Что такое образ? Давайте попробуем окунуться в это слово и постараемся дать ему наиболее четкое определение.
Для начала сделаем небольшое отступление. Однажды я думала о том, почему в споре с каким-либо человеком мне порой бывает сложно описать свои ощущения, которые я испытала в том или ином опыте. В момент этого размышления я сидела у окна и смотрела на то, как солнце освещает мой двор. Это было дневное солнце, и потому на него было невозможно смотреть. В наблюдении за солнцем размышления сошлись в одну точку, и мне пришло интересное рассуждение.
Оно заключалось в следующем.
Можно ли передать образ солнца? Когда мы говорим: «Я увидела образ солнца», то мы выражаем то, что когда-то увидели, почувствовали на себе. У этого есть какие-то черты, характеристики, свойства, признаки. Все вышеперечисленные параметры определяют этот образ, однако каждый из них по одиночке будет мало что означать, он будет доносить неполную картину. Другими словами, только цельное определение передает тот самый образ, о котором мы говорим.
По примеру солнца, если мы скажем, что я увидела что-то круглое, то это может быть и футбольный мяч, и зрачок глаза, и арбуз. Мало сказать только о форме. Есть еще и цвет – то особое свечение, которое излучает солнце, и оно связано с его температурой, химическими свойствами. Есть еще и его магнитные свойства, когда мы можем ощущать так называемые магнитные вспышки. Мы можем пойти дальше и рассказать о том, как обжигает солнце, заставляет нас щурить глаза, наблюдать загар на коже и появляющиеся из-за солнца веснушки на лице. В общем, мы видим, что тем точнее мы можем понять образ солнца, чем мы больше узнали характеристик о нем.
Вопрос следует такой: можем ли мы все-таки передать образ о солнце посредством вербального описания другому человеку? И смог бы этот самый другой понять это умственно-логическим путем? То есть может ли ум в полной мере сопоставить все характеристики предмета или явления и выдать информацию об образе? Здесь напрашивается вывод: мы непременно можем записать, заучить, запомнить все характеристики солнца и сказать: да, это солнце. И все же, чисто интеллектуально, мы не можем это знать. А знать мы можем только тогда, когда почувствовали все эти характеристики на себе: выглянули в окно в солнечную погоду, посмотрели на солнце, увидели его влияние; это таяние снега зимой, это повернутые растения в сторону солнца, это загар на коже, это слепота в глазах при попытке посмотреть на солнце и многое-многое другое. В таком случае ты знаешь что такое солнце только на пережитых тобой ощущениях. И в таком случае, солнце – это не просто сбор аргументов.
Таким образом мы поняли, что образ можно освоить и понять, только пережив его составляющие лично. Пережить его – значит пройти определенный цикл от взаимодействия с тем или иным предметом или ситуацией, увидев его визуально, почувствовать его запах, увидеть последствия взаимодействия, и дальнейшие шаги, к которым приводит этот опыт.
При этом каждый человек в отдельности будет говорить именно о своем, индивидуальном опыте. Скажем, если взять то же солнце, то мы можем абсолютно точно сказать, что человек более европейской кожи намного больше будет жаловаться на появление веснушек или солнечный ожог, чем это скажет азиат или африканец.
Из всего этого следует вывод, что настоящее Образование – это пережитый опыт. Здесь можно также говорить о его частоте и интенсивности, и конечно же, о нашей реакции на него. Как все это вышесказанное можно применить в своей жизни? Давайте поразмышляем.
Это применимо в анализе своего состояния и настроения. К примеру, тревога. Тревожность – это настоящая пандемия современного общества. Подумайте о том, почему вы тревожитесь так сильно по какой-то причине. Что вложено в основу, какая мысль? Быть может очень многое из того, что человек себе воображает – не соответствует настоящей реальности? Скажем, последствия того, что что-то может не получиться. Катастрофа, возникающая в голове по этому поводу – прожитый ли это образ ситуации? Действительно ли мы видим реальность в данной ситуации? Хотим ли мы познакомиться поближе с этой ситуацией? Каковы реальные последствия? Мы транслируем то, что мы действительно пережили или то, что мы услышали от других, увидели в фильме, разукрасили в негативные оценки?
Соприкосновение с реальностью – вот ответ для тревожных людей. Более подробно опишем это в других статьях.
Где еще это применимо?
Как минимум в конфликтах. Уверенны ли вы, что человек неправильно мыслит, плохо относится к вам, делает вам больно, обижает вас? Каков образ того, что он вкладывает в свои действия? Какие ситуации он пережил, какой темперамент ему достался от природы? В действительности образ видения ситуации у этого человека – плохой? Вопрос, который наводит на множество раздумий.
Реформы в образовании. Если вы педагог, как вы можете научить детей предмету более ёмко и понятно? Можно ли на основе вышеописанных рассуждений придумать новые методы усвоения знаний? Станут ли ученики противиться знаниям, если это мотивирует их глубинные природные намерения понять как устроена жизнь?
Список может пополняться и пополняться.
Но в нынешний век люди предпочитают статьи покороче. Поэтому остановимся тут, а погружение в предмет будет еще более интересным в следующих публикациях.