Здравствуйте, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, подписчики и гости канала!
Июль для многих пора отдыха , оздоровления, туризма и развлечений, а вот для школы – это горячая пора. «Как!» – воскликнете Вы, почему, ведь сейчас время отпусков? Ан нет, сейчас идёт приём первоклассников, которые желают учиться не по месту жительства, формируется рейтинг девятиклассников для зачисления в десятый класс и подводятся итоги государственных экзаменов. А тут уже и рукой подать до подготовки к приёму школы. Тут подкрасить, там подремонтировать и всё тщательно помыть – тоже святая обязанность педагогов. Да и чиновники не оставляют школу без пригляда.
Педагогическое сообщество просто бурлит от летних инициатив около школьных чиновников. Мало нам аттестаций, анализов ВПР и прочих развлекух, так ещё и проверку придумали – тестирование для проверки знаний методики, психологии и прочих необходимых для учителей компетенций! А то ведь почему-то уровень образования падает, выпускники никак не выпускаются разносторонне развитыми. Вот и будут выяснять!
Хотя , чиновникам и так всё ясно, раз экзаменовать педагогов собрались. Конечно, это они виноваты – ленивые, глупые и некомпетентные учителя.
А давайте действительно подумаем, почему ученики стали массово хуже учиться, пишут с ошибками, считать не умеют, устные предметы (физика, химия, история, биология), которые в советской школе были любимыми, сейчас стали самыми проблемными?
Просто приведу несколько примеров из наблюдений вокруг.
Вот буквально вчера лежу себе на пляже, на мягком песочке, любуюсь проплывающими облаками и ласковым плеском волны, но чувствую какую-то раздражающую ноту в окружающей идиллии.
Рядом расположилась молодая мама с мальчиком лет девяти. Вокруг бурлит жизнь, дети плещутся в воде, играют в бадминтон, волейбол, просто в песок закапываются или строят замки, а мальчик в это время под диктовку мамы диктант пишет. Диктант! На пляже! А мама его ещё и «мотивирует», мол, за каждую ошибку купание на 5 минут отодвигается. А на улице, на минуточку, 35° С.
Сначала пыталась не обращать внимания, но долго не выдержала, слушая стоны несчастного ребёнка. Конечно, здорово, что есть родители, которые пытаются подтянуть учёбу в каникулы, но, во-первых, всему своё место и время, во-вторых, надо сначала разобраться, в чем проблема неуспеваемости.
Предложила я маме посмотреть ошибки в диктанте, пока они с мальчиком поплавают, охладятся. Смотрю я написанное ребёнком и отмечаю, что ошибки-то не орфографические и не стилистические, а самые что ни на есть дисграфические. Вот вместо «молоко» – написал «моколо», где-то буква пропущена, конец предложения не видит.
Вернулась мама, объясняю, что ребёнок с ошибками пишет не потому, что правил не знает, а потому, что у него нарушения письменной речи из-за запущенных логопедических проблем. Ой, оказывается, маме это говорили, но она отмахивалась, с логопедом заниматься долго и нудно, лучше в жару диктанты писать и само все выправится, правда же?
К сожалению, многие родители не слышат, не хотят слышать и не слушают специалистов образовательных учреждений. Все согласны, что если сломана рука – то хоть как мотивируй, ребёнок ей работать не сможет, но почему-то иногда нет понимания, что процессы нашей психики, нервной системы так же могут быть «сломаны», и их нужно «чинить». А сегодня, школа наполняется всё больше детьми, которых сначала надо «чинить», а уж потом учить.
Для исправления учебных проблем необходимо знать, какие они!
Это, кстати, ставит и основную задачу коррекционных занятий, и выбор метода работы, например, репетитора.
Когда вы идёте за помощью к специалисту, то должны чётко понимать, какая цель будет у вашего взаимодействия, какие задачи будете решать на пути к ней.
Вот ещё пример: смотрю письменную работу восьмиклассницы, достаточно много ошибок с правилом «ться – тся». Спрашиваю: «Знаешь, как проверять написание мягкого знака в глаголах с «ться»?».
«Да, знаю», - отвечает и отбарабанивает правило.
Правило знает. Почему делает ошибки? А потому, что для применения правила надо видеть, где требуется это правило применить. Ребёнок пишет слово и срабатывают вопросы: «А как писать, «а» или «о», а здесь мягкий знак ставить или нет?». И только тогда идёт поиск правила, которое поможет на этот вопрос ответить. Соответственно, и корректирующая работа будет здесь направлена на вырабатывание навыка видеть проблемные зоны слова при письме.
Ну, навык – это наживное, а вот когда ребёнок не выучил эти правила или таблицу умножения, то здесь встают другие задачи. Репетитор, по сути, выполняет роль надсмотрщика, который заставляет что-то заучивать. Ведь вы не станете строить дом, если нет кирпичей?
Поэтому родители должны понимать, что комплекс знаний, навыков, компетенций учащегося не возможен без домашней работы (закрепления) и механического заучивания (правила, таблица умножения, термины, даты), а задача учителя – объяснить применение правил, таблицы умножения, связать даты и события, разъяснить термин.
На всю жизнь запомнила ситуацию, которая со мной произошла в четвёртом классе, и научила раз и навсегда делать уроки.
Четвёртый класс, в годы моей учёбы был как пятый сейчас, мы переходили в среднюю школу, ходили по кабинетам, учили историю, ботанику и географию и. т. д. И именно с четвёртого класса начиналось изучение иностранного языка. И вот первый месяц знакомства с английским и не только, ещё мы учились записывать домашнее задание со слов учителя. Это в началке, учитель на доске, в уголке писал задние на дом и проверял всё ли записали. Электронных журналов не было, да и сам интернет существовал только в фантастических романах., телефоны – то не в каждой квартире были, поэтому забыл записать задание, натягиваешь курточку и топаешь к ближайшему однокласснику узнавать. Очень быстро восстанавливает память.
Так вот вернёмся к иностранному, который мы героически начали учить. В один прекрасный день, учитель решил, что должны мы английский алфавит знать со всеми транскрипциями, и задал выучить наизусть, причём дал хороший промежуток – неделю. Ну мы, в большинстве, всё же ещё дети, упражнение на следующий урок записали в дневник, а задание через неделю запомнили, но только 2-3 отличника (потому и отличники были). И вот наступает день икс, учитель начинает опрос, один не знает, второй, третий… «Так, - делает тяжёлую паузу учитель,- поднимите руку, кто выучил!»
Три руки (из 40 человек, да такие классы были и при этом мухи реально громко на уроках летали).
«Все, кто не выучил остаётесь после уроков, учите, отчитываетесь мне и только тогда идёте домой» -, безапелляционно сказал учитель, и мы беспрекословно пришли после окончания уроков и сидели – учили.
Пока всё выучили, по очереди , рассказали алфавит (а кто плохо рассказал) шли доучивать, наступил вечер. До сих пор помню, как бежала домой, зная, что уже пять часов вечера, а родители приходили в шесть. Я ведь должна была сделать дома уборку и домашние задания до прихода родителей. Мама считала, что всё надо делать вовремя, днём работать (делать задание), а вечером отдыхать, заниматься домашними делами, готовится к следующему дню. Так вот, бежала я домой и больше всего боялась, что родители узнают, что меня оставили в школе из-за невыученных уроков. Влетело бы по полной программе.
Я тогда всё успела и родители не о чем не узнали. Но этот случай так меня научил, что задания любые я всегда помнила и выполняла до окончания школы.
Теперь, давайте эту же картинку нарисуем в сегодняшней школе. Учитель оставил учеников что-то доделать.
Во-первых, об этом он должен был в письменном виде и низко кланяясь предупредить всех родителей заранее (а как можно узнать заранее, что дети не выучат), и не просто предупредить, а испросить разрешения.
Если вдруг, учитель -камикадзе всё же решил провести воспитательную работу и оставил детей, уже через 10 минут будут раскалены всё телефоны у учителя, директора, а через 30 минут к школе, разъярёнными родителями будут вызваны полиция, прокуратура, МЧС, спасать детей от страшной «училки». Причём, я не сильно утрирую ситуацию.
Соответственно, что ещё может сделать учитель, чтобы заставить ребёнка запомнить эти «кирпичики» знаний, без которых невозможна система обучения - поставить оценку «2». Так и здесь, современные чиновники и родители заявляют, что эту оценку учитель ставит себе. Вот и причина снижения уровня образования!
Кстати, я поинтересовалась, как современные пятиклассники учат английский алфавит (второй язык сейчас с пятого класса). Мне учитель показала множество стихов и песен, которые они учат и поют на уроке , красивые картинки, где буквы в виде комиксов что-то изображают (в 5 классе !).
Как учат аксиомы и химические элементы в 7-8 классах я спрашивать побоялась. Картину напевания теоремы Пифагора, боюсь моя нервная система может не выдержать.
А у Вас были проблемы в школе?
Как родители контролировали выполнение домашних заданий?
Был ли у Вас репетитор?
Кто виноват в снижении качества образования? Учителя, родители, чиновники?
Подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях!
Ласкового лета и активного отдыха всем!
Ссылка на статью в газете о тестировании учителей:
Другие мои публикации на тему школы: