Определённости! Сорви все верования, наклеенные на тебя гувернантками, школами и государствами, и ты найдёшь в сердцевине человека неизгладимую правду. Рим снова захиреет и падёт, Кортес снова до основания разрушит Теночтитлан, а позже Юинг снова отправится в плаванье, Адриана снова разорвёт на куски, мы с тобой снова будем спать под корсиканскими звездами, я снова приеду в Брюгге, снова полюблю и разлюблю Еву, ты снова будешь читать это письмо, солнце снова будет остывать. Ницшеанская граммофонная пластинка. Когда она заканчивается, Старик проигрывает ее снова, в вечности вечностей.
Выбор книги. Давно смотрела на этот объёмный «интеллектуальный бестселлер». Я бы даже сказала, что долго не решалась его читать, готовилась к поистине грандиозному поглощению информации.
Связать несколько разрозненных историй в сюжете — идея не новая. Более того, смешать жанры — идея еще и ненадежная. Но я была уверена, что, несмотря на это, по всем остальным параметрам Дэвид Митчелл, его насыщенный язык, историчность и взгляд сквозь время должны меня покорить. Даже название — зыбкое, воздушное, но красивое и живое — намекает читателю, что небо у нас одно, но облаков на нем немыслимое количество, и они всегда разные.
Сюжет. Он состоит из секстета — шести историй. Каждая история разбита на две части, и повествование в книге идет последовательно: сначала от первой истории к шестой, затем от шестой к первой.
В каждой истории есть «слабый» главный герой, на долю которого незаслуженно выпадают тяжелые испытания.
1️⃣ 1849 год. Американский юрист отправляется на тихоокеанские острова для заключения торговой сделки, но подхватывает экзотическое заболевание и вынужден помогать беглому аборигену.
2️⃣ 1936 год. Выпускник Кембриджа, молодой композитор, лишившийся наследства, статуса и репутации гетеросексуала, нанимается секретарём к престарелому состоявшемуся маэстро, но вынужден бороться за свои авторские права (на написанный им секстет «Облачный атлас») и за право быть собой.
3️⃣ 1973 год. Молодая корреспондентка рядового американского журнала находит секретный отчёт и пытается остановить запуск атомного реактора, чтобы спасти континент от катастрофы, чем переходит дорогу гигантской корпорации.
4️⃣ 2012 год. Пожилой редактор выпускает книгу, которая волей случая становится бестселлером, а он превращается в богатейшего человека. Но, вынужденный рассчитываться с долгами прошлого, редактор оказывается упечённым в дом престарелых, откуда просто так не выбраться.
5️⃣ 2144 год, Нео Сеул. Официантка Сонми-451 — клон, который изготовлен для обслуживания чистокровных потребителей, становится символом революции в корпократическом мире.
6️⃣ 2321 год. Пастух-дикарь борется со своими внутренними демонами и помогает чужестранке из более развитой цивилизации отправить сигнал бедствия, который смог бы объединить оставшиеся человеческие ресурсы и восстановить мир на Земле после Крушения.
По тексту истории связаны, во-первых, родимым пятном в форме кометы на теле каждого главного героя, а во-вторых, продуктом культуры, который создаётся в предыдущей истории и становится мотивацией героя в следующей. Также есть незначительные перекрёстные связи в топонимах.
Все шесть историй относятся к разным жанрам (приключение, биография, детектив, комедия, антиутопия, постапокалипсис) и переданы в разных формах (дневник, письма, расследование, сценарий, интервью, воспоминания).
➕Богатый, ювелирный, начинённый интеллектуальностями и тонкостями язык — первое, что видит читатель, и основная причина, по которой невозможно бросить читать. Это сокровище — скелет текста.
➕А глубокие познания и изыскания автора из разных сфер и специализаций (будь то теория музыки, исторические сводки или логичное устройство вымышленной страны) — это множество косточек, суставов и соединительных тканей, благодаря которым простые истории обретают силу и шарм, становятся полновесными и солидными.
➕Много жестокости и несправедливости. Мало поглаживаний и слепых надежд. Мне нравится, ибо это реалистично. Не стоит ждать от книги эффекта поддержки. Любовные линии — второстепенные.
➕➖Дух всего произведения динамичный, остросюжетный. Герои идут против системы и преданы своим идеям больше, чем чему-либо. Читатель вечно вписывается в повороты на грани жизни и смерти. Плюс, потому что читать интересно. Минус, потому что три из шести историй попахивают боевиком (очень не люблю).
➖Мне понравился посыл о том, что душа перерождается, и наше будущее неизменно связано с прошлым, и всё не зря, и никогда не сдавайтесь... Но это настолько поверхностно и очевидно! Я объясню, почему так считаю. Каждая история — суперполноценная, начинённая деталями, образующая свой мир. Связывать между собой такие целые миры воздушными, мыслительными «облаками» — какой-то странный ход. Я, как читатель, жду от мощного профессионального автора конкретные материальные «канаты» от одной истории к другой, а получаю перерождение души и родимое пятно. В общем, я бы развязала этот секстет и дала бы отдельную жизнь каждой истории.
➖Предсказуемое геройство во всём. Если лишить язык автора ювелирности, то останется комикс. Для меня в книге нет психологической и эмоциональный глубины. Не образовалась та незримая душевная связь. Плохо считываются характеры персонажей, наверное, потому что персонажи — просто средства для перерождающейся системы.
⏳621 страница. Отвела бы на чтение неделю, а то и две. Советовала бы не спешить к развязке. Интерес как раз в том, чтобы смаковать наслоения деталей. Я же хотела проглотить книгу и преисполниться, но она, как оказалось, не проглатывается.
🎬О фильме 2012 года. Несмотря на многомиллионный бюджет, насыщенную крутую картинку, перевоплощения именитых актёров, фильм понравился мне меньше книги. Все истории рассказаны вперемешку и безбожно урезаны. Получилось супергеройское, довольно скомканное кино, не без киноляпов.