап характеризуется усвоением социальных норм, привыканием к социальной группе. На втором этапе личность стремится к обособлению, выделению собственного "я". Для третьего этапа характерно включение личности в жизнь социальной группы.
На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.
Существует множество различных моделей формирования личности. К их числу относятся:
Психоаналитическая теория. Согласно этой концепции, динамика развития личности представляет собой адаптацию биологической сущности человека (включая образ жизни, наследственность и т.д.) к жизни в социуме. Это стимулирует формирование поведенческих механизмов, а также методов удовлетворения разного рода потребностей.
Теория черт. Объясняет данный процесс как появление, преобразование и утверждение личностных черт человека, которые подчиняются законам небиологического типа.
Теория социального учения. С точки зрения этой теории, процесс развития личности обусловливается формированием у человека способностей к регулированию межличностных отношений.
Гуманистическая психология. Утверждает, что формирование личности человека осуществляется посредством его самоутверждения как индивидуальности.
Стоит отметить, что многие отечественные психологи не считают формирование личности человека исключительно механическим отражением опыта и переживаний индивидуума. По их мнению, любой жизненный опыт усваивается субъективно, и на его получение часто влияют конкретные ценности и убеждения каждого отдельного человека.
Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.
Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.