Английская компания Joseph Lucas & Son (позднее – Joseph Lucas Ltd), о продукции которой, хранящейся в коллекции Веломузея, я уже неоднократно рассказывал, в 1896 году начала производство нового типа масляного велосипедного фонаря, которому было суждено стать эталоном надежности и удобства на многие годы – различные версии ламп подобного дизайна выпускались до 1940 года.
Довольно компактный фонарик сложной формы первоначально получил коммерческое название «Silver King of the Road». Надо сказать, что фирма Lucas давала одинаковые или похожие названия последовательно сменявшим друг друга моделям дамп, так что в этих моделях легко запутаться. (Например, название «King of the Road» получила первая лампа для высококолесных велосипедов, производство которой началось в 1879 году, а позднее под этим именем продавались наиболее роскошные фонари Lucas. Для удобства все модели фирмы имели номера и под ними фигурировали в торговых каталогах. Беда только в том, что не на всех лампах эти номера размещались, так что для простого потребителя возможность путаницы все равно сохранялась.) В 1898 году была представлена модель «New Holophote» чуть более крупного размера. Позже появились модели «Petroleum Silver King» и «King of the Road» той же характерной формы. Поздние лампы уже были рассчитаны на использование керосина, а не масла, в качестве топлива.
Новинка имела совершенно необыкновенный и сложный для своего времени дизайн – резервуар для топлива в форме призмы, конический корпус рефлектора с развитым «грибком» вентиляции. Вся верхняя часть фонаря откидывалась вперед на петле, давая удобный доступ к горелке. Лампа имела зеркальный отражатель, который вкупе с линзой прекрасно фокусировал свет на дороге. На боковых поверхностях корпуса имелось два окошка, закрытых цветными стеклами, игравших роль «габаритных огней». Одно из окошек также открывалось, позволяя спичкой зажечь фонарь. Сила пламени регулировалась традиционным колесиком сбоку. Лампа оснащалась подпружиненным пантографом, исключавшим потухание от тряски на плохой дороге. Фонарик вешался на стандартный велосипедный фонарный крюк.
Лампа оказалась очень удачной – она была компактной, хорошо светила, не требовала особенного обслуживания т была очень крепкой – благодаря сложной форме все элементы лампы, спаянные и склепанные между собой, хорошо противостояли ударам при падениях.
Фонари такой формы пользовались огромной популярностью по всему миру, в том числе и в Российской Империи. Некоторые производители выпускали велосипедные фонари, подражающие конструкции ламп Lucas, но скопировать их не могли, так как форма корпуса была защищена патентом. В годы Первой Мировой войны лампы Lucas «Petroleum Silver King» массово закупались не только для британских самокатчиков, но и для военных велосипедистов других армий Антанты, в том числе и Русской Императорской Армии. Армейские фонари отличались характерной оливковой окраской корпуса.
В коллекции Веломузея хранится шесть ламп Lucas такой формы разных лет выпуска и под различными коммерческими названиями.
Посмотрите публикации, посвященные продукции фирмы Lucas, представленной в коллекции Веломузея: