69K подписчиков

«Прикосновение» - вещь не для слабонервных

20K прочитали

Этот фильм с первых же сцен и даже кадров вызывает леденящий ужас и держит в этом состоянии до последнего момента. Соседка обнаруживает мёpтвую молодую женщину Ольгу с пoрезанными венами и задушенного подушкой ребёнка. Крупным планом – лицо Ольги (Елена Метёлкина, наша Нийя и Полина). Сполохи, косые тени, полумгла, наползающая жуть.

Cоседка обнаруживает задyшенного ребёнка... Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.
Cоседка обнаруживает задyшенного ребёнка... Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.

Так начинается фильм «Прикосновение» (1992) Альберта Мкртчяна. Затем нам кажется, что будет типичный милицейский детектив – приехавший следователь Крутицкий решает, что здесь – криминальная история, а записка, что мы, дескать, уходим, в лучший мир – всего лишь инсценировка. Однако женатый возлюбленный Ольги что-то говорит о «прикосновении» к некоей тайне и умоляет Крутицкого закрыть дело.

Поначалу это кажется типичной милицейской киноисторией. Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.
Поначалу это кажется типичной милицейской киноисторией. Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.

А потом... любовник сам вeшается. Тут нет ничего, укладывающегося в рамки Уголовного Кодекса – тут действует сам потусторонний мир. Познакомившись с Мариной младшей сестрой Ольги (Марьяна Полтева) следователь выслушивает, как ему кажется, тонны бреда – о том, что к ним всем является их покойный отец – Мальцев и умоляет перейти в загробные миры. Мол, жизнь – это ад, и «за чертой» всех ждёт отдохновение.

Их звали в лучшие миры... Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.
Их звали в лучшие миры... Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.

Здравый реалист Крутицкий воспринимает всё, как дурь или попытку скрыть преступления, пока тот Мальцев, завёрнутый в саван, не является к следователю. Да, наиболее жутко смотрится фото этого отца семейства, Мальцева, при том, что актёр Андрей Дударенко, «сыгравший» роль мертвеца, ни разу не появившись в кадрах, по жизни имел самую обычную внешность, без малейшего налёта инферно.

Возлюбленный Ольги говорит о некоем прикосновении. Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.
Возлюбленный Ольги говорит о некоем прикосновении. Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.

Вообще, суть настоящего хоррора – нагнать ужаса обыденными деталями, а когда зрителя пугают Годзиллами, инопланетной слизью да червями размером с кошку – это красивая халтура. Пощекотать нервы, не более. А здесь так сняли обычную фотографию, что она кажется убивающей сама по себе. Особенно, когда камера надвигается на неё под тревожную музыку. Примерно так снимал и Альфред Хичкок – без спецэффектов.

Но вернёмся к «Прикосновению». Что характерно, тот Мальцев не был ни ведьмаком, ни мистиком. Вся жуть в том, что перед нами – обычный советский человек, технарь, погибший при попытке предотвратить аварию на комбинате. В этом – тоже суть. В обычности! Следователь Крутицкий влюбляется в Марину, женится на ней, принимает её дочь, полагая, что сможет уберечь их от Мальцева и ранней смерти.

Марина, младшая дочь Мальцева... Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.
Марина, младшая дочь Мальцева... Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.

Больше того, он заключает с Мальцевым своеобразный договор - тот просит следователя никогда не говорить фразу: «Жизнь прекрасна и удивительна». Ещё одна жуткая сцена, когда Мальцев говорит с Крутицким посредством железнодорожного мегафона. Вроде бы опять – ничего такого, просто реплики, но всё сделано так пугающе, что после этой сцены хочется вырубить фильм.

В финале все они погибнут. Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.
В финале все они погибнут. Кадр из фильма «Прикосновение» (1992). Скриншот.

Однако все попытки оказываются тщетны – следователь случайно нарушает условия договора - он любит жизнь и восклицает запретные слова, потому и Марина с дочерью погибают, а сам Крутицкий стреляет себе в висок, предварительно застрелив своего верного пса. А ещё здесь важен антураж – серый, безрадостный мир поздне-перестроечного полураспада, когда всё летело в пропасть… Безнадёга и тупик.

Zina KorZina (c)

  • В тему: