Найти тему

Как «гаоны» смогли подорвать власть «экзилархов».

Примерные границы правления династии Сасанидов, на пике их могущества.
Примерные границы правления династии Сасанидов, на пике их могущества.

Вскоре после того как фарисеи стали «законоучителями-раввинами» среди них развернулась полускрытая борьба за власть – в первую очередь между Эрец-Исраэлем и Вавилонией. Попутно, борьба шла и между академиями Суры и Пумбедиты, и между «гаонами» и эксилархом (лидером еврейской диаспоры). Плюс ко всему этому, предводителям евреев приходилось подстраиваться под события, происходившие в Римской империи, Парфянском государстве (Персии), и других странах. (Не удивительно, что они в конечном итоге «упустили» христианство, недовели до логичного конца «кризис третьего века» в Римской империи, и т.д. и т.п.)

Началом борьбы «гаонов» за власть можно считать деятельность «вавилонянина» Абба Арика (так же известного как Рав). Он был учеником Иегхуды ха-Наси – последнего из «таннаимов» (законоучителей-фарисеев), а заодно и последнего редактора созданной ими Мишны. Трудно сказать какие именно силы поддерживали Рава, т.к. есть только туманное упоминание об «учителях» из городов возле Суры. Фактом является то, что сразу после смерти своего учителя в 219 г., он вернулся на родину, где в городе Сура основал очень значимую «академию». После чего и принято считать, что закончился период Таннаим, и начался период Амораим, или «толкователей» - таннаимы якобы были «передатчиками устной традиции», а амораимы якобы «разъясняли устный закон».

Проще говоря - «вавилоняне» постепенно сумели оттеснить от власти «галилейцев». Происходившее тогда наиболее понятно на примерах Иерусалимского и Вавилонского талмудов. В них упоминается о 761 амораиме, при этом 367 из них действовали в Эрец-Исраэле с 200 по 350 гг., а 394 жили в Вавилонии с 200 по 500 гг. Даже эти цифры наглядно показывают, что Вавилония не только стала независимой от Палестины, но и заняла господствующее положение.

Естественно, что новоявленным «разъяснителям устного закона» была нужна "своя" светская власть, поэтому одновременно с поддержкой Рава, некие силы начали поддерживать Папака (одного из горных князьков) и его сыновей. В результате чего в 224 году Ардашир (сын Папака) «волшебным образом» сумел разгромить армию парфян, став основателем новой династии - Сасанидов. Фанатичное зороастрийское духовенство и аристократия нового правителя тут же устроили гонения на иноверцев (евреев) и оттеснили их с ключевых должностей, таких как «смотритель каналов» (он же сборщик налогов). «Разъяснители» показательно вознегодовали по этому поводу вместе с обиженной павствой, а затем опять начали пропихивать во власть евреев, но только уже из числа своих людей. В результате, в правление Шапура 1-го (250 г.) вавилонские евреи опять процветали среди персов. Хотя, как всегда и везде, в Персии происходили "еврейские качели". К примеру, известно, что правитель Сасанидов Бахрам 5-й (420-439) был сыном еврейки (его брат Шапур стал царём Армении), а Иездегерд 2-й (439-459) наоборот, сильно осложнял жизнь евреям.

После смерти Абба Ариха, его ученик Иуда бар Иезекииль решил повторить путь учителя – он отделился и основал в Пумбедите собственную ешиву. При этом, силы, стоящие за Иезекиилем, были настолько серьёзными, что «академия Пумбедиты» с переменным успехом действовала около 800 лет, временами составляя конкуренцию «академии Суры».

Кстати, место для академий было выбрано не случайно – они располагались недалеко от столицы Сасанидов Ктесифона, одного из самых крупных городов того времени. Не является секретом и то, что Абба Арика выбрал город Суру за то, что его население отличалось особенным невежеством, а за счёт развитого земледелия они могли прокормить множество бездельников (число «академиков» и их учеников быстро возросло до 1200 человек).

Постепенно (примерно с 375 г. и до середины 10-го века) Сурская академия стала лидирующей, вплоть до того, что эксиларх (лидер общины) ежегодно прибывал туда для совершения своих официальных приемов. Для справки: ещё в 6-м веке до н.э. у евреев прекратилась царская династия, после чего функцию царей стал выполнять экзиларх. Он осуществлял надзор за порядком, регулировал цены, был судьей для важнейших дел, собирал от еврейского населения подати для государства, и т.д. и т.п. Естественно, что экзиларх жил с чрезвычайной пышностью, владел большими земельными поместьями и большим числом рабов.

Вот институт экзилархов и решили разрушить «главы иешив Суры и Пумбедиты», более известные как «гаоны». Уже в 275 г. Генива (ученик Равы) решительно выступил против эксиларха, но данная попытка с треском провалилась, т.к. эксиларх, с помощью «законоучителей» Эрец-Исраэля, легко организовал казнь Генивы сасанидскими властями.

Под вопросом стоят события в период правления Пероза (460-484), когда в 471 г. был казнен эксиларх Гуна Мари бен-Мар Зутра - имеющихся данных недостаточно для выводов о случайности событий, или о злом умысле со стороны гаонов. Но можно уверенно сказать, что свою следующую атаку «гаоны-вавилонцы» начали в конце 5-го века, воспользовавшись ослаблением власти Сасанидов. В 491 г., ими для расшатывания обстановки в Персии, были организованы восстания в Армении, Иберии, и др. регионах. Но это были отвлекающие действия – главный удар наносился т.н. «маздакитами».

Ещё в первой половине 3-го века (одновременно с деятельностью Абба Ариха) «вавилонцы» создали синкретическое религиозное учение «манихейство», представлявшее из себя «винегрет» из христианско-гностических верований, зороастризма, буддизма, и других местных религий и верований (в зависимости от страны, где действовали манихейцы). Вот одну из этих сект «манихейцев» (действовавшую внутри зороастризма) гаоны и начали преобразовывать в «маздакитов». При этом, их конечной целью было значительное ослабление власти эксиларха, и тем самым возвышение значимости гаонов.

Кстати, весьма интересно, что в социальном отношении, идеи маздакитов были весьма похожи на идеи… коммунистов.

Свою ставку гаоны сделали на правителя Персии Кавада 1-го, в окружение которого «купцы» и пропихнули Маздака (основателя маздакитов). Тот, пользуясь своим влиянием на главу государства, устроил в стране настоящий террор (позднее потомки победителей постарались уничтожить все подробности, но даже сохранившихся недомолвок хватает понять, что тогда творился настоящий кровавый хаос), в результате которого эксиларх Мар Зурта 2-й, вместе со своими родственниками, был вынужден взяться за оружие (т.н. «Восстание евреев во главе с Мар Зуртой 2-м»). Уже через 7 лет он был жестоко и показательно казнён Сасанидами, а ещё через восемь были уничтожены, сыгравшие свою роль и ставшие больше ненужными, маздакиты.

С этого момента, Сура и Пумбедита стали считаться единственными важными местами обучения, а их главы пользоваться бесспорным авторитетом. Постепенно «гаон» стал официальным титулом, и как результат – с 589 года официально начался «Период Гаонов» (длившийся до 1138 г.). После этой победы, гаоны сосредоточили свои усилия на очередном подправлении иудаизма, начав примерно в 550 г. составление «Вавилонского талмуда» (его окончательная форма была завершена примерно в 700 году). А значение экзиларха стало быстро падать, и он все откровеннее становился «свадебным генералом». Очередной удар по престижу данного «лидера общины» был нанесён в 825 году при халифе Аль-Мамуне, а официальное упразднение титула произошло в 1401 г. при Тимуре (Тамерлане).

Для справедливости стоит добавить, что экзилархи иногда пытались "взбрыкивать". К примеру, во второй половине 8-го века гаоны назначили на пост "рош галута" (экзиларха) не амбициозного Анана, а его более покорного младшего брата. В ответ Анан, со своими сторонниками, начал яростную борьбу против "мудрецов" и создал секту караимов, отрицавшую Устную Тору, в том числе и Талмуд.