Ох уж этот Герман Оскарович Греф — специалист буквально во всём, даже в том, в чём он совсем не разбирается! В навыках, например.
Помнится, несколько лет назад Герман Оскарович, выступая перед директорами школ Московской области, говорил: «Нам нужна не школа знаний, а школа навыков». Он подчёркивал, что учить надо не знаниям, а навыкам, среди которых выделял четыре «мягких навыка» — «4 К» (чуть позже поясним, что это такое). Этого бреда он набрался на Западе.
Открою маленький секрет для неспециалистов: навыкам не учат, навыки формируют, так как навык — это автоматизированное умение. Но Герман Оскарович этого не знал, когда победно расхаживал по сцене и специалистам формулировал ересь. И вот с Запада, откуда наш Герман Оскарович почерпнул эту ересь, постучали… Читаем новость.
«Мягкие навыки» = низкий интеллект!
Психологи Университета Северной Дакоты сказали страшное! Оказывается, обладатели хороших soft skills часто немножко не умные. А умные люди частенько не душа-парни. Я честно попытался найти оригинал этой статьи, но Северная Дакота – это такая дыра, что даже Ли Чайлд отправил своего Ричера только в Южную.
И тем не менее, рациональное звено в этом всём есть. Soft skills напрямую связаны с отделами мозга отвечающими за социальные вопросы (управлять, подчиняться, требовать справедливости на своём уровне иерархии), сексуальностью и размножением. Научное, инженерное, исследовательское поведение – это совсем другие программы.
Наверное, можно найти чемпиона по тяжёлой атлетике, который сносно играет в шахматы. Но большинство тяжелоатлетов-чемпионов не играют в шахматы. И наоборот. А вот найти чемпиона шахматиста и чемпиона штангиста в одном лице – очень маловероятно.
Именно поэтому, если HR в первую очередь ищут чемпионов по soft skills, то нанимают они скорее всего не тех сотрудников. А вот если нацеливаться на отличного специалиста со средне-достаточными навыками коммуникации, то результаты найма будут гораздо лучше.
Источник. https://t.me/tailwindstrategy/351
Ни в утверждениях Грефа, ни в полученном опровержении американских учёных не ищите много смысла или хоть немного педагогической науки потому, что тот же Греф по ходу дела менял терминологию своего «учения», когда оно подверглось моей критике, а может быть, и ещё чьей-то. На эту тему мне довелось написать несколько статей. Вот выдержка из одной из них.
Герман Греф меняет терминологию, рассуждая про «мягкие навыки»
Говоря о «мягких навыках», академик РАО Виктор Болотов упомянул известного экобанкира в интервью «Тупая» память больше не нужна, всегда можно «погуглить»:
«Я знаю как минимум пять списков этих навыков. Наиболее известный в России список, который иногда называют «список Грефа». В него входят сотрудничество (кооперация), коммуникация, критическое мышление, креативное мышление». (23.07.2018)
Нам про эти самые «4 К» говорили три года назад чуть ли не из каждого утюга. Из ВШЭ, из РАНХиГС и контор помельче. Подавалось это как большая наука, которой до сих пор, к сожалению, не было в России, но вот и до нас докатилась благая весть.
Очень скоро я нашёл новую мудрость в иностранной методичке, обложку и оглавление которой неустанно пропагандирую.
Здесь вы видите адресатов методики «обучения навыкам», а в оглавлении — те самые «4К». В то время и сам Г. Греф в выступлениях перед работниками образования говорил, что нам нужна не школа знаний, а школа навыков, что школа должна обучать этим навыкам (если кто не в курсе, то навыкам не обучают, навыки формируются в работе). Видимо, кто-то довёл до сведения «кого надо» удивительное совпадение «4 К» из «списка Грефа» с «4 К» из зарубежной методички.
В новом интервью Г. Греф меняет терминологию. У него уже не четыре навыка, а только три: когнитивные навыки, социальные навыки и эмоциональный интеллект.
Подробнее: https://dzen.ru/a/YQP5aPcy9y7hNfKO
И опять никакой науки, так как чуть выше мышление «специалисты» называли навыком, а теперь навыком они назвали ещё и интеллект. Это всё равно как «красный стол» определять как «стул красного цвета». Даже до сих пор неловко, что академик РАО Виктор Болотов транслировал благоглупости Германа Оскаровича.
Прошло несколько лет после того как «специалист в педагогике», видимо считающий, что учить и лечить может каждый, внёс свой «вклад» в педагогическую науку России, точнее, в науку оболванивания новых поколений российских школьников.
И вот теперь, оттуда, откуда он нахватался своих «мягких навыков», сообщили, что это всё бред сивой кобылы. Поздравляем Германа Оскаровича. А своих российских специалистов он не слушал, так как тут действует известное правило: «Я начальник — ты дурак».