Найти тему
Журнал МУЗилка

«Я готов целовать песок». Откуда Владимир Маркин взял этот хит?

Оглавление

Вопросы истории песни

Владимир Маркин был одним из участников недавно завершившегося сезона проекта «Три аккорда». Репертуар, исполняемый в этом, посвященном шансону, проекту, совсем не чужд артисту. В широком смысле этого слова к нему относятся и дворовые песни. А именно они прославили певца Владимира Маркина, став главными хитами его репертуара. Специфика дворовых песен предполагает, что их установить их авторов или однозначно датировать время написания – невозможно. Разговор о таких произведениях на моём канале ведется в рамках рубрики «Вопросы истории песни». Сегодня, под стать сезону, мы вспомним заводную летнюю песенку, привнесенную на эстраду из советских дворов и принесшую непрофессиональному музыканту Владимиру Маркину всенародную популярность.

«Я готов целовать песок, по которому ты ходила»,

- запел Маркин в эфире «Утренней почты» в уже далеком 1987 году.

При чем тут Владимир Маркин?

«Да мы слышали эту песню и пели её во дворе ещё в 60-х, а то и раньше. «При чем тут вообще Маркин»»,

- комментариями такой модальности изобилует любое обсуждение или материал о старых, укорененных в культуре песнях, дворовых песнях.

Маркин тут при том, что в его исполнении композиции получили новую популярность у широкой аудитории, став известными тем, кто во дворах песен не пел, не соприкасался с ними или вовсе не застал то время.

Дворового, народного характера своих главных хитов Маркин не отрицает. Более того, артист часто упоминает в интервью об увлеченности «народной» песенной культурой советской эпохи, сделав это частью своего музыкантского кредо и творческой судьбы:

«У меня было увлечение. Я собирал так называемые дворовые песни. Иногда просто обращался к друзьям с вопросом, помнят ли они ту или иную песню».
Владимир Маркин в 1987-м году.
Владимир Маркин в 1987-м году.

При этом, заглянув в реестр РАО, в записи о песне «Я готов целовать песок», мы увидим Маркина Владимира Николаевича как композитора.

Формально в самом этом факте нет ничего странного. Практика показывает, что под обозначением «К», то есть композитор, в данном реестре записываются не только авторы музыки, но и аранжировщики.

В реалиях нынешней эпохи вообще принято фиксировать всех, кто хоть как-то причастен к работе над песней и её оформлением, в записях о некоторых недавних песнях по 5 фамилий. Это не значит, что впятером музыку писали, основной автор – как правило один или двое, остальные – корректировали, помогали, аранжировали.

Аранжировщиков под грифом «К» регистрировали и в былые времена, в том числе в тех случаях, когда подлинный автор музыки не известен и не может быть установлен. В материалах по истории песни «Я готов целовать песок» указывается, что вместе с Маркиным над музыкальной составляющей этой песни работал аранжировщик с необычным «горным» именем – Эльбрус Черкезов, всё это совсем не отменяет того факта, что сам музыкальный мотив по изначальному происхождению – народный.

«В каждом дворе были своя мелодия и свои слова»,

- говорит Владимир Маркин об истории песни «Я готов целовать песок», рассказывая, что ставшая популярной версия сформирована им на основе собранных «дворовых» вариантов.

Взял дворовые мотивы, доработал, адаптировал для эстрадной песни и спел - в такой модальности история этой песни тиражируется во многих источниках, в том числе на официальных ресурсах крупных телеканалов и радиостанций, например «Радио.Шансон» и «Настроение.ТВ» от ТВЦ.

Ранние исполнения. Азербайджанский след.

Маркин был не первым, кто принес эту песню на эстраду. Нашлись те, кто утверждал, что задолго до Маркина слышали её в эстрадном исполнении. Упоминают, что давным-давно, когда маленький Вова Маркин пешком под стол ходил, такую же песню исполнял «восточный певец». Называются две конкретные фамилии великих азербайджанцев разных творческих поколений – первый – Рашид Бейбутов, второй – потомственный певец Полад Мамедов, он же Полад Бюльбюль оглы. В его исполнении песня фигурирует с названием «Рыжий берег».

Предполагаемые первые исполнители песни. Слева: Полад Бюльбюль оглы (Полад Муртуза оглы Мамедов), справа: Рашид Бейбутов (1915-1989)
Предполагаемые первые исполнители песни. Слева: Полад Бюльбюль оглы (Полад Муртуза оглы Мамедов), справа: Рашид Бейбутов (1915-1989)

В официальной дискографии обоих певцов эта песня не значится, задокументированных «распознанных» и подтвержденных записей нет. Привыкший «доверять, но проверять», я решил удостоверится в их отсутствии, и, на свою голову, нашел одну очень странную запись, подписанную «Полад Бюльбюль Оглы – Рыжий берег», которая вызвала недоверие. Она размещена в аудио формате на портале «Музыка.Мейл.Ру и продублирована Вконтакте. На оба ресурса песню может залить любой человек и подписать как угодно.

История массовой культуры последних десятилетий знает много случаев неверно идентифицированных, а то и вовсе подложных записей. В данном случае смутило как раз то, что запись почти один в один повторяет версию Маркина и по мелодии и по аранжировке, которая совсем не характерна для 60-х годов, и бодрый проигрыш на месте. Такое ощущение, что взяли фонограмму Маркина и специально сделали голос похожим на Бюль Бюль оглы, добавив характерный азербайджанский акцент, хотя тембрально есть некоторое несоответствие. Всё же певец очень узнаваем.

Да и текст совпадает слово в слово, а по логике он должен быть хотя бы немного другим, так как существовало несколько разных версий песни.

Мы живем в эпоху, когда даже собственным ушам можно верить не всегда. Человек, занимающийся историей музыки, в такой записи засомневается, почувствует подвох, а ведь кто-то может принять за чистую монету и запутаться ещё больше, поэтому я решил уделить внимание этой «поделке». Если представить, что эта запись реальна, то вся история песни рушится и переворачивается с ног на голову, возникает ещё больше вопросов и несоответствий.

Отсутствие официальных записей и сомнительность имеющейся вовсе не говорит о том, что Бюль Бюль оглы её не пел. Даже наоборот, скорее всего, пел: люди-то помнят, но в каком году и в каком текстовом и мелодическом варианте – достоверно уже не установить.

79-летний Полад Бюльбюльевич, как к артисту на русский манер обращались в эфире первого канала, по сей день здравствует, живет в родном Азербайджане и долгое время оставался на виду и как артист, и как политик. Все эти годы об обстоятельствах, связывающих его с этой песней, можно было узнать у самого артиста, однако никаких комментариев и цитат по поводу этой песни не нашлось.

Маркин же в силу поколенческой разницы мог и не слышать версию Бюльбюль оглы, воспринимая песню как «дворовую» и взяв к себе в коллекцию.

Компиляция

Установлено, что слова песни - это компиляция из двух литературных произведений, с добавлением «народных» строчек и куплетов. Основой текста считается стихотворение Игоря Кобзева, опубликованное в 1960 году. В современных источниках оно названо по первой строчке «Мне бы жизнь твою, как кинопленку» и состоит из трех катренов, два из них – первый и последний «перекочевали» в песню в слегка перефразированном виде.

Припев - из другого стихотворения, авторства Владимира Павлинова, на чьи стихи была написана популярная песня «Горький мед», исполняемая несколькими советскими ВИА. Произведение со строчками «Я готов целовать песок, по которому ты ходила» имеет название «Волны», опубликовано в 1965 году.

Авторы стихов, составиших текст песни "Песок". Справа: Кобзев, Игорь (1924-1986), слева: Павлинов, Владимир Константинович (1933-1985).
Авторы стихов, составиших текст песни "Песок". Справа: Кобзев, Игорь (1924-1986), слева: Павлинов, Владимир Константинович (1933-1985).

Соответственно, основной массив текста сформировался ко второй половине 60-х годов, примерно тогда, друг за другом песню, вероятно, и исполняли Бейбутов и Бюль Бюль оглы. Кто «соединил» два стихотворения в одно, пришла ли песня «со двора на эстраду» или с эстрады во двор, где обросла новыми версиями – эти вопросы остаются без ответа.

Официальным автором текста в версии песни от Владимира Маркина зафиксирована Марта Юрьевна Магилевская – именно так указана в РАО фамилия телевизионного музыкального редактора Марты Могилевской. Она досочинила к песне 1 куплет, вероятно, средний.

Алушта, 1987

Выражаясь в современных терминах, Марту Юрьевну можно было бы назвать продюсером, она имела обширный круг знакомств в музыкальных кругах, способствовала старту и развитию карьеры многих исполнителей, в том числе Владимира Маркина.

В истории песни «Я готов целовать песок» она оставила след не только в авторском, но и в продюсерском качестве. Именно Могилевская была музыкальным редактором выпуска «Утренней почты», явившим слушателям хит «Я готов целовать песок» в исполнении Владимира Маркина.

Могилевская (Магилевская), Марта (Марина) Юрьевна - советская и российская тележурналистка, музыкальный редактор, сценаристка, продюсер. Редактор выпуска "Утренней почты" 1987 года с песней "Я готов целовать песок" в исполнении Владимира Маркина, соавтор текста песни.
Могилевская (Магилевская), Марта (Марина) Юрьевна - советская и российская тележурналистка, музыкальный редактор, сценаристка, продюсер. Редактор выпуска "Утренней почты" 1987 года с песней "Я готов целовать песок" в исполнении Владимира Маркина, соавтор текста песни.

Снималась передача у Черноморских берегов, в городе Алуште, куда Маркин с 1981 года приезжал летом работать культоргом в оздоровительном лагере. В судьбе певца с этим городом связана романтическая история, здесь он повстречал свою будущую жену. Ей певец посвятил исполнение «романтическо-иронической песни» дворовой песни про «песок», прозвучавшую в «алуштинском» выпуске утренней почты.

Могилевская как редактор задумала сделать выпуск непринужденным, близким к народу, что соответствовало духу перестроечного времени. Встречавший гостей и участвовавший в подготовке программы культорг Маркин оказался как раз кстати. И коллекция «дворовых» песен у него имелась, и телевизионный опыт. Ранее он уже выступал в программе «Веселые ребята» с песней «Самый симпатичный парень во дворе», но именно после «Утренней почты» Маркин, как говорится, проснулся знаменитым.

Решение добавить в выпуск легкую дворовую песню было свежим и смелым. Песню подали в иронично-шуточном ключе. Музыкальное видео произвело эффект на зрителей. «Пародирующий дворового подростка» Маркин подкупил своей непосредственностью и запомнился органично вплетенной вокальной фишкой – взвизгивающей нотой на слове «целовать». С тех пор песня «Я готов целовать песок» стала у широкого слушателя ассоциироваться с Маркиным.

Эпилог

В 1989-м композиция вновь прозвучала в телеэфире в неожиданном исполнении. На фестивале солдатской песни её исполнил свердловский ансамбль внутренних войск МВД. Солировал Вадим Белоконь. «Песня Владимира Маркина на слова Игоря Кобзева и Владимира Павлинова», - так подписана запись этого выступления на канале Гостелерадиофонда. В эфире её объявили с названием «Песок».

В дальнейшем её перепевали разные исполнители, ориентируясь на «маркинскую» версию.

Прочность ассоциации этой песни с Владимиром Маркиным иллюстрирует шуточное посвящение артисту от его коллеги, певицы Екатерины Семеновой, снискавшей популярность на эстраде примерно в тот же период. Спустя много лет, в 2019-м, когда оба уже перешли в разряд «подзабытых» артистов, Семенова написала «Песню о Володе Маркине», которую они исполняют дуэтом. В песне есть отсылки к «Сиреневому туману» и другим песням в репертуаре Владимира. Припев, под всё ту же исторически дворовую мелодию звучит так:

«Дует пенсии ветерок
Только я, Вовка, не забыла,
Что ты хотел целовать песок,
По которому я ходила»

- спародировала Семенова строки, восходящие к Владимиру Павлинову.

А в народе, где с незапамятных времен слова были знакомы в разных вариациях, после появления хита в исполнении Маркина припев как только не переделывали, сочиняя пародии разной степени остроумности.

Песни становятся частью нашей личной истории, у каждого человека те или иные мелодии ассоциируются с определенным этапом жизни, счастливыми и памятными моментами. Недаром, дворовые песни, знакомые многим по дружеским посиделкам, появляясь на эстраде, всегда вызывают очень живой отклик. Кто-то критикует Маркина, скептически отзываясь о нём за то, что он переиначил и «присвоил» любимые народные мотивы. Другие, наоборот, благодарят за популяризацию в медийном пространстве подзабытых мелодий из прошлого. А спорить об истории дворовых песен можно долго, и у каждого двора, у каждого «свидетеля эпохи» будет своя история, на то это и «народные» песни.

Материал основывается на информации из открытых источников, создан в информационных и развлекательных целях.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.