Найти тему

О чем философия Эпикура? И почему она актуальна в 21-м веке

1 год назад • 17,9K прочтений

В этой статье я расскажу самое важное, что нужно знать об эпикурействе. Это философское направление зародилось в Афинах в 4-3 веках до нашей эры. Основатель и лидер этого движения - знаменитый Эпикур.

Самый известный эпикуреец, кроме самого Эпикура - Тит Лукреций Кар. Его творчество повлияло на многих европейских писетелей и мыслителей, в том числе, на Александра Пушкина

Итак, о чем же эпикурейство? В чем специфика этой философской системы? 

Оно учит не тому, как устроен мир, хотя Эпикур - атомист, и у него есть своя теория развития материи.

Эпикурейство предлагает свой подход к тому, как нужно жить

Эпикур полагал, что “Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души”. Философ предлагает свой путь к достижению идеала, в истории оставшийся под названием “Тетрафармакон” - четверолекарствие. Цель - телесное здоровье и душевная безмятежность. И именно философия позволяет достичь этой цели.

Эпикур утверждает, что философией целесообразно заниматься в любом возрасте. Это особенно актуально сегодня, учитывая, что философия как таковая не преподается в российских школах. Отдельные элементы философии присутствуют в курсе обществознания, но этого недостаточно для хотя бы приблизительного понимания, что такое философия, и, что еще важнее, для чего она нужна.

В знаменитом письме к Менекею Эпикур раскрывает основы своей философии религии, которая имеет непосредственное отношение к вопросу о правильной счастливой жизни. Он критикует концепцию судьбы и полагает, что представление людей о богах ошибочно. Люди склонны приписывать богам человеческие свойства, в то время как истинные боги обладают двумя качествами: они бессмертны и блаженны. Все остальное, по мнению Эпикура, не более чем домыслы толпы. В реальности боги не участвуют в жизни людей, им просто нет до этого дела. Поскольку Эпикур отрицал общепринятых богов, его считали безбожником, хотя даже по этому фрагменту письма видно, что он признавал существование богов. Он лишь полагал, что боги обладают иными качествами, и обосновывал это в рамках своей концепции.

Важная часть этики Эпикура - его отношение к смерти. Человек, который боится смерти, считает ее чем-то ужасным, не сможет быть свободным и, как следствие, счастливым. И Эпикур освобождает своих последователей от этого страха: он говорит, что “смерть для нас - ничто, ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений”. Более того, подобное отношение к смерти делает человека более счастливым: если он не боится смерти, то и в жизни для него нет ничего страшного. При этом жажда смерти - другая крайность, Эпикур отвергает и ее!

Эпикурейский мудрец смеется над судьбой. Он не цепляется за жизнь, а наслаждается ею. Он стремится к тому, чтобы прожить жизнь с максимальным наслаждением. Слово “наслаждение” многие понимали неправильно, отсюда представление об эпикурейцах как о примитивных любителях плотских удовольствий. Но, как видно из текста, в реальности все гораздо сложнее. Под наслаждением Эпикур понимает свободу от страданий тела и от смятений души. “Сладкою нашу жизнь делает трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения поселяющие великую тревогу в душе”. 

Бывают наслаждения, которых следует избегать, бывает боль, которую нужно предпочесть. Подход Эпикура - крайне рациональный: человеку следует соизмерять полезное и неполезное, чтобы достичь оптимального результата.

И в этом свете неудивительно, что величайшее из благ, по Эпикуру - разумение. Он считает, что именно отсюда происходят все остальные добродетели. То есть, жить счастливо (сладко) - значит, жить в соответствии с разумом. И тезисы, высказываемые Эпикуром, крайне рациональны. Например, он полагает, что голодному человеку хлеб и вода способны доставить колоссальное наслаждение. Если не страдать от того, чего нет, простая пища может приносить удовольствие - не меньшее, чем роскошные блюда.

Итак, счастья, по мнению Эпикура, можно достичь, если жить в соответствии с Тетрафармаконом. Тетрафармакон в переводе - четверолекарство. В приведенном фрагменте присутствуют все 4 аспекта этого “лекарства”.

  1. Не следует бояться богов.
  2. Не следует бояться смерти.
  3. Благо легко исполнимо и достижимо.
  4. Зло легко преодолимо.

Если стоицизм учит смирению и безразличию, то для Эпикура центральная категория - свобода. Причем, не только свобода в негативном понимании - свобода от страха перед богами и смертью; но и свобода в позитивном смысле, свобода как возможность достигать счастья, действовать в своих интересах. Эпикурейство учит тому, что наслаждения можно добиваться разными путями, среди которых потребление материальных благ - далеко не на первом месте. Принцип “живи неприметно” предполагает, что можно достичь счастья через маленькие радости, не попадая в ловушку властолюбия.

Современному представителю западной цивилизации не помешало бы научиться извлекать наслаждение из дружеской беседы, рассуждения. Эпикурейская этика акцентирует внимание именно на этом, и вполне успешно выполняет основную функцию философии по Эпикуру - изгоняет болезни из души.

Вопреки распространенному мнению, философия сегодня - отнюдь не набор пустых бессодержательных разговоров. Люди, как и прежде, стремятся к наилучшей жизни, и не только в материальном плане. 

Ссылка на мой Ютуб-канал, где вы сможете найти более 140 тематических роликов, посвященных религии и атеизму.