Найти в Дзене
Геокарты

Населенные пункты астраханских, волгоградских татар или татары на юге России.

На юге России проживают несколько групп татар: карагаши, юртовские, кундровские, алабугатские, булгаринские, волгоградские, каракалпакские, бастанские, гребенские татары. Астраханские татары - это этнотерриториальная группа татар, проживающая в основном в Нижнем Поволжье. Делятся на юртовских, кундровских и алабугатских татар, и на карагашей. Язык татарский. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. Верующие астраханские татары – мусульмане-сунниты. Большинство совремнных татарских лингвистов относят язык астраханских татар к единому говору (астраханскому) среднего диалекта татарского языка с подговорами. В этническом формировании астраханских татар изначально определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда, а с XVII века поволжско-приуральские татары, с началом переселения которых усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских татар с волго-уральскими. В начале XX века пово

На юге России проживают несколько групп татар: карагаши, юртовские, кундровские, алабугатские, булгаринские, волгоградские, каракалпакские, бастанские, гребенские татары.

Астраханские татары - это этнотерриториальная группа татар, проживающая в основном в Нижнем Поволжье. Делятся на юртовских, кундровских и алабугатских татар, и на карагашей. Язык татарский. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. Верующие астраханские татары – мусульмане-сунниты. Большинство совремнных татарских лингвистов относят язык астраханских татар к единому говору (астраханскому) среднего диалекта татарского языка с подговорами.

В этническом формировании астраханских татар изначально определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда, а с XVII века поволжско-приуральские татары, с началом переселения которых усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских татар с волго-уральскими. В начале XX века поволжские татары составляли более 1/3 общей численности местного татарского населения. Влияние шло как через духовенство, так и через личное общение: смешанные браки, поселение отдельных семей средневолжских татар в астраханских аулах. Во второй половине XIX – начале XX века астраханские татары вместе с поволжско-приуральскими и сибирскими татарами образовали единую татарскую нацию. И на сегодняшний день, лишь часть карагашей определяют себя ногайцами.

Карагаши — этнографическая подгруппа астраханских татар, проживающая на территории Астраханской области. Являются потомками кубанских и пятигорских ногайцев, которые переселились на Нижнюю Волгу в 1740-х годах и оказались под культурным влиянием татар и казахов. В быту пользуются карагашским языком. Говорят также на литературном ногайском, татарском, казахском и русском языках. Компактно проживают к северо-востоку от Астрахани. В рамках политики унификации малых народов с 1926 года в переписях карагаши записывались татарами, преподавание в школах, как и до революции, велось на татарском языке. С 1964 — на русском языке. С конца 1990-х годов у карагашей идёт процесс возрождения ногайской культуры, который в последнее время сводится лишь агитациями записаться ногайцами перед переписями населения. При этом сохраняется тесная связь с татарским культурным ареалом, особенно в городской местности, то есть можно говорить не о смене, а о расширении культурного поля карагашей. Браки между карагашами и татарами не воспринимаются как смешанные как внутри карагашской общности, так и у татар и у окружающих народов. В селе Малый Арал (1) наблюдаются ассимиляция казахами. Одной из проблем современных карагашей стала разработка газового месторождения в районе их компактного проживания, создавшая необходимость их переселения с 2010-х годов из санитарно-защитной зоны Астраханского газового комплекса, в основном города, и как следствие ускорение ассимиляции. Так практически опустели села Куянлы, Подчалык, Айсапай, Бузан-разъезд, Вятское, Староурусовка (светлые оттенки).

Зеленые НП - с преобладанием казанских и касимовских татар, синие - мишар, оранжевые - карагашей, розовые - юртовских, сиреневый - кундровских татар. Синий оттенок - волгоградский говор, зеленый - бастанский и караклпакский говоры, розовый, светло-сиреневый и оранжевый оттенки - астраханский говор с подговорами (юртовским, алабугатским, карагашским).
Зеленые НП - с преобладанием казанских и касимовских татар, синие - мишар, оранжевые - карагашей, розовые - юртовских, сиреневый - кундровских татар. Синий оттенок - волгоградский говор, зеленый - бастанский и караклпакский говоры, розовый, светло-сиреневый и оранжевый оттенки - астраханский говор с подговорами (юртовским, алабугатским, карагашским).

Юртовские татары — наиболее урбанизированная этногруппа астраханских татар, уже начиная с XVI века юртовские татары противопоставляли себя кочевым ногайцам, в их среде ярко выражена культурно-языковая ориентация на казанских татар, но осознание своего отличия от остальных татар фиксируется у них сохраняющимся самоназванием «нугай» или «ногай-татар». Юртовские татары представлены населением города Астрахани и пригородной зоны, в рамках переписи определяют себя татарами. На этнокультурное развитие юртовских татар сильное влияние оказали поволжско-приуральские татары, которые начали селиться в их селах с XVI века. Фонетически язык юртовских татар в результате контактов в целом ближе к казанско-татарскому языку, в то время как грамматические особенности, характерные для ногайского ареала, сохраняются. Практически во всех школах юртовских татар возобновлено и ведется преподавание татарского языка, в отличие от школ в карагашских селах, в которых в 1990-х татарский был заменен на ногайский при поддержке КЧР и ногайских активистов, однако уже вскоре республика перестала выделять деньги на обновление учебников по госстандартам и к 2020 году, во всех школах, где татарский язык заменили на ногайский, преподавание ногайского языка, даже факультативно, перестало вестись.

Кундровские татары  — этнографическая группа в составе астраханских татар, проживающая в селе Тулугановка (2) Володарского района Астраханской области, в переписях указывают себя татарами. Кундровские татары представляют собой переходную форму между юртовскими татарами и карагашами, и в этнографическом отношении представляют собой самостоятельную этнические групу бывших ногайцев, испытавших влияние юртовских татар, с присущим языковым и этнографическим особенностями. Язык кундровских татар является переходным между юртовским и карагашским языком с преобладанием черт, свойственных первому. Кундровцы также говорят и на литературном татарском языке.

Алабугатские татары — этническая группа в составе астраханских татар. Характеризуются дисперсным расселением и культурно-языковой близостью к казанским татарам. Компактно проживают в Лаганском районе Республики Калмыкия — в селе Северное (3) или Мангут (в переводе с калмыцкого татар), пос. Улан-Хол (4), небольшими группами городе Лагань и вместе с поволжскими татарами и в селах Зензели (5) и Янго-Аскер (6) Астраханской области. Алабугатские татары сформировались в XVIII веке в результате контактов и смешения ногайцев, юртовских татар, казахов, казанских татар, мишар, калмыков и туркмен. Во второй половине XIX века кочевали на побережье Каспийского моря. В XX веке осели, образовав два селения. В быту перешли на татарский язык, при этом сохранили самосознание «ногай».

В селе Ново-Булгары (7) Икрянинского района Астраханской области проживают булгаринские татары. Село было основано в 1918 году бежавшими от голода казанскими татарами и татарами-мишарями из Поволжья. Позже в него переехало некоторое количество юртовско-татарских и поволжско-татарских семей из сёл Наримановского района. Язык булгаринских татар относится к волгоградскому говору мишарского диалекта татарского языка, хотя он ближе к собственно казанскому диалекту татарского, и испытал влияние географически ближайшего соседа - языка юртовских татар.

Волгоградскими татарами я условно назвал татар - носителей волгоградского говора западного (мишарского) диалекта татарского языка, с большим влиянием казанского диалекта. Основная их часть проживает на юге Волгоградской области и в приграничных районах Астраханской области. В основном волгоградские татары - переселенцы-мишари из Среднего Поволжья (пензенские, симбирские и другие) на территорию современной Волгоградской области, откуда они позже селились к астраханским и казанским татарам, или же основывали новые населенные пункты на юге Астраханской области, куда уже к ним переселялись и казанские и астраханские татары. Таким образом, в формировании волгоградских татар участвовали и казанские и астраханские татары. А село Малые Чапурники (8) было основано не только пензенскими мишарями, но и крещеными казанскими татарами, а последние в 1905 году вернулись в мусульманскую веру.

На севере Астраханской области находится село Каменный Яр (9), который был основан чувашами, позже туда переселились казанские татары, мордва, русские. Татарами данного села была основано село Линейное (10), и несколько хуторов вокруг села (Казачий, Сотенный, Средний), но ныне уже несуществующих. А село Лятошинка (11) было основано украинцами, после Кавказской войны к ним переселили ногайцев, но украинцы покинули село, и их место заняли кузнецкие и саратовские (алтатинские) мишари. Потомки которых основали село Новокучергановка (12), рядом с селом казанских и касимовских татар Кучергановка.

Также в Ставрополье, в селе Куликовы-Копани (13) проживают бастанские татары из села Бастаново Рязанской области, язык - бастанский говор среднего диалекта татарского языка. А соседнее село Малый Барханчак (14) было основано казанскими и астраханскими татарами, позже туда переселились мишари.

В станице Гребенская Чеченской Республике, в Татарской слободе, проживают гребенские татары численностью около 600 человек, стабильно составляя около 10% населения с момента их переселения из крепости Кизляр, после ее ликвидации. Гребенские татары - это казанские татары, которые с 1730-х годов служили в Гребенском казачьем войске. Испытали влияние местных кумыков и ногайцев. Имеются местный татарский культурный центр и своя мечеть.

А на северо-востоке Волгоградской (Палласовский, Старополтавский районы (15)) и Астраханской (около озера Баскунчак (16) в Ахтубинском районе) областей и в приграничных районах Казахстана (Бокейординский и Жанибекский районы Западно-Казахстанской области) - татары-каракалпаки, которые не имеют никакого отношения к каракалпакам приаралья, а являются поволжскими татарами. Предки каракалпаков - военнослужащие казанские татары с приграничья нынешнего Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области, в конце 18 века бежали в Букеевскую Орду от Царской службы и для "маскировки" именовали себя каракалпакми и несли военную службу в Орде. Позже из-за конфликта с ордой в 1810-х годах были вынуждены переселиться на территорию современного проживания, часть из них в середине 19 века переселилась к астраханским татарам (в основном в село Биштюбинка, Солянка (17)), а вместо них в Букеевскую Орду были приглашены волгоградские мишари, которые уже через пару лет переселились к татар-каракалпакам, а также на юг Астраханской губернии, образовав ряд селений: Янго-Аскер (6), Камыш-Бурун (18), ныне часть города Нефтекумск. Многие татары-караклапаки трёхъязычные - кроме татарского знают русский и казахские языки, и под влиянием казахского языка у них формировался отдельный говор (татар-каракалпакский) казанского диалекта.

-2

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.