Баклан – птица прожорливая. Многие ихтиологи утверждают, что бакланы, если их достаточно много, могут заметно сократить рыбные запасы реки или озера.
Китайцы – народ умный и изобретательный, и к тому же слишком близко знакомый с продовольственной проблемой. Поэтому неудивительно, что именно в Китае придумали, как поставить чрезмерный бакланий аппетит на службу человечеству.
Принцип фокстерьера
Многие слышали о существовании норных охотничьих собак. Таковыми являются, к примеру, таксы и фокстерьеры. Их задача – забраться туда, куда человек по определению пролезть не может (например, в лисью или барсучью нору) и вытащить оттуда для хозяина добычу.
Есть и водные охотничьи собаки, например, спаниели. Они хорошо плавают, и их задача – приносить дичь, находящуюся в воде. Но, заметим, на поверхности воды – к примеру, тушку подстреленной утки.
Водная стихия человеку чужда, а рыбе она родная. Причем рыба плавает не по поверхности, а в толще воды, там, куда человеку проникать ну совсем неудобно. И вот китайцы додумались для ее добычи совместить в одном существе фокстерьера и спаниеля.
Бакланы подошли как нельзя лучше. Это довольно крупные птицы, способные ловить крупную рыбу. Они прожорливы, и потому охотятся много. Наконец, они пригодны к использованию там, где не применишь удочку или сети – среди водной растительности или в местах, где много затонувших коряг.
Остается решить две задачи: приучить баклана к человеку и сделать так, чтобы он охотился для хозяина, а не для себя, любимого. Оказалось, что и то, и другое несложно.
Собачка в перьях
Рыбалку с бакланами в Китае придумали давным-давно и успешно практикуют по сей день. Распространен этот прием и в соседних странах – Японии, Китае.
Сперва баклана в течение нескольких недель просто приручают, чтобы они привыкли к человеку. Особых сложностей тут нет – приручают же уток или гусей, а баклан от них непринципиально отличается. Птица привыкает к рыбаку, начинает понимать, что он с нею хорошо обращается, кормит, с ним безопасно.
Далее в ход идет технический прием вполне примитивного свойства. Баклану на шею надевают тонкое колечко. Оно сидит плотно, но не очень, как воротничок или галстук.
Украшение не мешает баклану дышать и пить, не давит и вообще не доставляет неприятностей. Мало того – есть оно тоже не мешает. Но исключительно небольшими порциями!
В обычном состоянии баклан способен проглотить даже весьма крупную рыбу – устройство его горла это позволяет. Жевать птицы не приучены вообще, у них и зубов-то нету! И вот после надевания колечка крупная рыба в прямом смысле начинает застревать у баклана в горле!
Дальше все просто – птице остается только просить помощи у «своего» человека! Довольный рыбак вытаскивает у нее из глотки добычу, а взамен угощает маленькой рыбкой, которая благополучно проходит через кольцо и попадает в бакланий желудок.
Если баклан сам в ходе охоты ловит мелкую рыбу – это тоже его законная добыча. Рыбаку же нужен кто побольше, и он это получает.
Опыт показывает, что довольно быстро бакланы понимают, чего от них хотят, и сами начинают тащить крупную рыбу хозяину, не пытаясь понапрасну ее глотать. Вкусное воздаяние за хорошее поведение не заставляет себя ждать.
Рыбалка с бакланами оказывается неожиданно эффективной – птицы быстро осваиваются, и работают много и охотно. Рыбаки же успешно осваивают те участки водоемов, где рыбы-то много, а ловить ее традиционными человеческими методами не получается. Все довольны.
С точки зрения биологии, домашние животные живут с человеком в симбиозе, то есть совместное существование выгодно обеим сторонам. В природе в симбиозе могут жить самые разные виды. Так почему бы не договориться людям и бакланам?