Увлекательное расследование о том, что там происходит в кулуарах янтарного производства раскроет вам все секреты этого невероятного драгоценного материала!
Драгоценные читатели канала давно открыли для себя множество тайн янтаря, а в этой публикации иы с вами откроем самые сокровенные секреты, но, самое главное, полюбуемся замечательными янтарными украшениями.
Небольшая справка, которую могут пропустить те, кто знаком с янтарем очень близко, очень лично и давно
Янтарь — это окаменевшая древесная смола. Он встречается в отложениях по всему миру и имеет разный возраст, от янтаря возрастом около 12 миллионов лет, найденного в Австралии, до самой старой известной окаменелой смолы, которой более 300 миллионов лет, но она встречается только в тонких, как волос, волокнах.
Безусловно, самые большие месторождения в мире находятся вокруг Балтийского моря. Материал из этого региона имеет возраст от 30 до 50 миллионов лет.
Балтийский янтарь содержит янтарную кислоту и иногда называется «сукцинитом».
Он встречается в природе в цветах от бледно-кремового до золотистого и темно-коричневого.
Самые бледные цвета непрозрачны из-за субмикроскопических пузырьков газа в материале — чем больше пузырьков, тем бледнее и не прозрачнее материал.
Темные цвета могут быть из-за мусора внутри материала, например, остатков коры дерева или мусора с лесной подстилки.
Предисловие, к прочтению обязательно!
Строго говоря, обработка драгоценной окаменевшей смолы - янтаря - это обязательный процесс.
В сыром, необработанном виде янтарь представляет из себя, в большинстве своем вот это:
Лишь после обработки - чистки, полировки ..и других действий с материалом, о которых и пойдет речь в статье, он превращается в нечто невероятное:
Резной балтийский янтарь
А теперь перейдем к главному 😉
ОБРАБОТКА И УЛУЧШЕНИЕ БАЛТИЙСКОГО ЯНТАРЯ
Естественное выветривание янтаря приводит к тому, что поверхность темнеет из-за окисления. Это можно отчетливо увидеть на древних бусинах и резных изделиях, например, из каменного века, которые могут казаться почти красными на поверхности.
О! Древний янтарь - это что-то невероятное...Посмотрите на эти загадочные амулеты!
Римский лев из янтаря датируется I-II вв. н.э.
А вот это - загадочный амулет этрусков древнейший - 500-400 гг. до н.э.
Даже современные предметы могут показывать признаки выветривания в течение нескольких лет, в зависимости от того, как они хранятся. Это наиболее заметно на самых бледных цветах, которые темнеют до насыщенного желтого.
Янтарь обрабатывают на протяжении не менее 2000 лет!
Плиний Старший (Гай Плиний Секунд, 23–79 гг. н. э.) писал, что янтарь можно кипятить в свином или козьем жире и окрашивать органическими красителями.
Рапсовое масло на протяжении сотен лет было излюбленным средством для осветления янтаря (т. е. превращения непрозрачного янтаря в прозрачный).
Были предприняты попытки улучшить различные виды янтаря, но, за исключением балтийского янтаря, это не имело особого успеха.
Янтарь из Доминиканской Республики, например, имеет тенденцию разжижаться при помещении в автоклав, поскольку у него гораздо более низкая температура плавления, чем у балтийского янтаря.
Около 98% янтаря на рынке сегодня — это балтийский янтарь. Из этого количества чрезвычайно высокая доля была обработана или обработана для улучшения его каким-либо образом, например, для его осветления, затемнения или для создания так называемых «солнечных блесток» внутри материала.
Балтийский янтарь также восстанавливается путем прессования крошки и порошка вместе, с добавлением или без добавления искусственных наполнителей.
Количество янтаря, которое полностью восстанавливается, во многом зависит от доступности сырого янтаря. Хотя все еще существуют огромные залежи материала, его нехватка может возникнуть из-за естественных причин, таких как затопление шахт.
Другая причина восстановления материала заключается в том, что балтийский янтарь не добывается вручную, как другие виды янтаря, а извлекается из земли механическим способом или с помощью мощных струй воды. Это приводит к тому, что большая часть материала разбивается на мелкие кусочки, однако отходы минимальны из-за возможности превращения его в прессованный янтарь.
ОСВЕТЛЕНИЕ ЯНТАРЯ
Балтийский янтарь встречается с непрозрачными, полупрозрачными или прозрачными участками в одном и том же куске.
Хотя доступны натуральные цвета и непрозрачности, которые многие считают наиболее привлекательными, самой популярной разновидностью сегодня остается прозрачный материал, содержащий маленькие блестки, которые ловят свет.
Его получают, помещая куски янтаря в автоклав на несколько часов, где сочетание тепла и давления (иногда, но не всегда, в присутствии газа: азота или аргона) размягчает материал, заставляя его осветляться. Весь процесс занимает около двенадцати часов, включая повторное охлаждение.
Во время этого процесса материал сжимается , и поверхность может потемнеть. Чем дольше нагревается янтарь, тем темнее становится поверхность, пока она окончательно не станет черной.
Высокая температура дает более быстрый результат, но более рискованна.
Следует отметить, что темнеет только поверхность янтаря, и что более длительная (или более горячая) обработка приводит только к более темным цветам, а не к более глубокому проникновению цвета в янтарь.
Весь материал, который затемняется в печи, уже нарезан и частично отполирован. Он получает только окончательную легкую полировку после обработки, так как все остальное удалит потемневшую поверхность, хотя для получения балтийского янтаря с красноватым оттенком, часто называемого «вишневым янтарем», материал нагревают почти до черного цвета, а затем хорошо полируют.
А вы знали, что настоящий вишневый янтарь существует? Находят его на Дальнем Востоке!
Статья:
Но, обычно, вишневый янтарь на прилавках - это подделка! Смотрите статью:
"СОЛНЕЧНЫЕ БЛЕСТКИ"
Побочным эффектом процесса нагрева, как в автоклаве, так и в печи, является то, что он может вызвать дискоидальные трещины. Это включения «солнечных блесток», которые многие считают доказательством натурального янтаря.
Примечание:
Дискоидальные трещины могут возникать в янтаре естественным образом, но они очень редки. Они также могут быть вызваны в пластиковых имитациях янтаря, хотя тщательное исследование обычно может выявить другую структуру.
Очень медленное нагревание и охлаждение могут предотвратить появление этих трещин, но быстрое нагревание или охлаждение материала вызовет их. Если, например, материал поместить в печь при температуре 250°C, он немедленно треснет.
Процесс потемнения поверхности и возникновения трещин под напряжением не ограничивается натуральным янтарем – его можно проводить на янтаре, который был восстановлен, а трещины под напряжением можно вызывать и в пластике.
Настоящего зеленого балтийского янтаря не существует, но можно купить ювелирные изделия, содержащие материал, который выглядит зеленым.
После осветления янтаря и появления солнечных блесток кабошон обжигают с обратной стороны, зачерняя материал.
Оптическая иллюзия, возникающая в результате этого, заключается в зеленоватом оттенке янтаря, если смотреть сверху. Если смотреть на изделие сбоку, можно увидеть, что тело янтаря не изменило цвет, но по-прежнему золотистое.
О зеленом янтаре есть большая публикация:
ПРЕССОВАННЫЙ ЯНТАРЬ
Балтийский янтарь начинает размягчаться при температуре 140°C. При дальнейшем нагревании он становится мягче.
Балтийский янтарь имеет тенденцию гореть, а не плавиться
Сегодня существует множество методов прессования балтийского янтаря, и постоянно патентуются новые и усовершенствованные методы. Результаты могут быть настолько убедительными, что практически невозможно отличить прессованный материал от натурального, который только улучшил цвет и/или прозрачность.
Ранние методы прессования янтаря легче различить.
Метод, запатентованный в девятнадцатом веке, называемый методом Требича, мог производить очень чистый и однородный материал.
Хорошо известный «амбероид», который был так популярен в начале двадцатого века, был получен этим методом.
В методе Шпиллера, запатентованном примерно в то же время, куски янтаря помещались в форму, которая погружалась в горячий парафин, и применялось давление до 500 кг/см².
Это производило плоские диски, стержни или блоки прессованного материала. В этом методе, если сырые куски не были достаточно очищены, внешние поверхности каждого куска будут слегка темнеть в процессе, давая типичный рисунок красновато-коричневых полос.
Вариация процесса использует щепки разных цветов и непрозрачности, которые сплавляются вместе в блоки с использованием порошкообразного янтаря, не изменяя их цвет или прозрачность.
Результатом является характерный пятнистый, «мозаичный» рисунок. Он используется и в ювелирных изделиях, а также иногда встречается в форме чашек и блюдец или других сосудов для питья, оправленных серебром и продающихся по высоким ценам.
Он вполне непривлекателен, но это не натуральный янтарь, и говорить, что он «вырезан из одного цельного куска», было бы заблуждением.
ДОБАВКИ
Прессованный янтарь может быть изготовлен только из янтарной крошки, или он может быть изготовлен путем сварки крошки вместе с чистым порошкообразным янтарем, который размягчится и станет клейким быстрее, чем крошка.
Альтернативный метод производства — сварка крошки вместе с копалом (субфоссильной смолой), которая плавится при более низкой температуре и, таким образом, заполняет форму более эффективно, сохраняя при этом цвета янтаря.
Что такое копал? Читайте:
Еще одна возможность — добавить синтетический материал — обычно пластик — так, чтобы в результате получился композит, что сейчас и делают зачастую.
Пластик также может быть добавлен к янтарной крошке и пыли при производстве материала для экструзии.
В этом случае результат может быть очень убедительным, особенно в более бледных версиях, поскольку завихрения цвета и непрозрачности могут напоминать натуральный материал. Таким образом производятся большие количества бусин, и испытания показали, что некоторые из них содержат только около 20% янтаря, остальное — пластик и красители.
Тест с соленой водой обычно позволяет отличить фальсифицированный янтарь от чистого, но он не всегда подходит или надежен. Тщательное исследование обычно показывает, что узоры завитков неестественны.
Замечу, что обработка и улучшения янтаря не являются откровенными подделками.
Подделкам янтаря я посвящу отдельную статью, но здесь упомяну всё-таки один пример:
«Полиберн» — это старая форма имитации янтаря, но ее все еще производят. Название происходит от немецкого слова «янтарь» — «bernstein» и «полимер» или пластик.
Небольшие кусочки янтаря подвешиваются в прозрачном пластике, который затем формуется. Куски легко видны невооруженным глазом и не похожи на естественный рисунок балтийского янтаря.
Украшения с настоящим янтарем и его имитациями в статье:
ИСКУССТВЕННОЕ ОКРАШИВАНИЕ
Если янтарь был измельчен до гранул перед обработкой, можно добавить краситель, который проникнет в материал. Его также можно добавить в качестве покрытия на внешнюю сторону прозрачного янтаря.
В последние годы на рынке появился янтарь, который был искусственно окрашен, наиболее популярны зеленый или красный. Используемые методы остаются в строжайшей тайне. Некоторые из них основаны на термической обработке, в то время как другие изготавливаются из прессованного янтарного гранулята, к которому добавляется пигмент.
ТЕСТЫ
Существуют различные тесты для янтаря. Единственный, который никоим образом не является разрушительным, — это тест с соленой водой. Он заключается в растворении большого количества соли в холодной воде (до насыщения раствора) и погружении янтаря в воду. Почти все виды пластика тонут, поскольку их удельный вес (SG) выше, чем у соленой воды. У янтаря удельный вес ниже, поэтому он плавает.
Однако этот тест не может определить, был ли янтарь реконструирован, подвергнут термической обработке или поверхностно окрашен. Он также не различает янтарь и копал (субфоссальную смолу). Кроме того, он подходит только для материала, который не оправлен и не смешан с другими драгоценными материалами или металлами. Кроме того, неубедительные результаты могут быть получены с просверленными бусинами, где возможно, что большие просверленные отверстия могут задерживать воздух и таким образом помогать удерживать материал на плаву.
Другие тесты, такие как прикосновение к янтарю горячей иглой для определения его температуры плавления или его запаха, также не позволяют отличить обработанный янтарь от натурального.
Янтарь, прошедший любую форму обработки, включающую нагревание и давление, немного тверже натурального янтаря (придавая ограненным бусинам более стеклянный блеск.
Если вы дочитали статью до конца, поздравляю - вы специалист по янтарю 😉 Ну, почти 😊
Еще янтаря? Пожалуйста: