Поговорим о самостоятельности

312 прочитали

 По материалам Дефектология Проф.  Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако, у каждого свое представление об этом качестве.

По материалам Дефектология Проф.

Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако, у каждого свое представление об этом качестве.

Что такое самостоятельность?

  • инициативность — способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;
  • ответственность — готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а также осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;
  • уверенность в своих силах и адекватная самооценка;
  • умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

По сути, наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребенка — чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительным образом сказывается на учебе, дружбе, семейных отношениях и карьере в будущем.

Почему ребенок растет несамостоятельным?

Чаще всего причина несамостоятельности ребенка кроется в поведении его родителей. Именно родители делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе душит детскую инициативность и ответственность в зародыше. Вот эти причины:

  1. Чрезмерный контроль: диктовать ребенку его действия удобно — это экономит массу времени, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Он растет прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо сам не в состоянии.
  2. Гиперопека: в страхе за здоровье и будущее ребенка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач — от самообслуживания до выбора друзей. Ребенок привыкает, что за него все делают другие, и оказывается не готов ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.
  3. Завышенные ожидания: когда родители ждут определенных достижений, при этом не придавая значения промежуточным успехам. В отсутствие стимула (похвалы) ребенок теряет мотивацию, не осознает ценность своих ежедневных усилий и маленьких побед, его самооценка стремительно падает.
  4. Неготовность принять взросление ребенка: некоторым родителям нелегко смириться с тем, что ребенок может иметь свое — отличное от их — мнение, они стремятся оградить его от ошибок, которые им очевидны, запрещая те или иные вещи. Это провоцирует конфликты, и если верх в них одерживают родители, ребенок теряет уверенность в себе и контроль над собственной жизнью.

Это общие причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность. На практике в быту это проявляется в таких вещах:

  • родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;
  • привыкли излишне перестраховываться: не оставляют ребенка дома одного, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т. д.;
  • живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка»;
  • не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.

Воспитание самостоятельности — это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать этого вовремя, в будущем ребенок едва ли:

  • достигнет успеха в карьере, поскольку не сможет отстоять свое профессиональное мнение в коллективе и перед начальством;
  • сможет взять ответственность за свою семью и детей, потому что у него отсутствует этот навык;
  • будет рисковать, стремиться к переменам, так как испытывает страх перед неизведанным и не уверен в своих силах.

Этапы формирования самостоятельности у детей

Самостоятельность — это своего рода инстинкт, который заложен в нас природой, чтобы обеспечить выживание вида. Впервые он проявляется уже в возрасте 1.5-2 лет, когда у ребенка начинается период «Я сам». С этого возраста важно поощрять проявления самостоятельности, при необходимости — мягко подталкивать ребенка к выполнению определенных действий

1,5-3 года

Этот период сопровождается приобретением основных навыков самообслуживания: ребенок учится самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и т. д. Он очень любознателен, стремится к познанию окружающего мира. Важно поддержать его во всех начинаниях, стараясь предоставить ему максимум свободы, при этом не забывая о мерах безопасности.

3-5 лет

Непростой возраст, когда ребенок начинает ощущать себя независимой от родителей (как ему кажется) личностью. Потребность быть самостоятельным в этом возрасте очень высока: ребенок старается «нащупать» границы дозволенного, спорит с родителями по любому поводу, пытается доказать свою правоту, даже если сам понимает, что неправ. Не все родители бывают готовы к такому поведению, и нередко «убивают» самостоятельность своих детей родительским авторитетом. К 5 годам ребенок:

  • самостоятельно убирает в своей комнате (собирает игрушки, заправляет кровать, складывает вещи в шкаф);
  • участвует в уборке дома (вытирает пыль, расставляет вещи по местам);
  • помогает в готовке еды – выполняет несложные поручения под присмотром родителей (смазать форму маслом, добавить муки в тесто, смешать салат и т. д.);
  • наливает себе воду или сок из пакета или бутылки;
  • заботится о питомце (способен накормить и убрать за домашним животным).

В возрасте 3-5 лет у детей формируется сценарий, по которому они в дальнейшем будут выстраивать свою жизнь: характер взаимоотношений с людьми, поведение в критических ситуациях и т. д. Психологические травмы этого периода — то, к чему ребенок будет возвращаться в течение всей своей жизни. Задача родителей — минимизировать эти травмы и сформировать прочный жизненный фундамент, который даст ребенку хороший старт в жизни.

6-12 лет

С поступлением в школу у ребенка появляется новая зона ответственности — учеба. Постепенно он приобретает навыки планирования своего времени, учится отвечать за свои вещи в школе и при подготовке к ней (собрать портфель, взять форму для физкультуры и т. д.). Это период, когда ребенок еще привязан к родителям, но уже вполне самостоятелен сам по себе. К 12 годам он:

  • самостоятельно выполняет домашние задания;
  • имеет свои домашние обязанности наряду со взрослыми (выносит мусор, полноценно убирает в своей комнате, может купить продукты и т. д.);
  • следит за чистотой своей одежды, своевременно относит вещи в стирку без напоминания родителей;
  • ухаживает за питомцем (гуляет, кормит, убирает без подсказок);
  • уважительно относится ко взрослым;

К началу подросткового периода ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании и учебе — ему не нужны напоминания и контроль в этих сферах.

Подростковый период 12+

Личностная самостоятельность — последний из этапов, который важно пройти вовремя. В это время необходимо предоставить ребенку больше свободы, позволить ему самому принимать решения. Если на ранних этапах родители не пресекали попытки самостоятельности ребенка, то и в пубертате с этим не должно возникнуть серьезных проблем.

Однако, конфликты с родителями в подростковом возрасте неизбежны. Существует мнение, что они обусловлены необходимостью сепарации детей от родителей для создания своих семей и рождения детей. Столетие назад к 18-20 годам человека можно было назвать взрослым: он действительно был готов создать и обеспечить семью, воспитать потомство. Сегодня же по данным Росстата среднестатистический гражданин нашей страны вступает в брак в возрасте 25-34 лет. Современные психологи объясняют это так называемой «эпидемией инфантильности» нового поколения. Именно поэтому они рекомендуют большое внимание уделять развитию навыков самостоятельности у детей.

Какие ошибки допускают родители?

  • делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, — так проще, быстрее, безопаснее, эффективнее, но губительнее для самостоятельности;
  • давать ребенку выполнить действие самостоятельно, а затем переделать его у него же на глазах — такая практика убивает желание пробовать самому в следующий раз — зачем, если мама все равно сделает намного лучше?
  • навязывать помощь и советы — таким образом ребенка лишают возможности попытаться решить проблему самому, если это происходит регулярно, этот навык так и не успевает сформироваться;
  • вторгаться в личное пространство ребенка: врываться без стука в комнату, наводить порядок в личных вещах, проводить ревизии карманов — подобные действия лишают ребенка чувства безопасности в собственном доме;
  • несвоевременность — несоответствие набора навыков, которые пытаются воспитать, возрасту ребенка;
  • наказывать за последствия — ругать ребенка, если его попытка проявить самостоятельность окончилась полным фиаско (разбил тарелку, испортил одежду и т. д.);
  • использовать повелительный тон в общении с ребенком — такой тон позволяет достичь послушания, но исключительно из страха, а не из-за осознания сути проблемы;
  • «спасать» в последний момент — приходить на помощь ребенку, который дотянул до последнего, делать за него работу по дому или домашнее задание, лишая его тем самым возможности ощутить последствия своей неорганизованности и лени.

Как вырастить ребенка самостоятельным?

Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.

  1. Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
  2. Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки – это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
  3. Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» — это один из принципов методики раннего развития Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
  4. Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности — это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем — только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
  5. Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
  6. Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
  7. Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.

Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам — это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль — демократичный.

Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.

Комплексные задачи



  • разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа — надеть брюки и футболку — надеть ботинки — взять портфель);
  • проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
  • заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
  • добиться полной самостоятельности

Самоорганизация

Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем — задача непростая, но важная. Самоорганизация — это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:

  • развесьте или расставьте часы по всему дому, чтобы они всегда были перед глазами у ребенка, еще лучше — купите ему наручные часы (не смарт-часы, и не смартфон — лишние функции будут отвлекать его от главного);
  • для ускорения ежедневной рутины (умывания, переодевания, завтрака) используйте таймеры или песочные часы, чтобы ребенок учился оперативно собираться в школу;
  • если у школьника трудности с ранним подъемом, можно каждое утро ставить новый сигнал будильника или записывать сообщение с подсказкой, где вы спрятали лакомство к завтраку, еще один вариант — записать его собственный голос в качестве мелодии будильника: детям нравится слушать себя в записи, это ускорит пробуждение и сделает подъем легче.

Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.

************

Возможно, немного чересчур кое-где и кое в чём. Но большинством правил большинство родителей пользуется интуитивно.