Возникновение буддизма
1. Вначале всего, буддизм является настическим учением, и поэтому ему предшествовали джайнизм и локаята. Он возник в северо-восточной части Индии, где располагались древние государства Магадха, Кошала и Личчхави, в середине I тысячелетия до н. э. Недостаток научных данных о древнем индийском обществе того времени не позволяет дать четкие ответы на многие вопросы, однако можно предположить очевидные причины возникновения и укрепления буддизма в древнеиндийском обществе.
Середина I тысячелетия до н. э. была временем острой кризиса древней ведийской религии в Индии, что привело к появлению новых неортодоксальных альтернативных учений. Эти учения создавали странствующие философы, аскеты и шраманы. Одним из них был Сиддхартха Гаутама, исторический основатель буддизма.
В это же время происходили интенсивные процессы укрепления государственной власти, что требовало повышения авторитета царей и воинов (кшатриев) в противовес брахманам. Поскольку буддизм был оппозиционным к брахманизму учением, его выбрали для укрепления власти кшатриев. В VII—XIII веках цари некоторых индийских государств перестали поддерживать буддизм, и он начал исчезать. Однако в странах, где правители продолжали покровительствовать буддизму (например, династия Пала), его расцвет продолжался.
Жизнь Будды
2. Согласно традиции, исторический Будда Сиддхартха–Гаутама родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья. После жизни в роскоши во дворце своего отца, короля Капилавасту (царство которого потом вошло в государство Магадха), Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками, в том числе выполняя практики мучения и умерщвления тела. Позднее он пришёл к выводу, что крайние формы аскетизма
(Аскетизм — это образ жизни, при котором человек ограничивает себя в удовольствиях и материальных благах.)
не ведут к освобождению от страданий, связанных с рождением и смертью, и следует находить промежуточный путь между стремлением к чувственным удовольствиям и стремлением к самоумерщвлению. Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый». Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников. В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.
Ранний буддизм
3. Согласно обычаю, ученики Будды кремировали его тело после его смерти. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой передать им частицы останков Будды. В соответствии с Махапариниббана суттой, останки были разделены на восемь равных частей и помещены в ступы - культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей останков обнаружили в 1898 году в ступе древнего города Капилаваттху, и сейчас она находится в Индийском Национальном музее в Нью-Дели. Эти ступы стали предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов. Позднее в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды, что оказалось важным для буддизма, так как здесь коренятся истоки учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая).
Правление царя Ашоки
4. Царь империи Мауриев Ашока (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после кровавой расправы над территорией Калинга на востоке Индии. Раскаиваясь, он решил построить ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам и поощрить население следовать Дхарме. Он также строил дороги и больницы по всей стране.
Буддизм начал распространяться за пределы Индии, с эмиссарами, посланными в различные страны, включая греческое царство на западе. Третий буддийский собор был проведен около 250 до н. э. в Паталипутре, где были приняты решения о примирении различных буддийских школ и организации миссионеров.
Царь Ашока также распространял буддизм в эллинистическом мире, включая Грецию. Его эмиссары были греками, что свидетельствует о широком обмене религиозными идеями между культурами того времени.
Буддизм также распространился на территории Мьянмы и Шри-Ланки под влиянием миссий царя Ашоки. В результате, буддийское искусство и учение Тхеравады стали широко распространенными в регионе. Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение впоследствии распространилось по Юго-Восточной Азии.
Преследование буддизма в государстве Шунга (II век до н. э. — I век до н. э.)
5. Династия Шунга была учреждена 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев, Брихадраты, власть захватил военачальник Пушьямитра Шунга, который был ортодоксальным брамином. Он был известен своей жестокостью в отношении буддизма, разрушая монастыри, убивая монахов и снося около 84 тысяч ступ. Он предлагал сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Множество буддийских монастырей были преобразованы в индуистские храмы, включая Наланду, Бодхгаю, Сарнатх и Матхуру.