Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! С уникальностью красноярского «Енисея» Вы в первой части интервью уже познакомились, теперь пришло время ближе узнать карьерный путь Яны Даций, увидеть картинку волейбольного взросления. За прошедшие четыре с половиной года после дебюта в Суперлиге рядом с Яной обычно были старшие по возрасту и опытные коллеги-конкуренты, но теперь Даций сама становится старшим и более опытным партнером на своей позиции.
Из второй части интервью мы узнаем, почему либеро «Енисея» выбрала специальность судебного эксперта, по каким критериям определяет результат мини-матча с либеро соперников, когда узнала, что волейбол – тоже профессия, и просто познакомимся с обычными бытовыми ситуациями из жизни профессиональной волейболистки.
Смущение перед чемпионкой мира
-За кем то из либеро следили в начале карьеры?
-Да. Мне особенно нравилась игра Екатерины Улановой и Анны Подкопаевой. За ними наблюдала внимательно.
-Ваше появление в основном составе пришлось на выступление в «Енисее» Светланы Крючковой. Успели с двукратной чемпионкой мира потренироваться?
-Поиграть и потренироваться – нет. Но пообщаться удалось. Хотя мне проявить инициативу было непросто. Долго настраивалась.
-Настолько авторитет Крючковой смущал?
-Конечно. Такая личность, с такими заслугами! Основной состав «Енисея» тренировался после нас, была возможность чуть-чуть поговорить, но я нес первого раза решилась подойти к ней. Я стеснительная, потому в таких ситуациях долго раздумываю, как все сделать, как заговорить. Дня три собиралась, наконец подошла, попросила уделить мне время для общения. Светлана отреагировала очень адекватно, мы договорились, что встретимся на матче мужского «Енисея». Там – во доме спорта Михаила Дворкина и пообщались.
-Что обсуждали?
-Запомнились ее слова про самонастрой либеро. Крючкова сказала, что надо ставить себе в матче задачу соревноваться с коллегой по амплуа из другой команды. Лучше принимать, чем соперник, больше мячей в защите поднять, надежней страховать. С тех пор всегда перед матчем освежаю в памяти, кто у соперника либеро, какие имеет сильные стороны – и настраиваюсь на индивидуальное противостояние.
Испытание «Сахалином»
-С кем сейчас оно для вас наиболее принципиально?
-Я внимательно за игрой Анны Подкопаевой слежу, на соперничество с ней по-особенному настраиваюсь. Перед матчами с ее командой у меня и волнительное ожидание, и трепет, и большой интерес. Наблюдала за ней еще с тех пор, когда в СШОР занималась. В прошлом сезоне после домашнего матча с «Динамо» подошла к Подкопаевой, вместе сфотографировались.
-После матчей статистику тоже изучаете в формате индивидуального противостояния?
-Конечно, и так тоже. Всегда прошу нашего статистика Николая Владимировича Вахрушева присылать мне все статистические данные по матчам и видеонарезки моей игры. Потом сижу, пересматриваю, изучаю.
-По каким критериям определяете – удалось ли в мини-матче превзойти либеро соперника?
-Главное все-таки – игра и результат нашей команды. А свою игру оцениваю и сравниваю с либеро другой команды, когда получаю от Николая Владимировича все цифры. У него подсчитано все – прием, защита, передачи, доводка доигровочных мячей, по каждому элементу выставлена оценка. По сопернику тоже у нашего статистика все данные есть, можно сопоставить. Плюс – мое субъективное мнение после просмотра видео. Но это почти никогда с цифрами не совпадает. По видео мне моя игра может понравиться, кажется, что и статистика должна это подтверждать, но смотришь на цифры – а они показывают совсем другое (Смеется).
-Каким запомнился дебют в основном составе?
-Это был сезон 2019-2020 - вместе с Крючковой тогда у нас либеро была Анастасия Пестова, она сейчас в «Ленинградке». Меня в основной состав только в следующем сезоне взяли, но формально дебютировала я еще тогда, в 2019 году. Забавная ситуация случилась. Обе основные либеро травмировались, на эту позицию перевели Женю Щеглову и меня привлекли. Дебютный матч был на Сахалине - я тогда только на игру в защите выходила.
-Эмоции били через край?
-А я тогда переволноваться не успела. Меня ж внезапно поставили перед фактом: «едешь с основным составом». Собралась, поехала. Впечатлил, конечно, уровень волейбола – он в Суперлиге совсем другой по сравнению с молодежной лигой. Намного выше скорости, намного сильнее удары, это хорошо чувствуется. Впечатлила сила удара нападающих «Сахалина». Мне казалось, такие поднять невозможно – мяч камнем врезался в площадку! Но дебютный матч стал только эпизодом, основной моей командой оставалась молодежка.
В игровой форме по улице
-Когда Вас перевели в «основу»?
-В следующее межсезонье. Тогда волнение и появилось. Даже эмоциональная взбучка(Улыбается). Ехала на сбор, переживала очень – я ж тогда в основном составе еще не знала никого, а мне с ними теперь тренироваться надо постоянно. Повезло с коллективом. Маша Фролова, Ира Филиштинская – они намного старше меня, поиграли на самом высоком уровне, относились ко мне внимательно, терпимо, с пониманием, что я только начинаю и у меня много вопросов. Но когда начался сезон, параллельно продолжала играть за молодежку.
-Зачем это было надо?
-Требовался опыт, который я там получала. В основном составе меня в прием не ставили, играла только в защите – а в молодежном практиковала и прием. Еще очень хотелось помочь девчонкам, особенно в сложных принципиальных матчах, поэтому мы с Соней Писаревской тогда совмещали. Несколько раз день матчей в Красноярске совпадал, разница была несколько часов – и мы после игры за молодежный состав бежали во дворец на матч основного, бежали уже переодетые, в форме. Даже такое было(Смеется).
-Что оказалось самым сложным в волейбольном смысле после перехода в основной состав?
-Все было сложным, начиная с коммуникаций. Почти все игроки намного старше меня, кому-то уже около 30 лет, кому то за 30. Думала, как влиться в незнакомый коллектив, волновалась. На площадке тоже сложно пришлось. Все было новым – тренер, игровая схема, требования, партнеры, конечно. Почувствовала, что привыкаю уже перед сезоном, когда два сбора прошла. Привыкать иногда было больно в прямом смысле –мяч и в лицо прилетал, и в уши. Но ничего – терпела.
-Как воспринимали знаменитых соперниц из больших команд?
-С большим волнением, даже страх возникал! Беспокоилась – как же я играть против таких мастеров буду, как удары такой силы поднимать. Даже сейчас, уже спустя четыре года, бурные предматчевые эмоции остались. Но сейчас это уже больше трепет от ожидания матча, тогда же бывало страшновато.
Из нападения в либеро
-Вернемся еще чуть назад. Когда тренеры определили Вам амплуа либеро?
-Только перед приходом в молодежный состав «Енисея» из СШОР (спортивная школа олимпийского резерва), это школа при клубе – я туда в 16 лет попала, к Андрею Федоровичу Петрову. Там начала на позиции либеро играть постоянно. Хотя до этого сопротивлялась.
-Что смущало?
-Мне нравилась моя позиция – доигровщика. Я небольшого роста (169 сантиметров), с детства в команде всегда была одной из самых маленьких - но прыгала хорошо. Хотелось и дальше забивать, нравилось постоянно играть у сетки – а вот меняться на задней линии, как либеро, не нравилось(Смеется). Это еще в обычной школе, до СШОР. Тренер Инна Васильевна Толщина долго меня сменить амплуа призывала: «Давай в либеро, давай в либеро». Но я тогда значения ее словам не придавала, даже не знала, что это за амплуа. А тренер смотрела вперед: мне ж вырастать высокой было не в кого, поэтому для Инны Васильевны определить мое будущее амплуа, наверное, оказалось просто (Улыбается).
-Кстати, как далекие от спорта люди реагируют, когда узнают, что Вы волейболистка?
-Часто удивляются. Оглядывают меня: «А как играешь? Волейболистки же высокие, а ты – нет».
-Родители со спортом связаны?
-Нет. Папа занимался лыжами, но непрофессионально. Мама тоже со спортом не связана.
-Чьей идеей было отдать Вас в волейбол?
-Мама искала для меня занятие на лето, потому что не с кем было оставить – все работали. А я была как юла – постоянно хотелось куда-то бежать, где-то энергию выплескивать. Мне тогда 5 или 6 лет было, еще до школы. В школе, куда я потом пошла, была волейбольная секция, девочки летом в лагерь ездили. Меня туда и отправили с ними. Поехала в лагерь со старшими девочками, тогда волейбол для меня и начался. Каких-то сложных упражнений через сетку еще не давали, но с мячом сразу что-то делать пыталась.
-В чемпионате города до перехода в группу подготовки «Енисея» играли?
-Да. За свою школу до 15-16 лет играла в чемпионате Красноярска, даже в первенстве края успела выступить. Кстати, и там играла еще в атаке, с ростом (на тот момент) 166 сантиметров. Я вместе с еще одной девочкой была самой маленькой в команде - но все равно нападала (Улыбается).
Удивилась, когда узнала, что за волейбол еще и платят
-Помните размер своей первой волейбольной зарплаты?
-Это еще не зарплата была даже, а вроде суточные назывались. В месяц в общей сложности около 10 тысяч платили. Тогда то это и стало для меня открытием, я подумала: «ооо, здесь еще и платят!?». А сейчас этому однокурсники удивляются, у нас иногда забавные диалоги случаются. Когда между лекциями отправляюсь на тренировку, говорю им: «Я пошла на работу». – «А где работаешь»? – «Так тренируюсь, играю». –«Это понятно, а работаешь то где»?(Смеется)
-В какой момент почувствовали себя на новом финансовом уровне?
-Прекрасно помню этот момент. Мы были на сборах, первых моих сборах в основном составе «Енисея», и прислали зарплату. Мне тогда 19 лет исполнилось. Когда пришла смс о зачислении денег, я глазам не поверила! Был шок! Сумма не трехзначная, но для меня очень большая, особенно после зарплаты в молодежной команде. Долго всматривалась в монитор телефона – не показалось ли. Потом узнавала, не ошибка ли, точно ли мне эта сумма полагается.
-Вы учитесь на судебного эксперта, редкий случай для действующего спортсмена. Когда поступали в институт, были сомнения, что станете профессиональной волейболисткой?
-А я только в молодежной лиге узнала, что за здесь еще и деньги платят(Улыбается). До этого думала, что все игроки совмещают волейбол с какой-то работой. Со мной волейбол всю жизнь, это мое любимое занятие, мне казалось, другие тоже играют, потому что нравится – а профессия у них какая-то другая. Поэтому изначально собиралась поступать в ВУЗ и получать специальность.
-Но почему судебный эксперт?
-Мне почему-то всегда хотелось какое-то такое образование получить. Если бы не спорт, я бы поступила в Академию МВД.
-Чем спорт помешал?
-Там после поступления нужно было в казарме жить, девочкам тоже. Тренироваться бы не отпускали. Поэтому пришлось выбирать что-то другое, посвободнее. На юриста не хотелось, это мне казалось обыденным. А вот когда увидела, что еще и специальность судебного эксперта есть, подумала: это для меня.
Свобода в личной жизни
-Вы говорили, что были стеснительной. Это и сейчас осталось.
-Да.
-А как стеснительность в волейболе проявляется?
-За время в основном составе «Енисея» уже адаптировалась к профессиональному волейболу, к тому, что новые люди постоянно появляются. Но такое у меня воспитание – я всегда скромной была. Скромной и осталась.
-Но как это вяжется с эмоциональным вулканом матчей?
-В игре, конечно, всякое случается, какая уж там деликатность(Улыбается). Бывают и пикировки, недопонимания. Но специально никогда не ругаюсь. В матче или на тренировки с девочками «закуситься» иногда можем, но все это остается на площадке. За ее пределы никогда не переношу.
-Тренировки, разъезды, матчи, учеба на дневном отделении. В этом режиме время на личную жизнь остается, на знакомство с молодыми людьми?
-А мне пока и не хочется знакомств, дополнительного общения. Раз общения не хочется, то я и не знакомлюсь, я свободна. Весь год на волейболе сосредоточена, возможно, это у меня профессиональная деформация (Улыбается). Сезон закончился, отпуск наступил – а я с удовольствием ходила в зал, тренировалась. Я свободна, и мне это сейчас нравится.
Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если уже заждались следующего интервью, то обязательно подписались!