Найти тему
Абирег

Как повлиял «исход» иностранных собственников из воронежского бизнеса на региональную экономику?

Как воронежские компании работают после смены владельцев с иностранных на «отечественных»?

   Как повлиял «исход» иностранных собственников из воронежского бизнеса на региональную экономику? Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky
Как повлиял «исход» иностранных собственников из воронежского бизнеса на региональную экономику? Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky

В рамках спецпроекта «Рейтинг бизнес-иноагентов Черноземья» редакция «Абирега» решила вспомнить, какой бизнес, долго и успешно функционирующий до начала специальной военной операции под руководством иностранных компаний или граждан, был передан в управление российским менеджерам. Что стало с предприятиями, когда из уравнения убрали «зарубежную переменную»?

Одной из знаковых компаний, которая поменяла учредителя, стала «Сименс энергетика трансформаторы». Сейчас предприятие носит название ООО «Воронежский трансформатор». Немецкая Siemens Energy покинула черноземный рынок в 2022 году, перепродав активы российской энергетической компании «Интер РАО». Смена собственника не сказалась негативно на деятельности предприятия. Финансовые показатели улучшились по сравнению с прошлым годом. Выручка выросла с 3,1 млрд рублей до 5,9 млрд рублей, а чистая прибыль из минуса 137,5 млн рублей вышла в плюс и увеличилась до 955,5 млн рублей.

Летом 2023 года еще один воронежский производитель сменил собственника на «отечественного». Холдинг «Аквалайф ресурс», управляющий компанией «Черноголовка», выкупил у американской компании Kellogg воронежский завод по производству завтраков и печенья ООО «Келлогг Рус». Предприятие переименовали в ООО «Любятово». В данном случае финансовые показатели стали несколько хуже. Выручка предприятия упала с 10,7 млрд рублей до 7,1 млрд рублей, а чистая прибыль сократилась с 1,6 млрд рублей до 262,8 млн рублей. Стоит отметить, что ГК «Черноголовка» в марте этого года заявила о приобретении российского бизнеса по производству детского питания американской компании Kraft Heinz. Речь идет о комбинатах в Иваново и Георгиевске.

В апреле 2023 года завершил сделку по продаже своего бизнеса в России американский агротрейдер Bunge. Воронежский маслоэкстракционный завод, введенный в эксплуатацию в 2008 году, перешел в руки Карена Ванецяна, владельца «ЭксОйла». Мощность предприятия составляет 540 тыс. тонн сырья в год, что позволяет производить свыше 200 млн бутылок подсолнечного масла (торговые марки «Олейна», IDEAL, «Масленица» и др.). Юридическое лицо ООО «Масленица», которое официально указано на сайте производителя, показало, что в 2023 году выручка предприятия составила 26,2 млрд рублей, что на 5,2 млрд меньше, чем в 2022 году, а чистая прибыль, напротив, увеличилась 3,2 млрд до 3,4 млрд рублей.

«Экономика регионов в связи с уходом иностранных учредителей, конечно, слегка изменилась, но изменения эти критичными назвать нельзя. Большинство компаний до сих пор функционируют под началом российских управленцев, а если какие-то ушли вовсе, то их место на рынке заняли другие отечественные предприятия. Отмечу, что при этом временно экономические показатели в разных отраслях могут снижаться, однако они быстро придут в норму», - считает эксперт-экономист, к которому мы обратились за комментарием.

Напомним, что бизнес-издание «Абирег» продолжает спецпроект «Рейтинг бизнес-иноагентов Черноземья». Эксперты порассуждают о последствиях национализации крупных предприятий, о возможностях русского бизнеса в отсутствии конкурентов из-за рубежа, а также о критериях, по которым можно вычислить потенциального иноагента среди предпринимателей. Ведь не все предприятия с иностранной долей участия, несмотря на усложнившиеся политические связи, приняли решение о смене собственника. К примеру, претендент на звание компании-иноагента производитель оборудования для сахарных заводов «БМА Руссланд» до сих пор работает на немецких владельцев. Соответственно, конечные бенефициары находятся в недружественной стране, которая является одним из основных проводников антироссийской политики. Так же как и ООО «Воронежские дрожжи», которое принадлежит французской «Компани де Левюр Лесафр». Интересно, если бы у предприятия были русские владельцы, название компании реже бы встречалось в новостях об экологических нарушениях?