Найти тему

ВСТРЕТИТЬСЯ СО СВОИМ ТАЛАНТОМ…

14 и 15 июля Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит премьеру спектакля «Полярная болезнь» по пьесе современного драматурга Марии Малухиной. В разгар репетиций удалось побеседовать с режиссером постановки - АНДРЕЕМ СИДЕЛЬНИКОВЫМ

Как произошла встреча с пьесой, с автором?

Я много читал пьес в рамках Независимого фестиваля драматургии «Любимовка», а потом меня пригласили на читку «Полярная болезнь» в Челябинск, где «заболел» этой пьесой. На первый взгляд, материал предполагает камерное пространство (сумки, автобус, три женщины…), но

мне хотелось показать эту бесконечность, куда отправляются героини. Бытовое подробное существование в автобусе - и вдруг открывается другое пространство: оно параллельное, в котором есть боги севера, духи севера. И это, конечно, не реальность, а наши сны, наши страхи, наше подсознание в некотором роде.

А полярная болезнь действительно существует – это не фигура речи. Я говорил об этом и с автором пьесы – Марией Малухиной. Северное сияние, научно доказано, обладает какими-то сверхчастотами, влияющими на определенных людей – в основном, на женщин. Почему героиня Валентина вдруг выбегает из автобуса и бежит навстречу северному сиянию? - у нее внутренний сбой программы, она куда-то бежит, что-то ей привиделось….

Когда я принес Виктору Абрамовичу Новикову несколько пьес на выбор, он выбрал именно эту. Не знаю, почему он сделал такой выбор, но понимаю, что значит эта пьеса для меня: это гимн женщинам 90-х. Это низкий поклон и благодарность моей маме, которая вырастила трех детей. Героини пьесы – как три сестры для меня. И у каждой есть мечты. Вот одна – учительница. Она очень хорошая учительница, у нее даже клички нет. Но она вынуждена тащить эти сумки и продавать. Неужели она должна это делать? Ее мечта – съездить в Грецию, посмотреть мир, потому что она образованный человек. Но ей нужно, прежде всего, детей накормить, обучить, вырастить. Вторая девочка хочет учиться, но вынуждена спасать маму, и, попав в сложное положение, едет на заработки… Ее мечта – просто вырваться, сбежать в большой город, чтобы не видеть своих мучителей. А третья хочет заработать денег, умчаться в Турцию и там найти свою любовь…

Это их подлинные мечты. А насущная, первейшая - перепрыгнуть это время, эти страшные 90-е… Мы же с вами жили в это время – в Петербурге что происходило! А наша семья жила в это время в Белоруссии – помидоры сажали, картошку – на огородах с утра до позднего вечера работали, чтобы перезимовать.

Как вы думаете, зритель примет спектакль?

Если говорить про зрителя, честно скажу – не знаю. Захотят ли вообще зрители эту тему сейчас («Зачем нам про 90-е? Зачем вы снова нам напоминаете?»), когда всё поменялось? Пьеса в некотором смысле бессюжетная, но мне было интересно читать с актерами. Но, несмотря на черные 90-е, в пьесе есть свет. Если «зацепим», если удастся что-то затронуть там, внутри, то зритель примет спектакль. Когда у нас была читка в Челябинске, я слышал, как зал «дышал», прямо-таки слышал реакцию. Потом подходили люди, говорили: так это ж про нас! Отдача такая случилась, что я не ожидал. Не пустота, а боль этих женщин, заложенная в пьесе, передалась зрителям. А кто всё решает – боги, время? – это остается «за кадром».

Очень интересно придумал визуальный ряд художник Анвар Гумаров, всех богов - наш художник по костюмам Мария Лукка. Финал у нас тоже открытый: у автора едет машина, всех спасает… У меня еще есть свой финал: все актеры выходят как оркестр и играют на воображаемых инструментах – такой небесный оркестр - как воплощение того, какая жизнь должна была быть у них… А зритель сам сочинит свой финал, но для меня важно то, что герои были созданы играть в оркестре, а прожили совсем другую жизнь….

То есть не встретились со своим талантом….

Да, как вы правильно заметили – не встретились со своим талантом. И прожили не свою жизнь, о которой мечтали, а ту, которую им подкинуло время.

Каждый раз – новый спектакль. Не страшно?

Страшно… но…

Когда занимаешься своей работой – уходит необходимость что-то кому-то доказывать, уходят страхи. Особенно когда занимаешься работой, которая тебе нравится. Я себе сказал: Андрей, ты все равно можешь сделать только то, что можешь ты. В данный отрезок, с этими людьми. Конечно, я всё равно буду волноваться и доказывать. Но у каждого – свой путь, и у меня тоже.

Что в этой пьесе главное? Какая главная мысль, сверхзадача вашего спектакля?

Этим девочкам я все-таки посоветовал оставаться на своем месте - как бы тяжело ни было. Поймать в одну секунду птицу счастья или обмануть жизнь – не получится… Невозможно просто так взять и перепрыгнуть кусок жизни.

Наши героини приняли решение, пусть даже неправильное: одна перестала быть учителем, другая сбежала от проблем, бросив маму, третья – продала всё и потеряла всё. Они всё поняли в конце, что «птицы счастья» нет, но смогли объединиться втроём, помогая друг другу, чтобы оставаться людьми. И финал спектакля, как мне кажется, это не кара, а свет понимания себя, чужой жизни, этого мира.

Какого зрителя вы ждете?

Мы ждем неравнодушного зрителя. Который хочет ЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Не удовольствие получать, а чувствовать, понимать жизнь, понимать, что все мы люди.

Материал подготовила С.Володина