Пьер-Огюст Ренуар - яркий представитель французских импрессионистов, который оказал громадное влияние на многих художников, включая Анри Матисса и Пабло Пикассо.
Он очень известен своими портретами, картинами с обнаженной натурой, пейзажами и простыми сценами повседневной жизни. Вы не найдете батальных сцен, драм и трагедии, лишь цветы, танцующих людей и очаровательных женщин. Удивительнейшим образом художник использовал яркие цвета, солнечные пятна и видимые мазки.
Ренуар всегда оставался исследователем в творчестве, любопытным ребенком, оттачивая четкость рисунка или полностью меняя свою цветовую палитру, находя новые цветовые решения. Каждая работа художника излучает радость и гармонию.
Пьер-Огюст Ренуар появился на свет 25 февраля 1841 года в городе Лиможе - столице огненных ремесел, на юго-западе Франции в семье портного. Он был шестым ребенком из семи детей. Пьеру едва исполнилось 4 года, когда они все вместе перебрались в Париж. Ренуар рос очень любознательным и настойчивым мальчуганом. Часто и без спроса брал карандаши и мелки отца и украшал своими рисунками стены дома. Отец постоянно ворчал и казался недовольным, но в глубине души надеялся на то, что увлечение сына поможет ему в выборе профессии.
Таланты раскрывались один за другим. Сначала Пьера зачисляют в хор при соборе Сент-Эсташ, и музыкальный регент настойчиво советует родителям заняться музыкальным образованием сына. А затем мальчик погружается в живопись настолько сильно, что с 13 лет становится учеником на фарфоровой фабрике "Леви Бразерс". Пьер был невероятно увлечен росписью по фарфору, ему не было равных в создании уникальных узоров. Сначала была посуда, затем роспись штор. Он настолько вошел во вкус, что расписал несколько десятков кафе в Париже, в которые приходили посетители просто насладиться и полюбоваться.
В свои полные двадцать лет Пьер совершенно понял то, что станет художником. Он становится слушателем Школы изящных искусств в Париже, берет платные уроки у французских художников Э. Синьоля и Ш. Глейра. Здесь же находит своих лучших друзей и единомышленников - Клод Моне, Фредерик Базиль и Альфред Сислей. Они часто пропадали в пригородах Парижа в поисках натуры и вдохновения.
Однажды Моне предлагает новый метод работы - завершать картину не в мастерской, а на природе. Душа требовала перемен, а сердце громко билось в тесных рамках привычных канонов. И творческие натуры искали свой путь, сюжеты, вдохновение...обозначались новые тенденции и желания, хотелось экспериментов, новизны, чувственности, живого звучания... И пленэрная живопись становится визитной карточкой импрессионизма.
С какого момента Ренуар стал писать светлыми красками? Да с первой встречи с художником Диасом, который взглянул на его пейзаж и произнес: "Нарисовано недурно, но какого черта вы пишете таким черным цветом?" Все изменилось! Рассеялась темнота, уступив дорогу светлым радостным тонам, а также рефлексам и отражениям. Готова ли была публика принимать подобные работы? О, нет! Работа вызвала большой резонанс.
В этой картине совершенно нет черного цвета. Мелкие мазки, сливающиеся в одно удивительное звучание...солнечные блики и тени листвы на нежной, шелковистой женской коже...прогретый воздух...молодость, привлекательность, красота... Это сегодня "Обнаженная в солнечном цвете" признана шедевром, а в 1876 году критики и публика были безжалостны. По общепризнанным канонам женское тело писали идеально - теплые оттенки палитры, замысловатые позы. Ренуар же сделал все иначе...чувственно, прекрасно, удивительно нежно, женственно...
Художественный критик тех лет Альбер Вольф не стерпел: "Внушите господину Ренуару, что женское тело – это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом!" Он не смог принять того, что тени могут быть цветными, наполненными теплом и светом...
А Ренуар утверждает, что черного цвета в природе нет, это лишь рефлексы соседних тонов. Его работы становятся яркими вспышками, сверкающими пятнами, красочными решениями. Пленэр приживается и торопит художника запечатлеть прекрасные мгновения...быстро, еще быстрее...
Остановитесь, бегущие облака!
Замри ветер, шелестящий листвой!
Куда же вы, удлиняющиеся тени?!
Пришпилить неуловимое! Поймать исчезающее!
Удержать на самом кончике кисти!
Тонкие рефлексы, нежное звучание, играющие солнечные блики, динамичные мазки...остановленный поток жизни...и новая техника письма. Все это будет и придет в свое время, а пока...признание в Салонах ускользало от художника и его друзей. Жюри брало всего несколько картин, которые становились объектами насмешек публики и колких замечаний критиков.
Однажды друзья решили обойти Салон стороной и 15 апреля 1874 года открыли свою первую выставку. Она не осталась незамеченной. Понимания художники конечно не нашли, но о них напечатали в прессе и обозвали импрессионистами. Какую роль эта выставка сыграла для самого Ренуара? Он знакомится с Виктором Шоке - коллекционером живописных работ, который покупает несколько работ художника. О Ренуаре узнает издатель Жорж Шарпантье. Он принимает молодого художника в своем доме. Супруги Шарпантье делают заказ на несколько портретов. Круг знакомых Ренуара значительно расширяется, а детские и женские портреты занимают особое место в его творчестве. Заказчики остаются довольны, но живопись художника не признают.
1879 год становится переломным - в Салоне выставляется портрет самой мадам Шарпантье. Разве могла влиятельная заказчица допустить фиаско? Нет! Она очень умело и грамотно подготовила общественное мнение. Портрет повесили на выгодном месте и публика его сразу заметила.
И не подумайте, что это черный! Нет! Берлинская лазурь, наполненная всевозможными оттенками и рефлексами...голубой, белый, золотисто-желтый цвета, пропитанные воздухом и светом, детской непосредственностью и материнским теплом...все отпечатки салонной живописи укрыты живописной манерой Ренуара...Дела пошли в гору.
Всегда хочется знать, а каким был художник? Невысоким и хрупким, немного застенчивым, но очень искренним. Казалось на первый взгляд, что он не производит яркого неизгладимого впечатления. Только оказывалось, что любили его все без исключения, когда узнавали поближе, особенно женщины. Он чувствовал себя в их окружении счастливым, считая, что именно они "все отлично понимают. С ними мир становится совсем простым. Они приводят все к своей подлинной сущности и отлично знают, что их стирка не менее важна, чем конституция германской империи".
Натурщицы были уверены в том, что навряд ли он когда-либо заведет семью. Французская актриса Жанна Самари была его главной музой, в ней художник находил неуловимое очарование и вдохновение. А она была уверена в том, что Ренуар сочетался узами браками с каждой женщиной, которую рисовал.
Легкая...улыбающаяся и задумчивая...ее рыжие волосы чуть разлетаются в разные стороны...невероятно глубокие, будто говорящие глаза...нежная кожа...и ощущение пойманного художником мгновения... Он с большой любовью к модели смог показать все самое лучшее - грацию, красоту, лучезарную улыбку и открытый взгляд... Невероятно привлекательна, обворожительна и прекрасна!
В молодые годы Ренуар не заводил долгих отношений с женщинами. Он просто наслаждался красотой их тел, нежными лицами и запечатлевал на своих полотнах. Но была среди них очаровательная лесная нимфа Лиза Трео. Ей было 18 лет, когда они познакомились. Сила любви художника передана во многих его картинах: "Лиза с зонтиком", "Женщина с попугаем", "Одалиска"... Художник попал в капкан страсти и невероятной любви.
Удивительная Лиза занимала все мысли художника, уютно расположившись в самых фибрах его души...))) Вдохновляла, очаровывала, сводила с ума... Этот роман длился целых семь лет и никто не сомневался в том, что свадьба станет естественным завершением отношений. Но этого не произошло. Ренуар и не собирался жениться, хотя несомненно любил всем сердцем. Лиза, узнав об этом, разрывает отношения с художником и выходит замуж за архитектора.
А в жизни Ренуара все идет своим чередом. Он обосновывается на Монмартре, снимая для себя просторную мастерскую в 1873 году. Художнику было уже сорок лет, когда он встретит любовь всей своей жизни. Ренуар познакомится с очаровательной молодой девушкой - Алиной Шариго - дочерью портнихи и пекаря. Жизнь ее была совершенно непростой. Отец ушел из семьи, оставив долги. Девочка ютилась у родственников, а мать была вынуждена работать экономкой в богатой семье. Алина не боялась работы, прислуживала в молочном кафе, которое принадлежало подруге ее матери, мадам Камиль. Оно располагалось как раз напротив мастерской Ренуара.
Шел сентябрь 1878 года. Художник предлагает Алине стать его натурщицей. Девушка соглашается. Прекрасно сложенная, круглолицая, с рыжевато-белокурыми волосами...она очень понравилась художнику. Возникло чувство уюта, спокойствия, неги...хотелось прикоснуться...заключить в свои объятья и не отпускать... Своим друзьям он говорил: "Ее хочется погладить по спине, как котенка и почесать у нее за ушками". Пьер-Огюст был очарован. И возникло чувство легкое, тихо урчащее в самом сердце...оно было взаимным. Алина была готова позировать Ренуару бесконечно долго, всю жизнь...
Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет. Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник — чтобы давать вино. Стало быть, хорошо ли, плохо ли, с успехом или без него, он должен заниматься живописью. (из рассказов Алины Шариго своим детям)
Он был на целых двадцать лет старше своей юной и прекрасной спутницы, но это никого из них не смущало. Чувство давало крылья...художник не переставая восхищался своей возлюбленной, ее жизнерадостностью, изяществом, красотой. Но что-то сдерживало его сделать ровно пять шагов навстречу. Вероятно, что он хотел проверить свои чувства. Ренуар принимает решение уехать в путешествие: Алжир, Испания, Италия. Он бежит, как мальчика, прочь от своих чувств, переживаний, волнений, но невыносимая тоска и печаль берут в плен его нежное, любящее сердце. Алине он лишь отправляет известие о том, когда прибывает в Париж. Если бы ее сердце было переполнено обидой и горечью, и девушка ждала раскаяния художника, то ничего бы у них не вышло. Но она любила искренне и нежно. Они встретились на перроне и больше не расставались.
В этом счастливом браке родилось трое сыновей. Алина старалась оберегать мужа от всяких житейских мелочей, не связанных с творчеством. Ренуар очень ценил супругу. Изменял? Об этом ходили сплетни, но никакие любовные интрижки никак не угрожали мадам Ренуар. Она всегда вела себя скромно и с достоинством. Росли дети, в доме царил мир, в картинах звучало счастье. Ренуар был совершенно невероятным отцом, не похожим на других. Художник обожал своих детей, читал сам им сказки, рисовал их портреты.
В 1897 году здоровье живописца сильно пошатнулось. Диагноз поставили неутешительный - ревматизм. Мадам Ренуар окружила мужа заботой и вниманием, однако художник оказался в инвалидном кресле. Болезнь прогрессировала, но живопись оставалась его единственной страстью и громадной любовью. Картины светились счастьем и безмятежностью. Все свои волнения, тревоги и отчаяния он растворял в работе.
Ренуар никогда не придерживался никаким художественным принципам. Он всегда писал то, что хотел и как хотел. Всегда был в поисках: менял палитру, сокращал количество цветов, отказывался от импрессионистических фигур, выписывая точные графические контуры. Он, словно быстрокрылый мотылек, возвышался, взлетал над теориями и стилями, не признавая границ. Ренуар не испытывал мук творчества, не страдал от поиска муз и вдохновения. Он работал легко, проживая настоящее, истинное счастье. Ни одна из его картин не вызывает грусти, уныния и печали. Ренуар считал, что телесная боль пройдет, а красота, которую создает художник - останется.
Признание и слава пришли к нему только в 1890-х годах. Зрители были в полном восторге, а картина "Девушки за фортепиано" прямо с выставки попала в Люксембургский парижский музей. Еще при жизни художник увидит свои картины в Лувре и в Национальной галерее Лондона.
Первая мировая война принесла в семью художника новые испытания: два его старших сына были тяжело ранены, супруга тяжело заболела. Она очень долго скрывала от мужа свой недуг, не желая волновать его. Её часы были сочтены. Огюста в инвалидном кресле привезли попрощаться. Художник очень долго смотрел на ту, с которой прожил в счастье и согласии тридцать пять лет, быстро поцеловал и попросил отвезти его в мастерскую. На мольберте был закреплен не оконченный натюрморт...Ренуар плакал и резкими броскими мазками писал розы...Алина Шариго ушла из жизни 27 июня 1915 года, но мастер не прервал своей работы...
Свою супругу художник переживет почти на четыре года, продолжая писать картины до самого своего последнего дня. Совершенно невероятный урок мужества и удивительной любви к жизни. Идти вперед вопреки всему, а не умирать от бесполезной жалости к себе. Какая великая сила духа. Этот художник не позволял боли отнять у него самое главное - желание видеть и чувствовать красоту этого мира.
По мере того как его тело истощалось, душа в нем, казалось, постоянно становилась сильнее и выражала себя с более лучезарной легкостью. Анри Матисс
И удивительно, что внутри себя самого, он не расстался с Алиной Шариго. Ренуар вспоминал её каждый вечер. Он просил подкатить свое инвалидную коляску к уютному креслу жены и тихо говорил о ней, найдя для себя собеседника. Сыновья узнали о матери больше после её смерти, чем при жизни. Мы всегда говорим о тех, кого любим, кто живет в нашем сердце и не важно в каком мире - земном или небесном. Они просто есть. Они всегда с нами. Они рядом.
Свой земной путь удивительный художник Пьер-Огюст Ренуар окончил 3 декабря 1919 года. Его организм уже не справился с пневмонией. Ренуару было 78 лет и картина "Натюрморт с анемонами" стала его последней работой - яркой и жизнеутверждающей.
Пьер-Огюст Ренуар стал самым солнечным и ярким художником-импрессионистом. Всю свою жизнь он искренне восхищался первозданной природой, любовался детьми и молодыми девушками. В жизни ему пришлось многое испытать, только в его работах вы не найдете даже легкого намека на невзгоды, только свет и радость. Истинный живописец счастья! Удивительный и неповторимый!
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))