Аниме давно покорило мир. Но какие из многочисленных тайтлов обязательно стоит посмотреть? Опросили 18 аниме-критиков и видеоэссеистов, а также одного известного рэпера-анимешника, чтобы математически точно определить 25 лучших аниме-сериалов. А недооцененные жемчужины ищите в индивидуальных топах участников опроса.
Достоевский и Ницше, переведенные на язык аниме. Детектив L ищет серийного убийцу, школьника Лайта Ягами, на которого с неба свалилась тетрадь смерти, после чего тот возомнил, что он не тварь дрожащая, а право имеет. Впрочем, несмотря на явные отсылки к «Преступлению и наказанию», «Тетрадь смерти» выглядит не только как оммаж русской литературе, но и как «Записки о Шерлоке Холмсе», концептуально рассказанные с точки зрения преступного гения Мориарти.
Триган» — уникальный сплав спагетти-вестерна, паропанка и слэпстика. «Дюна» поколения X, где брошенный на пустынной планете Пол Атрейдес получает вместо статуса мессии кольт 45-го калибра, ретроградную амнезию и репутацию разрушителя городов. Классика жанра из тех ностальгических времен, когда сценаристы аниме, взявшись за популярную мангу, еще не боялись переписать каждую страницу, исправить каждый недостаток, смешать физическую комедию Бастера Китона и трогательный хиппи-пацифизм.
Миру пришел конец из-за глобальной войны, и на земле осталась лишь горстка людей. В их числе — две девочки, путешествующие по разрушенным городам на вездеходе в поисках еды. Постапокалиптический tranche de vie («ломтик жизни») о том, что спасение — в ближнем, в чудо стоит верить, а морализаторство не нужно.
Экстраординарная работа в жанре военной космооперы. Благодаря кропотливой проработке Вселенной и огромному количеству персонажей, «Легенду о героях Галактики» можно сравнить с романом-эпопеей «Война и мир». Но есть и небольшой минус: после увлекательных философских дискуссий персонажей этого сериала тяжело воспринимать любую современную научную фантастику, ведь шедевры такого уровня встречаются нечасто.
Вы наверняка натыкались на мемы с анимешными двухметровыми метросексуалами с огромной бицухой и в вырвиглазных шмотках. Знакомьтесь, это «ДжоДжо», или же «ЖиЖа», как тайтл любяще называют фанаты, — эпос про крутые драки, семью, дружбу и бешеные майндгеймы. Безудержный пафос, юмор на грани фола и правила игры, меняющиеся каждый сезон вместе с набором главных героев, — залог бесконечной популярности этого фееричного шоу.
Что может быть более чистым воплощением юности в кино, чем школьная история любви под неумолкающий ни на минуту инди-рок? Правильно, та же самая история, но в которой кульминация — и по совместительству метафора пубертата — становится невероятно динамично анимированным превращением школьника в гигантского робота. Как и наша юность, магия «FLCL» неповторима — что доказывают нелепые попытки снять продолжение сериала, отправив космическую следовательницу раскрепощать все новых и новых школьников, нарисованных во все более плоской технике.
Криминальная комедия «Люпен III» — это первое аниме, созданное для взрослой аудитории и добравшееся до телевидения. Эксперимент прошел не совсем гладко: первые серии, снятые Масааки Осуми, с их взрослыми темами и мрачной атмосферой, в течение сезона эволюционировали в нечто вроде семейного ситкома, причем к перевоплощению приложили руку не кто-то, а будущие основатели студии Ghibli Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.
Восхитительно тревожный хоррор-альманах о неупокоенных душах, нарисованный так, будто на дворе был не 2007-й, а 1970-е. А может быть, даже XIX век. Размывая грань между прошлым и настоящим, авторы (среди которых сценарист «Экспериментов Лэйн» Тиаки Конака) подводят к перекрестку цивилизационного и мистического, где обязательно обнаружится разрыв шаблона — и невинная жертва.
Аниме, оказавшее огромное влияние на целое поколение анимешников во всем мире, в том числе и в России. Две сотни эпизодов, объединивших жанры махо-сёдзё (приключения девочек-волшебниц) и сэнтай (сражение команды героев с монстрами). Но в сериале важна не только фантастическая часть. В нем с большим теплом изображена повседневная жизнь девочек-подростков, которые становятся невероятно близки зрителям. За такое сочетание жанров мы и любим аниме.
Вампир Алукард состоит на службе у Королевского ордена протестантских рыцарей и противостоит всякой нечисти. Вскоре к нему присоединится новообращенная полицейская Виктория Серас. Если вы ищете аниме с пушками побольше, то «Хеллсинг» — лучшее предложение из возможных, не зря же автор оригинальной манги Кота Хирано назвал оружие главных героев «космическими стволами с миллионами снарядов». А еще «Хеллсинг» — не только стильный готический боевик, но и западающая в душу история дружбы киллера-упыря и девушки; эдакий вампирский «Леон».
Вторая экранизация стимпанк-манги Хирому Аракавы, на сей раз близкая к тексту первоисточника. Братья Элрик неудачно попытались воскресить мать: старший лишился конечностей, а младший остался без всего тела, с духом, заключенным в стальные доспехи. Однако сериал не завязан только на трагедии Элриков, его сюжет масштабней. Несмотря на то что авторка рассказывает про вымышленные войны и нетерпимость несуществующих рас, для пущей достоверности она все равно общалась с реальными беженцами и ветеранами. Результат — одновременно и зрелищный экшен, и роман взросления с сильным социальным подтекстом.
Аниме, которое убедительно продемонстрировало, как обаятельную школьную комедию можно сплавить с хардкорной научной фантастикой. Изобретательность и бескомпромиссность «Меланхолии» поражает и сегодня: проиллюстрировать сюжет о петле во времени восемью почти одинаковыми эпизодами не решился бы даже Дэвид Линч.
Мальчик теряет отца и становится воином-мстителем — героем сказа о викингах, их жертвах и врагах. Сцены проносятся сквозь брызги крови и слез, хрустят отрубленными головами королей и британским снегом под ногами убийц. Но в какой-то момент этот экшен о мести и падении меняет свой нрав, превращаясь в философскую сагу о диалектике раба и господина, смысле жизни и границах человечности.
Туалетный юмор вперемешку с катарсическими способами решить подростковые проблемы. Это аниме может стать кислородной маской — как для зрителей школьного возраста (ваш покорный ручается за это на основе собственных воспоминаний), так и для людей профессии Онидзуки (супруга-педагог не даст соврать).
Один из лучших психологических триллеров и детективов в истории аниме. Уникальность этого сериала в том, что смотрится он скорее не как аниме, а как первоклассный европейский детектив с налетом мистики. И это тот редкий случай, когда аниме можно без потерь адаптировать в обычный сериал с живыми актерами — одно время это даже планировал сделать хоррор-режиссер Гильермо дель Торо. И это был бы отличный выбор, ведь это депрессивная, тягучая, экзистенциальная история про поиски серийного убийцы с шокирующими сюжетными поворотами.
Одновременно образцовый аниме-сериал про гигантских роботов и один из самых необычных представителей жанра. Больше всего он напоминает спор детей во дворе. «А у меня робот размером с город!» — «А меня с планету!» — «А у меня с Галактику!!!» Покрутить пальцем у виска не получается: магическим образом авторский азарт передается и тебе. Возможно, потому, что бесстыдная абсурдность «Гуррен-Лаганна» держится на лихой анимации, запоминающихся героях и на удивление неглупом сценарии.
Комедия про школьниц, рисующих любительское аниме, — нечто большее, чем пижонство культового режиссера Масааки Юасы. Его персонажи-непоседы и альбатросовые полеты фантазии — все это прекрасно, но ожидаемо. Гораздо интереснее, как «Руки прочь от кинокружка!» подстегивает вдохновение зрителя. Если после просмотра очнетесь с идеей для манги или аниме — не удивляйтесь, так и задумано.
Ван-Пис» заимствует невинность «Могучего Атома», эпичность «Драконьего жемчуга», но при этом привносит в жанр боевого фэнтези для мальчиков (сёнэн) что-то очень личное и сумасшедшее. В этом аниме, ознаменовавшем наступление нового века, есть элементы едва ли не каждого жанра — от приключений и комедии до драмы и хоррора. На пути к мечте пираты Соломенной Шляпы проходят через множество бед — как личных, так и глобальных, что делает «Ван-Пис» настоящей энциклопедией человеческой натуры.
Единственный, увы, сериал великого мечтателя Сатоси Кона. В тринадцать серий психологического триллера он сумел уместить огромное количество идей разной степени безумия и соткать из них уникальное полотно, в котором смешное соседствует со страшным, а сюрреализм — с реализмом. Пожалуй, именно «Агент» дает самое полное представление о Коне как авторе.
Аниме-версия «Дня сурка», рассказывающая о студентах (четыре с половиной татами — стандартная площадь тесной студенческой комнатушки). В каждой серии герой пытается сблизиться с однокурсницей и попадает в дикие приключения, выбирая очередной клуб по интересам, но в конце концов возвращается к Первому сентября первого курса. Выдающимся этот сериал делает экспрессионистская постановка Масааки Юасы: поп-артовые персонажи бегают, прыгают и выражают эмоции не лицами, а сразу всем телом, как Багз Банни и Том с Джерри. Вот оно — универсальное поэтическое воплощение самой молодости.
Неповторимое по атмосфере видение будущего глобальной паутины — самое замороченное киберпанк-аниме из 1990-х. В «Лэйн» вымышленная глобальная сеть The Wired — это настоящая утопия человеческой коммуникации, полноценная надреальность, приглашающая к тотальной оцифровке всех чувств. Фокус в том, что для нас это будущее уже стало настоящим. Потерялись ли мы в цифровом лабиринте, как Лэйн? Появились ли у нас новые цифровые боги? Честно отвечать на эти вопросы может быть слишком страшно.
Идеальный пример того, как магия фэнтези-анимации не сводится к бюджету, размаху, количеству вымышленных рас и причудливых видов оружия. «Берсерк» на девяносто процентов придерживался средневекового реализма, а ключевые сражения изображал статичными кадрами, полагаясь на зрительское воображение. Зато выверенная драматургия «из грязи в князи» и живые, полные психологических противоречий герои приковывали внимание железной цепью. В конце концов кульминация с черным ритуалом, жестоким предательством и пришествием демонов производила такой травматический эффект, что отойти от него не смог никто.
Международный хит, который вряд ли нуждается в представлении. У «Атаки титанов» множество слагаемых успеха: это и понятный западным зрителям европейский сеттинг, и жанр (социальная фантастика вперемешку с постапокалиптикой), и герои, смахивающие на Человеков-пауков. Но главное достоинство сериала — его сатирический (в духе «Звездного десанта») заряд и политическая злободневность. Не верите? Просто посмотрите на то, что происходит в Израиле, с которого отчасти срисована Элдия.
Пик постмодернизма в аниме: боевик, в котором сражения гигантских биороботов против зловещих библейских ангелов бьют рекорды зрелищности, при этом герои-школьники не супергеройствуют, а страдают от ПТСР, плачут, депрессуют и убегают от реальности. К моменту, когда все заканчивается абстрактным двухсерийным видеоэссе о таинственном проекте эволюции человечества, сомнений в том, что перед зрителем не обычный мультик о роботах и подростках, а вечная экзистенциальная история о бессилии и одиночестве, не останется даже у аниме-скептиков.
Уже на первых тактах композиции «Tank!» в заставке становится кристально ясно: ты вот-вот посмотришь что-то невообразимо крутое. И сериал, мягко говоря, не подводит. Выразительная смесь из космической фантастики, вестерна и нуара нашла ключик к западной аудитории и стала важной вехой на пути японской анимации к международной популярности. А блюзовая пронзительность позволила «Ковбою Бибопу» остаться не только в истории поп-культуры, но и в наших сердечках.