Найти в Дзене
КиноБуква

«Год собаки» - перестроечная драма о любви и последнем шансе на выстраданное счастье в нечеловеческих условиях

Оглавление
«Когда я была маленькая, мне с мамой цыганка нагадала, что вторая половина моей жизни будет счастливая. Представляете, как я долго ждала?
Вот я сейчас сижу, смотрю на реку… думаю — это вторая жизнь».

Перестроечное кино – это почти всегда рефлексии на тему того, что происходит в стране. Отражение состояния души простого человека. И можно сколько угодно говорить, что 90-ые – это сплошь чернуха, но снимали и прекрасные фильмы. Сегодня как раз о таком.

Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович
Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович

Фильм-пособие для тех, кто вообще не принимает эту эпоху, для тех, кто не смотрит «такое» кино, для тех, кто не знаком с творчеством Инны Чуриковой и Игоря Скляра. Их дуэт здесь – не просто идеален. Он гениален. А ещё это последний фильм режиссера Семёна Арановича. Последний и самый лучший.

🎬Год собаки (1994)

Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович
Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович

Сценарист фильма Вадим Михайлов как-то сказал, что в основе сюжета лежит реальная история, взятая из заметки в «Комсомольской правде» о каком-то зэке, сбежавшем из колонии. Он добрался до Чернобыля и прожил там несколько месяцев, пока не умер от лучевой болезни.

Зэк из «Года собаки» не сбежал, он отсидел, как ему и положено, от звонка до звонка, а теперь вернулся домой, в родную коммуналку к пьяной и распутной сестре, просто пьяной матери и бабке, которая отказывается его прописывать.

Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович
Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович

Сергею Кожину (Игорь Скляр) тридцать лет, из которых семнадцать он провел на зонах. Он не знает, как жить. Мир изменился. И ему нет места в этом мире. Он хорохорится и бравирует, и прячет исколотые руки под старый пиджак.

Едва выйдя в город, он ворует кошельки. И один такой кошелек в итоге переворачивает всю его загубленную жизнь.

Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович
Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович

Сергей знакомится с Верой Морозовой (Инна Чурикова). Она много старше его, когда-то была неудачно замужем, а сейчас влачит жалкое существование одинокой тётки в общежитии.

Вере льстит внимание Сергея. Она знает, откуда он, радуется возвращенному кошельку и пытается принять бывшего уголовника со стажем в свой мир. Вера – одухотворенная интеллигентка, которая ассоциирует номер своей комнаты с годом смерти Пушкина и приглашает Сергея в филармонию на концерт классической музыки.

Но Сергей не перевоспитывается, музыка его не впечатляет. От Веры ему нужен секс, которого он был лишен. Ну и еще котлеты.

Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович
Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович

Да только Вера не из таких. Она ранима, нежна, заботлива. Она знает все о прощении, смирении и страдании. Она всю жизнь ждет счастья и не готова к тому, что её счастье – это человек, только что убивший на вахте общежития её обидчика заточенным карандашом.

«Я на свободе. В какие двери хочу, в такие и вхожу».

Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович
Кадр из фильма «Год собаки», 1994 год, режиссер Семён Аранович

Тут то и наступает второй период Вериной жизни. Счастливый. Тут можно долго рассуждать, какая она дура, что сбежала вместе с убийцей и вообще не жалеть его самого (в конце концов, он уже не изменится никогда, система его сломала). Но ощущение, что жизнь её, пусть и не проходила на зоне, но была также безнадежна, как и у Сергея. Вера влюбилась отчаянно. Так может любить человек, которому нечего терять. Или который хочет потерять всё, но хоть на мгновение почувствовать себя живым.

«Приснилась мать… она мыла мне голову, и когда мама моя мама мыла эту голову, она сказала: «Сереженька, тебя не отмыть никогда».

И они бегут вместе, два совершенно разных человека, которых не связывает вообще ничего. Бегут, чтобы попасть в какую-то деревню, где никого нет, потому что жители эвакуированы из-за радиации. Бегут, чтобы наладить там быт, варить супы, сосуществовать с мародёрами, ворующими мешки с зараженной крупой, чтобы потом продавать её в городе. Бегут, чтобы урвать свой луч солнца, пусть и последний.

«У нас был вчерашний день. У нас есть этот день. Даст Бог, будет завтрашний».

Очень морально страшное кино. И очень эмоциональное. Как оголенный нерв. Пронзительное, щемящее, настоящее, безнадежное. Но оторваться от глаз Чуриковой и Скляра невозможно. До самого финала, когда, казалось бы, хуже уже быть не может.

История одной непримечательной, печальной и одинокой женщины, выбравшей эти несколько дней счастья, зная, что и он умрет, и она умрет. Но у них был вчерашний день…

А вы смотрели «Год собаки»? Вера могла поступить иначе, или это была бы уже не Вера?