Крупные маркетплейсы начинают предлагать своим клиентам не только традиционные товары, но и летательные аппараты. Ozon объявил о начале продаж легкомоторных самолетов российского производства с ценами, стартующими от 9 миллионов рублей. Производители рассчитывают, что это нововведение поможет повысить интерес к малой авиации. Однако эксперты полагают, что основными покупателями станут компании, специализирующиеся на авиахимработах. Массовый спрос же останется ограниченным из-за региональных запретов на полеты, нехватки аэродромов и высоких затрат на обслуживание самолетов.
Ozon предлагает самолеты российского производства
Представитель Ozon сообщил, что на момент запуска в продаже будет доступно шесть моделей самолетов. Это пять моделей СП-30 от Первого ОКБ (Таганрог), стоимость которых начинается от 9,7 миллиона рублей, и один двухместный самолет-амфибия Borey (Borey Aircraft, Самара) по цене 15 миллионов рублей. В дальнейшем Ozon планирует расширить линейку, добавив летательные аппараты для туризма и экстремального спорта.
Просто как купить автомобиль
Покупка легкомоторного самолета на Ozon будет аналогична приобретению автомобиля. Клиент оплачивает самолет банковской картой и выбирает время и место доставки. После заключения договора купли-продажи, продавец подает документы для передачи права собственности в Росавиацию. Затем самолет доставляется в указанное место в сроки, согласованные с покупателем. Покупателю следует заблаговременно обеспечить наличие аэродрома для базирования самолета.
Производственные возможности и каналы продаж первого ОКБ
Заместитель генерального директора по продажам и маркетингу Первого ОКБ Артем Кочергин рассказал, что их завод в Таганроге ежегодно производит от 12 до 15 самолетов модели СП-30. При увеличении спроса предприятие готово нарастить выпуск до 48 самолетов в год и более. Ранее основными каналами продаж были собственный сайт, специализированные авиационные порталы и участие в авиавыставках. Согласно словам Кочергина, с 2021 года растет количество покупок СП-30 для личных нужд, туризма и деловых перелетов. Санкции на поставку западной авиатехники спровоцировали рост интереса к российским моделям. Выход на маркетплейсы, по мнению специалистов Первого ОКБ, поможет привлечь новых клиентов.
Авиационная химия и экономические аргументы
Исполнительный директор Ассоциации авиаработ Вадим Цыганаш отметил, что компании, предоставляющие услуги авиахимработ, традиционно используют отечественную технику из-за ее более низкой стоимости обслуживания. В сегменте сверхлегкой авиации до 495 кг широко распространены модели «Бекас» и СП-30. В категории до 5,7 тонны популярны Cessna, Air Tractor и Ан-2. Однако покупка подержанной Cessna сейчас стоит 15–20 тысяч долларов, что экономически невыгодно для этого сегмента. Из примерно 800 легких самолетов, используемых в РФ, менее 300 — это Cessna, в основном применяемые в лесоохране.
Беспилотники, наиболее экономичные в эксплуатации, активно используются для защиты малых полей, но для удобрения больших площадей требуется самолет, подчеркнул Цыганаш. Сверхлегкая авиация оказывается наиболее эффективным решением для авиахимработ. Наземная техника обходится в 2,5% валовой стоимости зерна, или 300–400 рублей на гектар, а авиационная обработка — до 1%, или 250 рублей на гектар. Эксперт считает, что спрос со стороны компаний, занимающихся авиахимработами, будет стабильным, так как парк техники нуждается в регулярном обновлении.
Производители легких воздушных судов в РФ
Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев отметил, что в России сейчас менее десяти производителей сверхлегких воздушных судов, готовых поставлять технику на рынок. Детенышев считает, что выход на маркетплейсы станет хорошим шагом для производителей в плане продвижения. Однако массового интереса со стороны частных покупателей он не ожидает.
Получите бесплатный доступ к системе Техэксперт на 7 дней
Оставайтесь с нами в соц сетях!
https://t.me/info_tehexpert
https://vk.com/infotehexpert