Согласно «Повести временных лет», принятию христианства предшествовало «испытание вер». Летописец сообщал о выборе будущей веры – к князю прибыли послы из Булгарии (ислам), Хазарии (иудаизм), Рима (католичество) и Византии (православие), и каждый говорил о плюсах и минусах своей конфессии. Это сообщение является легендой, однако исследователи считают, что она отражала реальную историческую действительность. Так или иначе, в 987 или 988 году крещение принял сначала сам Владимир в Херсонесе, вместе с тем киевский князь женился на сестре действующих византийских императоров-соправителей. Спустя некоторое время православные священники, присланные из Константинополя, крестили жителей Киева, после чего обряды были совершены и в других городах Древней Руси. Обращение часто сопровождалось недовольством местного населения и волхвов, не стремившимся порывать с язычеством. На протяжении последующих десятилетий на Руси будут вспыхивать восстания, возглавляемые волхвами, впрочем, безуспешные.
Интересные факты:
Владимир уже к тому времени был крещёным в Корсуни. Он решил привести к истинной вере и весь свой народ. Летопись описывает, как это происходило: сначала Владимир сокрушил в Киеве всех языческих идолов, а вечером того же дня приказал, чтобы утром все жители города явились на берега Днепра и его притока — Почайны.
Не все сразу приняли новую веру. Дружинникам князя приходилось мечом крушить идолов, а словом убеждать язычников, порой и заставлять. Так, жители Ростова и Мурома сопротивлялись христианству до XII века — просто изгоняли из своих городов присланных к ним епископов.
Крещение Руси затянулось на несколько столетий. Ростов был крещён только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Православие ускорило развитие Руси. Византия в X веке была одним из локомотивов развития культуры и архитектуры. Именно благодаря такому выбору, Русь получила в своё распоряжение достижения самой сложной и развитой цивилизации своего времени.
После Крещения язычество и поклонение старым богам жило в народе ещё несколько веков. Сохранились и произведения богословов, где духовные лица выделяют целую группу людей, называя их «двоеверами».