Найти тему
Екатерина Баранова

Про групповую терапию

Оглавление

Групповой формат работы в психологии — очень эффективный, распространенный и... сложный. Только достаточно подготовленный и устойчивый терапевт может успешно провести группу к нужному результату. Если пока не хватает уверенности и опорности — лучше тренироваться на учебных группах под непосредственной супервизией.

Изображение от freepik: https://ru.freepik.com/free-photo/ludi-srednego-kadra-na-seanse-
Изображение от freepik: https://ru.freepik.com/free-photo/ludi-srednego-kadra-na-seanse-


Итак, начнем сначала

На днях я стала участницей группы, где ведущая не справилась со своей ролью, без боя отдала власть народу, и группу разметало, как ту самую грелку. Подробностей не будет. Но будет разбор, что такое хорошо и что такое плохо.


1. Тема группы

Тут важна собственная уверенность и устойчивость в тех процессах, о которых вы хотите говорить. Если вы не в контакте со своей собственной агрессией, она у вас вытеснена, вы не готовы открыто выносить её в поле и работать с ней осознанно, она выместится в процесс и все равно возьмет свое. Если вы не готовы, не знаете, не умеете и не понимаете, что с ней делать и как ее качественно утилизировать, не берите темы, которые изначально связаны с возможной агрессией.

Такие темы, как "умение говорить нет", "способность ясно потребовать полагающееся", "проявление и заявление о себе" — это хорошо так заряженные агрессией темы. Удивлены? Я здесь не буду раздувать статью и напишу про агрессию отдельно. Это лишь несколько тем из десятков, которые эту самую агрессию поднимают будь здоров. И если вы сами не можете оседлать процесс, то процесс вас оседлает и выплюнет.

Изображение от freepik: https://ru.freepik.com/free-photo/ludi-srednego-rosta-v-kniznom-klube_36300343.htm
Изображение от freepik: https://ru.freepik.com/free-photo/ludi-srednego-rosta-v-kniznom-klube_36300343.htm

2. Авторитет

На группе могут присутствовать люди, более возрастные, более статусные, богатые, сильные, влиятельные, и вы можете о них споткнуться.

Ваша устойчивость — это в том числе про то, чтобы уметь держать свой статус ведущего и не сдуваться под воздействием таких участников. Цена — вся группа будет размазана, границы размыты, эффективность на нуле. А у кого-то и в минусе, ретравматизацию никто не отменял.

3. Границы

Что это значит, уметь держать границы на группе? Это значит классическое триединство: место, действие, время.

Место, или пространство, это то, где мы находимся и как мы там размещаемся, сколько места у каждого участника, сколько у ведущего, могут ли люди толкаться, выходить вперёд или передвигаться по залу. А если это зум? А тут все то же самое. Люди и в зуме будут толкаться, входить, выходить, сидеть, вставать, кричать, молчать и так далее. И здесь нужно выработать четкие правила: когда мы говорим, как мы говорим и чего не говорим никогда.

Действие. Здесь у нас есть фокус на происходящим, на контакте между людьми, на процессе, который проходит в группе и между участниками. Группы бывают разные. Но: "Лучшая импровизация — подготовленная импровизация". Это значит, что желательно прописать все ключевые процессы в группе, вплоть до минуты. Да, как конспект урока. Да, как сценарий. Поверьте, это знатно повышает безопасность и успокаивает людей. А неизвестность пугает. Тут, смотря какой вам нужен результат.

И время. Вот про поминутный план — это я не просто так. Это поможет ориентироваться, вовремя реагировать, менять деятельность и вовремя заканчивать процессы. Это очень важный навык, который, опять же, повышает безопасность, а значит, эффективность групп.


4. Групповая динамика

Ее нужно знать, понимать и уметь управлять. Групповой процесс не должен захватывать, погружать и нести, вы должны точно знать и видеть, что, как и почему происходит. И уметь сменить фокус группы, дать нужное упражнение для утилизации той же агрессии, развернуть в конструктив, когда есть предпосылки к потере управления.

Изображение от freepik: https://ru.freepik.com/free-photo/people-with-notepads-armchairs_1313830.htm
Изображение от freepik: https://ru.freepik.com/free-photo/people-with-notepads-armchairs_1313830.htm


Неудачный вариант

Что произошло на группе, где я попала в свою травматическую воронку?
Ведущая замялась перед лицом более статусного, уверенного и жесткого участника, она свернулась и потеряла внимание группы. Она вытеснила свой процесс и не отследила, как этот процесс захватил группу и развернулся в полном объёме. Она не уложилась в тайминг, хотя заявляла несколько раз о конкретных планах по времени. Она никак не вмешалась в процесс, когда одна участница начала фактически поучать другую и конфронтировать с ней.

И я не говорю уже о неподготовленных упражнениях и невладении темой встречи.

Конечно, у меня были неудачные группы, провальные собрания, лекции и семинары, где я налажала по полной. И конечно, это моя не первая неудачная встреча как у участника. Но я очень стараюсь делать выводы и вносить корректировки с каждой своей новой группой. И этот разбор я делаю прежде всего для себя, чтобы вынести максимально полезный опыт и применить его в своей практике.

Что ж, учите матчасть и рефлексируйте. Но не слишком.