Найти в Дзене

Несколько интересных фактов о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове

1.Его дед был крепостным, а сам он отказался от дворянского титула Егор Михайлович Чехов был крепостным крестьянином воронежского помещика Черткова. Работал он не только на земле, но и на сахарном заводе, расположенном в его родном селе Ольховатка. Чертков заметил сообразительного паренька Егора ещё в юном возрасте, приказал обучить грамоте и перевёл на завод, едва он был достроен, в 1834 году, когда Егору Михайловичу было 35 лет. Чехов оправдал его надежды – не только быстро дослужился до приказчика, но и придумал пускать отходы сахароварения на подкорм бычков, что принесло ему большую выгоду. Вырученные деньги он вложил в оборот, закупая соль и сушёную рыбу в других регионах и продавая с наценкой по возвращении. В 1841 году Чехов смог выкупить у помещика всю свою семью – жену и 6 детей. После освобождения Чехов-старший отправился в Ростов, где приписался к мещанскому сословию. У отца Чехова, Павла Егоровича, уже была своя бакалейная лавка, где будущему писателю приходилось работа

1.Его дед был крепостным, а сам он отказался от дворянского титула

Егор Михайлович Чехов был крепостным крестьянином воронежского помещика Черткова. Работал он не только на земле, но и на сахарном заводе, расположенном в его родном селе Ольховатка. Чертков заметил сообразительного паренька Егора ещё в юном возрасте, приказал обучить грамоте и перевёл на завод, едва он был достроен, в 1834 году, когда Егору Михайловичу было 35 лет. Чехов оправдал его надежды – не только быстро дослужился до приказчика, но и придумал пускать отходы сахароварения на подкорм бычков, что принесло ему большую выгоду. Вырученные деньги он вложил в оборот, закупая соль и сушёную рыбу в других регионах и продавая с наценкой по возвращении. В 1841 году Чехов смог выкупить у помещика всю свою семью – жену и 6 детей.

После освобождения Чехов-старший отправился в Ростов, где приписался к мещанскому сословию. У отца Чехова, Павла Егоровича, уже была своя бакалейная лавка, где будущему писателю приходилось работать с ранних лет. Вся семья отличалась честностью – никто из них не претендовал на большее, чем заслуживал. Когда император Николай II присвоил титул потомственного дворянина Антону Павловичу в 1899 году, Чехов отказался от этой привилегии, так же как и от звания почётного академика Российской академии наук.

Знаменитый режиссёр Станиславский, с которым Чехов был знаком по совместной театральной работе, вспоминал, как однажды в его доме писатель заметил известного в обществе мужчину. Все вокруг всегда считали этого человека очень весёлым и жизнерадостным, и только Чехова вдруг озаботило его поведение. Когда Станиславский спросил, чем же он так привлёк его внимание, писатель прямым текстом сказал, что видит человека, который наверняка собирается свести счёты с жизнью. Станиславский тогда только посмеялся, а через несколько лет узнал, что тот знакомый отравился.

Летом 1904 года врачи поняли, что надежды на выздоровление Чехова уже нет. На курорт в Германию он отправился умирать, а потому позволил супруге поехать вместе с ним. В ночь с 1 на 2 июля писатель проснулся и впервые на памяти близких людей сам велел послать за доктором. Громко заявил пришедшему врачу и супруге, что умирает, потом потребовал себе бокал шампанского, спокойно выпил, тихо лёг на левый бок и умер. Ему тогда было 44 года.

Дед писателя, Егор Михайлович Чехов
Дед писателя, Егор Михайлович Чехов

2. Он был негром

Разумеется литературным – писал за других людей, получая за это оплату, но оставаясь неизвестным. Он занимался этим целых 5 лет. Всему виной были деньги – или, скорее, их отсутствие. Чехову с юных лет пришлось научиться кормить себя самому. Его отец разорился в 1876 году и распродал всё имущество, чтобы расплатиться с кредиторами, а потом сбежал в Москву вместе с женой и младшими детьми. С тех пор Антон, который тогда ещё учился в гимназии, вынужден был сам зарабатывать на жизнь. Сначала он давал частные уроки дворянским детям, потом поступил на медфак в Москву и стал помогать врачам с пациентами.

Первая публикация случилась на первом курсе – это был сатирический рассказ в журнале «Стрекоза». После этого он быстро начал тратить свой талант на простые юмористические тексты, которые часто выходили под псевдонимами. Самый знаменитый – Антоша Чехонте – знаком нам со школы, но были ещё штук пятьдесят менее известных – Архип Индейкин, Шиллер Шекспирович Гёте, Акакий Тарантулов, Брат моего брата, Гайка № 6 и Гайка № 9, Человек без селезёнки, Василий Спиридонов Сволачев и даже просто «Некто».

Чехов в молодости

3. Сладкоежка и коллекционер марок и смешных фамилий

Чехов очень любил сладости, особенно мармелад и домашнее варенье. В детстве его мама запрещала детям есть много сладкого, поэтому Антон и его братья и сестра называли шкаф, где хранились сладости, "дорогим и многоуважаемым". Эта привычка осталась с Чеховым на всю жизнь.

Еще одним увлечением Чехова было коллекционирование забавных фамилий реальных людей. Он всегда записывал самые интересные из них и потом использовал в своих произведениях. Некоторые из этих фамилий, такие как Чимша-Гималайский в "Человеке в футляре", Свинчутка, Зевуля, Трахтенбауэр и другие, были взяты из жизни. Рассказ "Лошадиная фамилия" наилучшим образом отражает его увлечение этим хобби.

В отличие от многих его современников, Чехов был совершенно равнодушен к азартным играм. Однажды, путешествуя по Европе, он заехал в город казино Монте-Карло и даже проиграл 900 франков, но отреагировал на это с неизменным мягким юмором, заявив, что теперь у него будет, о чем рассказать внукам: "в рулетку играл и знаком с тем чувством, какое возбуждается этой игрой".

Фрагмент портрета А.П. Чехова работы И.Э.Браза (1898)
Фрагмент портрета А.П. Чехова работы И.Э.Браза (1898)

4. Он с 13 лет посещал публичные дома

Процесс разорения отца длился несколько лет, и всё это время подросток Антон оставался, по сути, без особого надзора со стороны родителей. По его собственному выражению, «все тайны жизни познал в 13 лет». Продолжал пользоваться услугами женщин с пониженной социальной ответственностью и позднее, после переезда в Москву. С возрастом стал разборчивее – принялся целенаправленно соблазнять приличных дам и в одном из писем даже похвалился, что любую понравившуюся девушку может «тарарахнуть». Антон Павлович использовал женщин не только по части физики, но и пристально наблюдал за ними, чтобы потом включить подмеченные детали в свои тексты.

Когда Чехов стал знаменитым драматургом, за ним начали охотиться поклонницы. Однако писатель к тому времени уже серьёзно болел и не откликался на их призывы. Преследовавших его на набережных Ялты огалтелых девиц он в шутку называл «антоновками».

5. Жене он тоже сочинял странные прозвища

Чехов не планировал жениться (известна его фраза «Мне было бы скучно возиться с женой») и даже писал друзьям о своих кошмарах, связанных с браком. Но затем он встретил актрису Ольгу Книппер, игравшую в его пьесе «Чайка», и постепенно изменил своё мнение. Переписка Чехова с супругой была очень обширной – с лета 1899 года до весны 1904 года они написали каждый примерно по 400 писем, и это только известные, подтверждённые документами, послания. Большую часть времени они проводили на расстоянии друг от друга – Чехов ездил лечиться в Ялту и на курорты за границей, а Ольга продолжала работать в Московском художественном театре. Она была бы рада мотаться везде вместе с мужем, с которым она поженилась в 1901 году, но он не позволял ей этого.

В своих письмах Чехов называл Ольгу «актрисулькой», «собакой моей», «змеей» и «балбесиком моим». В целом тон писем был очень милым и добрым. Например, он писал: «Не забывайте писателя, не забывайте, иначе я здесь утоплюсь или женюсь на сколопендре».

Ольга Книппер-Чехова
Ольга Книппер-Чехова

6. Он слишком много шутил

Шутки были незлобными, но, кажется, могут говорить о его стремлении зашутить любую ситуацию. Любимых такс он назвал Бром Исаич и Хина Марковна. Над нежно любимой матушкой подшучивал из-за её повышенной религиозности: «Мамаша, а что, монахи кальсоны носят?». В письмах издевался даже над собой и своей смертельной болезнью: «Видите, какой я калека. Но это я тщательно скрываю и стараюсь казаться бодрым молодым человеком 28 лет, что мне удаётся очень часто, так как я покупаю дорогие галстуки и душусь Vera-Violetta».

Близкий друг писателя, ещё один классик русской литературы Иван Бунин вспоминал, что в этой весёлости скрывалась невообразимая боль и трагичность. Как-то раз, когда авторы вместе гуляли по Ялте, Чехов спросил случайно замеченную в окне женщину, в курсе ли она, что на днях убили Бунина. И это при том, что «убитый» рядом давился от смеха! Только позже вечером Бунин узнал, что Чехов накануне прогулки кашлял кровью и думал о смерти.

7. У него не было домашней библиотеки

Испугались? Нет, покупал и читал книг он очень много, но дома не хранил, а раздавал знакомым и жертвовал городским библиотекам. Зато свои записные книжки Антон Павлович тщательно хранил. Их у него было много, они были разбиты по темам (дневник, адресная книжка, записная книжка с рецептами для больных, заметки о садовых делах, библиографические заметки и прочее) и всегда содержались в идеальном порядке.

Чехов с любимой таксой Хиной Марковной на ступеньках дома в Мелихово (1897)

8. Он стеснялся болеть

Чехов был скромным человеком и раскрывался только в переписке с близкими друзьями. С остальными он не любил говорить о себе, отказывался давать интервью газетам и обходился только перечислением сухих фактов из своей жизни, оправдывая это выдуманной болезнью – «автобиографофобией».

Именно поэтому он долгое время скрывал от окружающих свою болезнь. Туберкулёз (тогда он назывался чахоткой) мучил его около 20 лет, но Антон Павлович никогда не жаловался и просил помощи только в самых крайних случаях, когда заболевание его уже вконец измотало.

9. Он сумел предсказать одну чужую смерть и ещё одну – свою

Знаменитый режиссёр Станиславский, с которым Чехов был знаком по совместной театральной работе, вспоминал, как однажды в его доме писатель заметил известного в обществе мужчину. Все вокруг всегда считали этого человека очень весёлым и жизнерадостным, и только Чехова вдруг озаботило его поведение. Когда Станиславский спросил, чем же он так привлёк его внимание, писатель прямым текстом сказал, что видит человека, который наверняка собирается свести счёты с жизнью. Станиславский тогда только посмеялся, а через несколько лет узнал, что тот знакомый отравился.

Летом 1904 года врачи поняли, что надежды на выздоровление Чехова уже нет. На курорт в Германию он отправился умирать, а потому позволил супруге поехать вместе с ним. В ночь с 1 на 2 июля писатель проснулся и впервые на памяти близких людей сам велел послать за доктором. Громко заявил пришедшему врачу и супруге, что умирает, потом потребовал себе бокал шампанского, спокойно выпил, тихо лёг на левый бок и умер. Ему тогда было 44 года.